Файл: Методическое пособие по неонатологии предназначено для студентов медицинских вузов, врачейинтернов, клинических ординаторов, неонатологов и врачей всех специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
160
Необходимы постоянный мониторинг основных параметров жизнедеятельности и, как обратная связь, быстрое корректирование как параметров ИВЛ, так и инфузионной, медикаментозной терапии.
Диагностика пневмопатий
Диагнозставится на основании клинической картины и рентгенологического исследования грудной клетки.
Рентгенологически для БГМ характерна появляющаяся в первые 6 часов жизни
триада симптомов:
1) диффузные симметричные очаги пониженной прозрачности (симптом «матового стекла» без или с признаками «сетчатых легких»);
2) воздушная бронхограмма;
3) пониженная пневматизация периферических легочных полей.
Нодозно-ретикулярные изменения (сетчатые, мозаичные, зернистые, бисерные) трактуются как рассеянные ателектазы.
Для отечно-геморрагического синдрома типично уменьшение размеров легочных полей, «размытая» рентгенологическая картина, что клинически сочетается с выделением пенистой жидкости с кровью изо рта.
Рентгенологические признаки БГМ исчезают через несколько часов или 1-3 дня в зависимости от тяжести заболевания, применялся или не применялся экзогенный сурфак- тант.
Пренатальный диагноз основан на том, что легочная жидкость плода из воздухоносных путей попадает в околоплодные воды, и по фосфолипидному составу ее можно судить о зрелости легких плода. Если уровни лецитина и сфингомиелина, насыщенного фосфатидилхолина в околоплодных водах, превышают 5 мг/л или фосфатидилглицерола – 3 мкмоль/л, СДР развивается очень редко (менее 1% случаев). Если соотношение лецитин/сфингомиелин (Л/С) более 2,0, вероятность СДР – 2%, если в пределах 2,0-1,0 – 50%, а если менее 1,0 – 75%.
«Пенный тест» – используют околоплодные воды или 1 мл желудочного содержимого, полученного при помощи полиэтиленового катетера в первый час жизни. К
0,5 мл околоплодных вод или желудочного содержимого добавляют 0,5 мл абсолютного этанола (95%). Стеклянную пробирку (диаметр 1 см) энергично встряхивают в течение 15 секунд, через 15 минут оценивают результат теста, приблизив пробирку к черной бумаге.
Тест положительный, если на поверхности имеется одиночное или двойное кольцо пузырьков. Тест отрицательный, если пузырьков нет, и слабо положительный, если имеются единичные мелкие пузырьки, заполняющие 1/3 окружности или менее. В случае положительного теста вероятность СДР составляет около 4%, слабо положительного – 20%, отрицательного – 60%.
Объем мониторинга у детей с СДР:
• Непрерывный мониторинг ЧСС и АД.
• Чрескожная оксигемоглобинометрия, лучше чрескожное определение рО
2 и рСО
2
в артериальной крови.
• Оптимально определять рО
2 и рСО
2
в крови, полученной при катетеризации пупочной, лучевой или большеберцовой артерии и из центральной вены, с анализом артериовенозной разницы напряжения кислорода, т.е. потребления кислорода тканями.
• Каждые 3-4 часа необходимо измерять и фиксировать в карте наблюдения температуру кожи живота, диурез, КОС, уровень гликемии.
Ежедневно или через день производят: рентгенографию грудной клетки, определение гематокрита, ЭКГ;
Клинический анализ крови; посев крови и содержимого трахеи;
Определение в сыворотке крови уровней азота мочевины, калия, натрия, кальция и магния, общего белка и альбуминов;
161
Определение объема циркулирующей крови, скорости мозгового кровотока и осмолярности крови;
Коагулограмму с определением продуктов деградации фибриногена и фибрина (по показаниям);
Определение уровня натрия в крови в начале – 2-4 раза в сутки, ибо велика опасность гипернатриемии из-за обезвоживания.
Дифференциальный диагноз проводят с дыхательными расстройствами как легочного (пневмонии, пороки развития легких и др.), так и нелегочного генеза (вторичные дыхательные расстройства – внутричерепная родовая травма головного или спинного мозга, врожденные пороки сердца, диафрагмальная грыжа, полицитемия, метаболические нарушения и др.).
Агенезия хоан обусловливает невозможность дышать носом и появление цианоза, расстройств дыхания после нормального первого вдоха. Типичны обильные слизистые выделения, заполняющие нос. Провести катетер или зонд через нос в носоглотку не удается.
Лечение хирургическое, но сразу же вводят воздуховод в рот.
Трахеопищеводные свищи клинически проявляются поперхиванием, приступами цианоза, кашлем, появлением хрипов в легких в момент кормления или сразу после него.
Контрастное исследование пищевода (с водорастворимым контрастным веществом) и бронхоскопия подтвердят диагноз.
Диафрагмальная грыжа выявляется при рождении или вскоре после него нарастающим тяжелым расстройством дыхания. Типичен малый ладьевидный живот, втянутая передняя брюшная стенка при рождении. При осмотре видны асинхронные движения правой и левой половины грудной клетки и смещение верхушечного толчка сердца, чаще вправо (ибо левосторонняя диафрагмальная грыжа встречается в 5-10 раз чаще, чем правосторонняя), резкое укорочение перкуторного тона в нижнем отделе легкого и отсутствие здесь же дыхательных шумов, внезапный цианоз при положении ребенка на здоровом боку. Рентгенография грудной клетки показывает наличие в грудной клетке несвойственных структур (кишечник, печень и др.). Лечение хирургическое.
У детей с родовой травмой головного и спинного мозга, наряду с расстройствами дыхания, отмечаются и признаки поражения ЦНС. В диагностике патологии мозга помогают: нейросонография, рентгенография позвоночника, люмбальная пункция и др.
Врожденные пороки сердца «синего типа» и синдром персистирующей фетальной циркуляции иногда трудно отличить от СДР. Однако в первые часы жизни у детей с СДР зачастую обычный цвет кожных покровов. При использовании 100% кислорода для дыхания в течение 10-15 минут, особенно при постоянном положительном давлении в воздухоносных путях, у детей с СДР парциальное давление кислорода повышается, тогда как при пороках сердца синего типа этого не происходит. Дополнительные исследования: рентгенография грудной клетки, ЭКГ, результаты эхокардиографии.
Пневмонии,
вызванные стрептококками
В, другими стрептококками
(пептострептококки, энтерококки), дают клиническую картину, практически не отличимую от СДР, ибо вызывают ингибирование сурфактанта и отсюда его дефицит. Диагностическое значение в этом случае имеет выявление других инфекционных очагов, результаты клинических анализов крови, посевов крови, содержимого трахеи.
Лечение пневмопатий
Температурная защита. Каждые 1-2 часа фиксируют температуру тела ребенка, и если она ниже 36°С, то температуру воздуха в кувезе повышают на 1- 2°С, а если выше
37°С, то снижают.
Недоношенных с очень малой массой тела целесообразно даже в кувезе помещать в пластиковую камеру, чтобы уменьшить потери тепла через конвекцию, а также неощутимые потери воды.
162
Поэтому всем детям на голову надо надеть шапочку, ибо потери тепла и воды с головы очень велики.
Свести до минимума травмирующие воздействия – болевые и др.
Поддержание проходимости дыхательных путей. Положение ребенка с СДР на столике или в кувезе должно быть со слегка разогнутой головой («поза для чихания»). Для этого под верхнюю часть грудной клетки подкладывают валик толщиной 3-4 см.
Периодическая смена положения ребенка (поворот слегка набок, на живот и др.) стимулирует трахеальный дренаж.
По окончании острого периода прибегают к вибрационному массажу, физиотерапии, аэрозольтерапии.
Нормализация газового состава крови достигается обогащением кислородом вдыхаемого воздуха, различными вариантами создания повышенного давления в воздухоносных путях при спонтанном дыхании (СДППД – спонтанное дыхание с постоянным положительным давлением в воздухоносных путях) через назальные канюли
(NСРАР – nose continuous positive airway pressure – носовое постоянное давление воздухоносных путей) или ИВЛ.
При РО
2
менее 50 мм ртутного столба концентрацию кислорода во вдыхаемом воздухе в кувезе увеличивают до максимальной, установив над головой ребенка колпак.
Если и это не приводит к нормализации РО
2 крови, то начинают СДППД (оптимально через назальные канюли).
Другими показаниями к началу проведения СДППД являются:
• стойкая одышка и экспираторные шумы;
• оценка по Сильверману 5 баллов и более (даже при нормальном цвете кожных покровов);
• отрицательный «пенный тест» с околоплодными водами или содержимым желудка, полученным тотчас после рождения, отсутствие в них фосфатидилглицерина.
Реже используют метод Мартина (мешок Мартина). Мешок крепится на шее ребенка поролоновой лентой так, чтобы мизинец врача свободно проникал между мешком и шеей.
Расширяющее давление на выдохе при СДППД обычно находится в пределах 4-6 см водного столба (т.е. на эту глубину погружается трубка, по которой выходит воздух из мешка). Начинают СДППД с подачи подогретого до 32-34°С увлажненного кислорода, и далее под контролем клинического эффекта и РО
2 крови концентрацию его во вдыхаемой смеси постепенно снижают, добиваясь РО
2 артериальной крови 50-80 мм ртутного столба.
Показаниями для ИВЛ являются: невозможность достичь нормализации РО
2 крови на фоне NСРАР, оценка по Сильверману более 5 баллов, не снижающаяся на фоне NСРАР;
РО
2 ниже 60 мм ртутного столба; РСО
2 более 65 мм ртутного столба, а при массе тела менее
1250 г – более 60 мм ртутного столба; рН<7,2.
Опасности кислородотерапии:
• сухой и холодный кислород повреждает легкие, способствует спазму артериол, легочной гипертензии, ацидозу, торможению синтеза сурфактанта. Подогрев кислорода до
32-34°С является обязательным (при ИВЛ – до 36-37°С), так же как и его увлажнение.
• опасность токсического действия кислорода реальна при РО
2 артериальной крови более 80 мм ртутного столба, держащимся несколько часов, что ведет к повреждению глаз, легких и ЦНС. При отсутствии адекватного мониторинга и варьирования параметров ИВЛ могут развиться баротравма и волюмотравма легких, синдромы утечки воздуха, легочное кровотечение, гипероксия, а отсюда ретинопатия недоношенных, легочное кровотечение,
ВЖК.
Поддержание КОС. Необходимо корригировать лишь патологический ацидоз (рН менее 7,25), причем только после налаживания ИВЛ или ВВЛ. Если патология со стороны легких привела к столь существенному нарушению КОС, то это прямое показание для ИВЛ или ВВЛ. Должное количество натрия гидрокарбоната вводят капельно в виде 4,2%
163 раствора в течение 1 часа. Важно помнить, что алкалоз провоцирует внутричерепные кровоизлияния, остановки дыхания у недоношенных.
Борьба с анемией и гиповолемией, гипотонией. В острую фазу болезни необходимо поддерживать гематокритный показатель не ниже 0,4, ибо анемия – фактор, поддерживающий тканевую гипоксию. Переливают эритроцитную массу. Показано прямое переливание крови, что уменьшает тканевую гипоксию, для коррекции дефектов гемостаза при декомпенсированном ДВС-синдроме и является иммунопротектором при инфекциях.
Переливание цельной крови резко ограничивают в связи с опасностью инфекций (не только гепатиты В и С, ВИЧ, но и цитомегаловирус, ибо у 6-12% доноров имеется цитомегаловирус в крови), изосенсибилизации.
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 40
Инфузионная терапия и питание. Через 30-40 минут после рождения начинают плановую инфузионную терапию. Объем вводимой жидкости в первые сутки жизни – 50-
60 мл/кг с дальнейшим увеличением по 20 мл/кг на каждый последующий день (на 7-й день около 140-150 мл/кг). Особенно осторожно надо вводить жидкость и расширять ее суточный объем при олигурии у ребенка. Когда появился диурез (более 2 мл/кг/час), объем жидкости увеличивают смелее (до 40 мл/кг за сутки). В фазу олигурии избыточный объем жидкости может способствовать поддержанию открытого артериального протока, отечности легких, быть фактором повышенного риска последующего развития бронхолегочной дисплазии. Восстановление диуреза – признак начала фазы выздоровления.
В первые сутки жизни переливаемая жидкость – 5-10% раствор глюкозы, со вторых суток к ней добавляют натрий и хлор 2-3 ммоль/кг/сутки и калий, кальций по 2 моль/кг/сутки. Состав инфузионного раствора корригируют в зависимости от состава крови, поддерживая уровень натриемии в пределах 135-145 ммоль/л плазмы. Для профилактики тромбирования катетера и регионарного сосуда во вливаемые растворы добавляют гепарин в дозе 0,2-0,5 ЕД на 1 мл переливаемой жидкости.
Объем и характер инфузионной терапии определяется в зависимости от: ОЦК; диуреза; динамики массы тела; динамики АКД и интенсивности мозгового кровотока; состояния сердечно-сосудистой системы, в частности состояния периферической циркуляции; КОС и ионограммы сыворотки крови; условий выхаживания, в частности адекватности температурной защиты, методов ИВЛ или ВВЛ.
Замещение дефицита сурфактанта. В настоящее время используют как естественные сурфактанты, полученные из легких быков (отечественный БЛ-сурфактант, зарубежные — Survanta, Alveofact, Infrasurf), свиней (Curosurf), так и синтетические (ALEK,
Exosurf, Surfaxin, Sfenticute). Экзогенный сурфактант способствует:
• увеличению легочной растяжимости и функциональной остаточной емкости, уменьшая тем самым работу дыхательных мышц;
• снижению при ИВЛ FiO
2
(доли кислорода во вдыхаемом воздухе), PIP (peak inspiratory pressure – пиковое инспираторное давление), MAP (mean airway pressure – среднее давление в дыхательных путях), PEEP (positive end-expiratory pressure – положительное давление в конце выдоха), улучшению индекса оксигенации альвеолокапилярного градиента кислорода