Файл: 1. Принципы нейропсихологии ВыготскогоЛурии. Социальный генезис высших психических функций (впф).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 Обусловлена несформированностью произвольной регуляции действий (функции планирования и контроля). Проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности ориентировки в задании, включения в задание, импульсивность решений и инертность, затруднения в переключения с одного задания на другое.
Характерные ошибки: упрощение программы по типу паталогической инертности:инертное повторение (персевирация) букв, слогов, слов, типов заданийпропуски букв и слоговпредвосхищение (антиципация) буквслипание (контаминация) слов.трудности языкового анализа (например, слитное написание слов вместо раздельного)Орфографические ошибки (невозможность распределить внимание между технической стороной письма и орфографическими правилами)Трудности поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры. Дети не сразу включаются в задание, а, начав его, быстро устают; через некоторое время рабочее состояние возвращается, но уже на сниженном уровне, вследствие чего ребенок вновь устает - ложится на парту или сползает с нее. На фоне утомления ребенок делает разнообразные грубые ошибки. Дети пишут медленно, навыки письма автоматизируются с большим трудом, во время письма может нарастать тонус мышц, ребенку трудно удержать рабочую позу. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.
Пространственные ошибки. В ориентировке в пространстве участвует правое и левое полушарие. Базисные функции связаны преимущественно с работой правого полушария. От него зависят зрительно-моторные координации, возможность соотнесения движения с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединения в одно целое и запоминание общего взаиморасположения частей, то есть восприятие целостного образа.
Трудности:сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;трудности в удержании строки;постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру; раздельное написание букв внутри слова;трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (например, К-Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных;устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, э, с; замены букв У – Ч, д – б, д - в;невозможность создания навыка идеограммного письма ("Клоссная робота", "Упрожнение", "кено" вместо "кино");пропуск и замена гласных, в том числе ударных;нарушения порядка букв;тенденция к фонетическому письму ("радсно" вместо "радостно", "ручйи" вместо "ручьи");трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишутся отдельно от корней.
Так же могут быть "левополушарные" затруднения (замены букв близким по звучанию, нарушения программирования и контроля). Они могут быть разной степени выраженности и необязательно достигают уровня дисграфии.Одни и те же ошибки могут иметь разную природу. Например, слитное написание слов может быть связано как с недостаточностью анализа языкового материала из-за трудностей программирования и контроля, так и с трудностями формирования целостного образа написанного слова. Поэтому необходимо учитывать не отдельные ошибки, а весь симптомокомплекс.8. Концепция А.Р.Лурия о трех основных структурно-функциональных блоках мозга. Какие компоненты входят во II и III блоки?Блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствованияБлок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мираблок программирования, регуляции и контроля психической деятельностиКаждый блок имеет иерархическое строение.Во II блок входит:Переработка слуховой информации (зона Вернике)Переработка кинестетической информации(теменная зона)Переработка зрительной информации (затылочная зона)Переработка зрительно-пространственной информации (зона ТПО)В III блок входитСерийная организация графических движений (премоторная область)Блок программирования, регуляции и контроля (фронтальные лобные зоны)

9. Неравномерность развития психических функций. Понятие «нормы» в нейропсихологии.
Неравномерность развития – означает индивидуальные вариации развития функций у данного человека: одни функции развиты у него лучше, чем другие. Это нормальное явление, т.е. производит большой приспособительный эффект - для популяции в целом выгодно наличие у разных людей неодинаковых способностей.
Неравномерность определяется:Индивидуальной генетической программой.Индивидуальные условия среды.Активностью субъекта в этой среде.Норма характеризуется неравномерностью развития структурно-функциональных компонентов ВПФ, особенно отчетливо выраженной в детском возрасте.  У представителей нормы функциональные системы строятся так, что удается компенсировать функции слабых звеньев. Коменскация может быть более или менее удачной, поэтому можно обнаружить широкий спектр способностей к обучению.
Случай, когда требуется нейропсихологическая помощь - это жети с парциальным недоразвитием психических функций, которое не компенсируется или компенсируется недостаточно в ходе воспитания обучения.Примеры слабости в норме.Слабость функций третьего блока.Слабость функций задних отделов.Слабость функций правого полушария.10. Неравномерность развития психических функций и ее связь с механизмом возникновения трудностей обучения.
Дополнить предыдущим ответом.
Неравномерность развития – нормальное явление. Но ухудшение экологии, стрессы. Однобокость влияний среды, отсутствие групповых игр и т.д. – с одной стороны – и повышение требований к образованию – с другой стороны – приводят к тому, что слабые звенья не компенсируются сильными. И возникают трудности обучения – это биосоциальное явление.
Из всех видов отклонений резко прогрессирует лишь группа детей с парциальным отставанием развития ВПФ.
Следующие категории детей имеют выраженную неравномерность, с трудностями компенсирования отставания:детям с трудностями учения или их рискомнеуспевающие школьникиодаренные дети, в том числе неуспешныедети с психосоматическими заболеваниямидети, успевающие в школе, но достигающие этого в ущерб здоровью
 11.Особенности  речи у младших школьников с отставанием в развитии функций серийной организации (следящая диагностика).
Уровни серийной организации речиАртикуляцияСинтаксис (построение предложений)Построение текста.Артикуляция :
При следящей диагностике обращаем внимание на:
Отсутствие слов со сложной слоговой структурой.
Медленное послоговое произнесение длинных слов.
Упрощение слова, слога («мильчинер» «с-тройка»)
Повторы (персеверации)
Синтаксис
При следящей диагностике обращаем внимание на:
Стереотипные простые предложения, отсутствие сложных предложений
Необходимость вопросов для построения предложения
Пропуск глаголов или постановка их в конце предложения (глагольная слабость). У детей при слабости серийной организации слабость постановки глагола, т.к. глагол – центр, связующее звено предложения.
Аграмматизмы – косвенные падежи заменяются именительным (прицепили (к) две ноги)
Упрощение структуры предложения (только существительные, неразвернутые предложения без служебных слов)
Построение текста:
При следящей диагностике обращаем внимание на:неразвернутость, краткость текста,необходимость вопросов для построения текста,отсутствие или стереотипия слов-связок (связующих элементов текста)пропуск существенных смысловых кусков текстаСледящая диагностика :Наблюдение за поведением ребенка в учебной, игровой ситуации и ситуации отдыхаАнализ выполнения учебных и творческих задач (например, Домашние задания)цель - нахождение общего языка с учителями и родителями, для того что бы помочь ученику учиться а учителю - учить. Следящая диагностика помогает наладить диалог учителя и нейропсихолога: нейропсихолог приходит на уроки и наблюдает за тем, какие задания трудные для разных детей, и самое главное - почему они вызвали затруднение (качественный анализ трудностей ребенка в ходе обучения). При этом Нейропсихолог может прийти на помощь ребенку, а потом проанализировать, какая форма помощи оказалось эффективной. Например, психолог может предположить, что ребенок не приступает к заданию из-за слабости звена программирования, и оказать стимулирующую или организующую помощь. Или предположив о слабости в пространственной ориентации, оказать помощь в ориентировке на бумаге.

Потом психолог сопоставляет данные наблюдения с данными первичного обследования и делится выводами с педагогом. Вместе они выделяют слабые и сильные компоненты ВПФ ребенка,  разрабатывают стратегию коррекции, на основе который педагог выстраивает систему дидактических приемов.
Текущий контроль - анализ динамики необходимой глубины и качества оказываемой ребенку помощи. Определение ЗБР.
Результаты работы - важно проследить за поведением и успехами ребенка в школе или дома.12 Особенности трудностей обучения у младших школьников с отставанием в развитии функций программирования и контроля.
13.«Регуляторная» дисграфия, ее симптомы и механизмы (относительно трудностей письма)
Такие дети непоседливы, постоянно тянут руку, вскакивают, либо наоборот - вялые, неактивные (СДВГ и СДВ (без гиперактивности)). Дети не сразу включаются в задание, их ориентировочная деятельность хаотична и неполна, легко отвлекаются на посторонние раздражители, соскальзывают на более упроченный вариант выполнения действия, часто не доводят действие до конца и не сверяют результат с образцом.
Причины ошибок - упрощение программ и патологическая инертность (трудности оттормаживания стереотипного ответа, сокращение объема рабочей памяти и трудности переключения) Этим детям нужна организующая помощь.  Трудности проявляются во всех школьных заданиях , требующих произвольного внимания, но ярче всего они в решении мыслительных (в т.ч. арифметических) задач.
Как проявляется слабость функций программирования и контроля?
При выполнении всех заданий мы можем увидеть:трудности вхождения в заданиятрудности ориентировки в условиях задачи или требованиях заданиятрудности построения программы, ее упрощение, проявляющееся в пропусках частей программыповторение программы или её частей, т.е. инертностьимпульсивность, легкая отвлекаемостьтрудности контроля за выполнением заданиятрудности переключения на другое задание