Файл: Задание 4 Левкова а м каковы философские и психологические основы коучинга.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 4_Левкова А М
-
Каковы философские и психологические основы коучинга?
Основы коучинга | Основная концепция |
Сократовские методы диалога. Майевтика. | все знания уже имеются у человека; антидогматизм; знание есть нечто большее, чем простое мнение. Знание нельзя получить в готовом виде; задача учителя заключается в том, чтобы помочь человеку породить знание. |
Психоаналитичесая теория З. Фрейда. | Символическое мышление |
Гуманистический подход в психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу). | человек изначально является существом, ищущим здоровья и счастья. у клиента есть способность изменяться и расти благодаря созданию терапевтического союза. |
Методики практикующих спортивных тренеров (Т. Голви). | помочь работникам в компании научиться учиться и думать самостоятельно; помочь менеджерам научиться быть коучами; помочь руководителям научиться создавать «обучающиеся организации». |
Концепция эмоционального интеллекта (EQ) Дэниела Гоулмена. | не менее важную роль, чем «IQ», играет другой коэффициент – «ЕQ» (emotional intelligence), эмоциональный показатель интеллекта, поскольку контроль над собственными эмоциями, а также способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить. |
2. Как вы считаете в чем заключаются принципиальные отличия коучингаот других технологий оптимизаций бизнес-процессов?
К технологиям, позволяющим оптимизировать организационные процессы, можно отнести наставничество, тренинг, консультирование.
Семантически и процессуально близкий коучингу метод – наставничество. Наставничество, охватывающее широкий диапазон проблем, является более общим процессом, нежели коучинг, относящийся к конкретному умению или сфере деятельности. Чаще всего наставник занимает более высокое положение, чем ведомый им человек. Наставник – это и ролевая модель, которая может стать ориентиром для ведомого на личностном уровне, и, несомненно, авторитет в определённой профессиональной сфере. Коуч же не нуждается в старшинстве по отношению к клиенту. Также взаимоотношения между коучем и сотрудником не являются столь же личностными, как взаимоотношения наставника и сотрудника: последний не испытывает потребности любить своего коуча, в случае с наставником такая потребность, как правило, присутствует. Коучинг затрагивает один специфический предмет, в то время как
наставничество относится к общим проблемам карьеры
и жизненного опыта.
Другой метод, с которым часто ассоциируют с коучинг, называется тренингом. Тренинг – это процесс, посредством которого происходит овладение новым навыком или усвоение нового знания. В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определённой работы, вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной компетентности. Коучинг происходит тогда, когда субъект является осознанно или бессознательно компетентным, однако нуждается в переходе на следующий уровень своей деятельности. Данный метод направлен на содействие людям в осуществлении обучения без отрыва от работы и, соответственно, на оптимизацию эффективности их деятельности, а не на обучение чему-либо новому. Центральной задачей коучинга является использование существующих знаний и умений (когда требуется, в сочетании с пересмотром социальных установок и привычных подходов).
Коучинг близок к психотерапии и консалтингу, но не подменяет,
а конкурирует с ними и дополняет их. Психотерапевт работает с прошлым, а коуч нацелен на настоящее и будущее, помогает решать стоящие перед клиентом проблемы. Консультант дает готовые решения
в конкретной предметной области, коуч помогает клиенту принимать собственные решения.
В консультировании используются приёмы, аналогичные приёмам коучинга. Отличия заключаются в следующем: решая специфическую проблему клиента, консультант фокусируется скорее на эмоциях и чувствах, нежели на эффективности деятельности. В ходе консультирования проясняются причины возникших проблем, рассматривается прошлый личностный опыт индивидуума. Коучинг смещает фокус внимания на будущее, а настоящее является уже стартовой позицией. Задача коучинга – разработать маршрут движения к оговоренной заранее цели. К консультанту обращаются только при возникновении проблемы.
К коучингу можно прибегнуть как для устранения недостатков работы, так и для повышения эффективности уже успешной деятельности.
Образно говоря, если наставничество – это «Делай как я!», тренинг – это «Не умеешь – научим», консультирование – это «Я тебе помогу», то коучинг – это «Хочу и могу!». Основа методологии и инструментария коучинга – интерактивное общение, дискуссия: вопрос-ответ (Q&A). «Свежий», независимый взгляд со стороны, партнерские (равноправные) взаимоотношения коуча и клиента, опыт и профессионализмом коуча усиливают синергетический эффект коучинга.
Коучинг обычно проводится в форме регулярных встреч (или телефонных бесед, телеконференций) коуча и коучируемого, которые называют сессиями коучинга, однако иногда он включен и в реальную деятельность клиента: консультирование во время совещаний, переговоров, подготовки и принятия решений, работы с помощником, публичных выступлений и т. п. В последнее время широко используется электронный коучинг посредством e-mail, а также консультирование в режиме on-line, что позволяет коучу и его клиенту, находящимся далеко друг от друга, снять проблему временных зон, сделав коучинг более мобильным.