ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мистерия Цам


Ежегодно во всех крупных буддийских монастырях Бурятии и Тувы (также как в Тибете, Непале и Монголии) проводилась мистерия Цам (тиб. Чам «танец») – наиболее яркое явление в буддийской культовой обрядности. Время проведения Цама, как правило, зависело от традиции, принятой в том или ином монастыре. В Тибете в большинстве случаев он исполнялся по окончании хуралов, связанных с наступлением Нового года по лунному календарю, или после больших церемоний, например Дня рождения Цзонхавы. У бурят и тувинцев Цам обычно приурочивался к летним праздникам буддийского календаря и являлся неотъемлемой частью Майдари хурала. Сохранились также сведения о проведении в ХVIII в. Цама у калмыков, однако они приурочивали его к празднику Цаган сар. В ХIХ в. эта традиция калмыками была почти полностью утрачена, мистерию исполняли очень редко, только в особо торжественных случаях.

Цам – это танец мистического содержания, во время которого монахи, облаченные в костюмы и маски персонажей буддийского пантеона, с помощью символических жестов и движений представляли победу буддийского Учения над злыми духами, жизни над смертью, добра над злом. Существовал и разговорный жанр Цама с многочисленными диалогами и импровизациями. Истоки Цама восходят к древним театрализованным мистериям Южной и Центральной Азии, а прототипами масок, по мнению ряда исследователей, являются наскальные рисунки Центральной Азии, датируемые неолитом и бронзовым веком. По легенде, в практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма эта мистерия была введена в VIII в. великим индийским магом и проповедником Падмасамбхавой. Возникнув в ранних тибетских школах, Цам постепенно дополнялся все более сложными философскими и культовыми элементами и достиг своего наивысшего расцвета в школе Гелуг, для которой были характерны особая пышность и красочность культовой практики. В своей основе Цам имел глубокое внутреннее религиозно-философское содержание, связанное со сложными психотехниками, ориентированными на изменение сознания посвященных монахов. Именно школа Гелуг, распространенная в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве, сделала решительный шаг в
превращении мистерии Цам в массовое, торжественное зрелище, доступное для простых мирян, поддерживающее и укрепляющее их религиозную веру. Это грандиозное театрализованное представление с большим количеством участников собирало тысячи верующих и могло длиться несколько часов.