Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области

«Северный колледж физической культуры и спорта»

(ГАПОУ МО СПО «СКФК И С»)


Самостоятельная работа
По дисциплине: МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей
Выполнил студент: Бурова Анна


Группа 303-ДО Заочное отделение

Проверил ____________________ Оценка _____________________

Дата сдачи: «_______»______________ 20 _____ г.

МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей

Содержание


Министерство образования и науки Мурманской области 2

Самостоятельная работа 2

Выполнил студент: Бурова Анна 2

Дата сдачи: «_______»______________ 20 _____ г. 2

Подраздел 01. Развитие речевых умений у детей дошкольного возраста 3

Тема 1.1. Теоретические основы методики обучения развитию речи дошкольников 3

Тема 2.1.2. Обучение как ведущее средство формирования речи детей 12

Тема 2.1.3 Методы и приемы развития речи в детском саду 14

Тема 2.1.4. Методика развития словаря 17

Тема 2.1.5 Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников 23

Тема 2.1.6 Методика воспитания звуковой культуры речи 31

Тема 2.1.7 Методика развития связной речи 42

Тема 2.1.8 Подготовка детей к обучению грамоте 60

Тема 2.1.9. Организация работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении 66

Подраздел 2. Детская литература 75

Тема 2.2.1. Детский фольклор 75

Тема 2.2.2. Фольклор народов мира 77

Тема 2.2.3. Произведения поэтов и писателей России 83

Тема 2.2.4. Литературные сказки писателей России 85

Тема 2.2.5. Произведения поэтов и писателей разных стран 87

Тема 2.2.6. Стихотворения для заучивания наизусть 96

Тема 2.2.7. Художники — иллюстраторы детских книг 98

Тема 2.2.8.Теоретические основы методики работы с художественной литературой 103



Подраздел 01. Развитие речевых умений у детей дошкольного возраста

Тема 1.1. Теоретические основы методики обучения развитию речи дошкольников


1. Составить конспект по плану:

1. Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи
.

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся:

а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением

б) изучение закономерностей обучения родной речи;

в) определение принципов и методов обучения.

Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:

1)чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);

2) как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);

3) почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

«Чему учить» — означает создание программ, дидактических пособий; «как учить» — разработку путей и методов развития речи, систем занятий и упражнений, методических рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи. Третий вопрос предполагает обоснование выбираемой методики, а также проверку программ и методических реко­мендаций на практике.

Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях:

1) методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу;

2) использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.

2. Сущность методики и ее методологическая основа.

Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.

Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследования в области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.


С другой стороны, методическая теория помогает педагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, не гарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен в правильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Без знания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовыми рецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника.

Научные исследования внедряются в практику, обогащая ее новым содержанием, разработанными на научной основе методами и приемами речевого развития детей. Практика в то же время помогает теории проверить правильность сделанных выводов. Таким образом, взаимосвязь методической теории и практики является обязательным условием развития методики.

Методологической основой методики развития речи является теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.

3. Связь методики развития речи с другими науками.

Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь - одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. Е. И. Тихеева указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Овладевая той или иной методикой (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и т. д.), воспитатель должен усваивать и сведения по руководству речью детей, поскольку в любом виде деятельности ему приходится развивать их словарь, формировать навыки речевого общения (умение слушать, отвечать, спрашивать, умение связно рассказать о своем замысле, о проделанной работе и т. д.).

Методика развития речи связана с другими науками, прежде всего с наукой о языке — языкознанием. Она опирается на данные таких разделов языкознания, как фонетика и орфоэпия, занимающихся звуковой, произносительной стороной языка, лексикология и грамматика, которые изучают словарный состав языка, строение слова и предложения (морфология и синтаксис).

Язык представляет собой систему знаков. Например, в лексике существует объединение слов в группы по значению корня; в грамматике — система единых значений морфем и др. Благодаря системности языка ребенок очень быстро усваивает родной язык.


В настоящее время на стыке языкознания и психологии развивается новая научная отрасль — психолингвистика, данные которой все шире начинают использоваться частными методиками обучения языку. И языкознание, и психолингвистика помогают решить такой сложный вопрос, как различие и взаимосвязь понятий язык и речь. Остановимся подробнее на этом вопросе.

Известный лингвист А. А. Реформатский отмечает, что, когда в педагогике говорят о развитии и обогащении речи детей, в этом случае слово «речь» нельзя заменить словом «язык», так как имеется в виду психофизиологический процесс. Речь представляет собой «разные формы применения языка в различных ситуациях общения». Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека, ребенка.

Язык — система словесных знаков — средство или орудие общения, а речь, или речевая деятельность,— сам процесс общения.

Языкознание изучает язык как абстрактную систему. Психология, изучая речь, определяет виды речевой деятельности, выясняет пути формирования у ребенка речевого общения, устанавливает особенности использования языка человеком в разных условиях и т. п.

В языкознании и психологии разработано учение о функциях языка (или функциональных характеристиках речевой деятельности). Самое важное в речевом общении — сообщить какую-то мысль собеседнику, в этом случае язык — средство сообщения, регуляции поведения. Это первая функция языка — коммуникативная.

Вторая функция языка — быть средством, орудием познания. Язык является и формой существования общественно-исторического опыта человечества, и средством овладения этим опытом отдельным человеком.

Третья функция языка — быть орудием интеллектуальной деятельности, решения мыслительных задач (планирующая функция).

В речевом процессе могут проявляться эмоции, личный вкус в отборе языковых средств, поэтический слух. Это экспрессивная, эстетическая функция речи. Речи присуща и другая функция — номинативная, т. е. функция называния, наименования конкретных вещей и явлений действительности.

Методика развития речи опирается на физиологические основы речи, открытые И. П. Павловым и его последователями. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т. д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит прежде всего бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы — ощущения, восприятия и представления, а язык в целом — как вторая сигнальная система.


Неразрывное единство первой и второй сигнальной систем — естественнонаучная основа соотношения наглядного и словесного в процессе обучения детей языку. Физиологические данные подтверждают огромную роль в формировании речи взаимосвязи слуховых и кинестетических (мышечно-суставных, двигательных) импульсов, идущих от речевых органов. Эти кинестетические ощущения И. П. Павлов называл основным, базальным компонентом второй сигнальной системы.

Методика развития речи в детском саду контактирует с методикой обучения русскому языку в начальной школе. Перед воспитателем стоит задача способствовать успешному овладению дошкольниками практическими речевыми умениями и навыками, которые подготовят их к овладению грамотой, к учению в школе.

4. Речетворческая система человека.

Речетворческую систему человека составляют следующие органы: головной мозг (его речетворческие участки), речедвигательный аппарат – лёгкие, гортань с голосовыми связками, полость рта с мягким нёбом, языком, зубами, губами, полость носа.

Функция головного мозга – понимание слышимых слов, в нём формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы. Речетворческие участки головного мозга связаны с механизмами интеллекта в целом (т.е. с участками, ведающими процессами представления, воображения, мышления, памяти) и являются частью интеллекта.

Речедвигательный аппарат – это исполнительные органы речетворческой системы организма. Речедвигательный аппарат ребёнка развивается и совершенствуется с возрастом. Вначале речедвигательные мышцы непослушны ребёнку, он с трудом произносит звуки родного языка. Подрастая, он говорит всё чище и свободнее, т.е. с развитием мозга, тех его областей, от которых идут команды на речевые мышцы, у ребёнка развивается свободное владение мускулатурой речевого аппарата. Однако существует и обратная зависимость: мозг развивается (появляются и совершенствуются механизмы интеллекта в целом), если в процессе речевого общения ребёнок тренирует мышцы речевого аппарата уже с первых дней жизни.

5. Методы исследования в методике развития речи.

Как педагогическая наука, методика использует все многообразие психолого-педагогических методов исследования. Принято делить методы исследования на теоретические и эмпирические (практические).