Файл: Минобрнауки россии астраханский государственный университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
| | |
СОГЛАСОВАНО Руководитель ОПОП ВО __________________ Л.Т. Сухенко «__2_» _июля 2020 г. | | УТВЕРЖДАЮ И.о. заведующего кафедрой биотехнологий, зоологии и аквакультуры __________________ Н.В. Смирнова «__2__» _июля 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Биотехнология и защита окружающей среды
| |
Составитель(-и) | Сухенко Л.Т., проф., д.б.н.; Смирнова Н.В., доц., к.б.н. |
Направление подготовки | 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
Направленность (профиль) ОПОП | БИОТЕХНОЛОГИИ (В ТОМ ЧИСЛЕ БИОНАНОТЕХНОЛОГИИ) |
Квалификация (степень) | Исследователь. Преподаватель-исследователь |
Форма обучения | очная |
Год приема | 2020 |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Астрахань – 2020
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1. Цель дисциплины:. обучение основам исследования и разработки современных биотехнологических методов защиты окружающей среды и формирование у аспирантов навыков их применения.
1.2. Задачи дисциплины: формирование знаний о естественных биологических процессах, происходящих во всех природных экосистемах и принципах их использования в биотехнологических методах; обучение навыкам лабораторной работы с биологическими объектами; обучение теоретико-методологических основам и практическим навыкам применения современных методов утилизации всех видов загрязнений, связанных с хозяйственной деятельностью человека.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОПОП
2.1 Учебная дисциплина (модуль) «Биотехнология и защита окружающей среды» относится к дисциплинам вариативной части блока 1 (элективные дисциплины). Она относится к циклу дисциплин, направленных:
-
на приобретение универсальных компетенций/общепрофессиональных компетенций / профессиональных компетенций; -
на подготовку к сдаче кандидатского экзамена по специальной дисциплине; -
на подготовку к преподавательской деятельности; -
на подготовку к сдаче государственного экзамена и т.п.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами (модулями):
- Биотехнология, Производство биологически активных веществ, Основы бионанотехнологии, Промышленная микробиология.
Знания: научных основ современной биотехнологии; основных направлений получения и использования генетически модифицированных организмов различного уровня организации; наученных основ новейших направлений и технологий получения целевых продуктов для различных областей применения; потенциал биологических способов для утилизации побочных и тупиковых продуктов техносферы, детоксикации ксенобиотиков; понятие необходимости соблюдения этических норм и стратегии риска при развитии биотехнологических технологий; направлений исследований и стратегии применения новых безопасных материалов, препаратов для сельского хозяйства, получаемых биотехнологическими способами; научных основ современных методов аналитики состояния объектов окружающей среды; биоиндикации и биомониторинга; методологии биоинженерии.
Умения: ориентироваться в современных направлениях и методах биотехнологии; использовать знания по новейшим направлениям современной биотехнологии при изучении специальных дисциплин; применять полученные знания для повышения качества жизни людей; использовать полученные данные при написании рефератов, статей, научных проектов.
Навыки и (или) опыт деятельности: наблюдения, описания, идентификации, классификации биологических объектов.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин (модулей), для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной (модулем):
- практика, ГИА.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по данному направлению подготовки:
а) универсальных (УК): -;
б) общепрофессиональных (ОПК): -;
в) профессиональных (ПК):
ПК-2
способностью использовать биотехнологические приемы, средства и методы для решения задач профессиональной направленности;
ПК-3
способностью использовать физико-химические, биохимические и микробиологические методы исследования на этапах реализации биотехнологического процесса.
Таблица 1.
Декомпозиция результатов обучения
Код компетенции | Планируемые результаты освоения дисциплины (модуля) | ||
Знать | Уметь | Владеть | |
ПК-2 | Биотехнологические приемы, средства и методы для решения поставленных задач | Применять основные биотехнологические приемы, средства и методы | Основными методами биотехнологии для решения поставленных задач |
ПК-3 | Основные микробиологические методы исследования, применяемые в биотехнологии | Использовать физико-химические и биохимические методы в сельскохозяйственной биотехнологии | Навыками применения различных методов промышленной микробиологии для решения биотехнологических задач |
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах (1 зачетная единица) с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся составляет:
Таблица 2.
Структура и содержание дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование радела, темы | Семестр | Неделя семестра | Контактная работа (в часах) | Самостоят. работа | Формы текущего контроля успеваемости (по темам) | ||
Л | ПЗ | ЛР | ||||||
1 | ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | 5 | 1 | 1 | 1 | | 3 | Сообщение |
2 | БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ СТОКОВ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ | 5 | 1 | 1 | 1 | | 3 | Сообщение |
3 | БИОРЕМЕДИАЦИЯ | 5 | 2 | 1 | | | 3 | Контрольная работа №1 |
4 | ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БИОЭНЕРГЕТИКА | 5 | 3 | | 1 | | 3 | Сообщение |
5 | БИОТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | 5 | 3 | 1 | | | 3 | Доклад |
6 | РАЗРУШАЕМЫЕ БИОПОЛИМЕРЫ – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА СИНТЕТИЧЕСКИМ НЕРАЗРУШАЕМЫМ ПЛАСТИКАМ | 5 | 4 | | 1 | | 3 | Контрольная работа №2 |
7 | БИОИНДИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ | 5 | 4 | 1 | 1 | | 3 | Сообщение |
8 | ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ, САМООЧИЩЕНИЕ ВОДОЕМОВ, БИОГЕОТЕХНОЛОГИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ | 5 | 5 | | | | 3 | Сообщение |
9 | БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. | 5 | 5 | | | | 2 | Контрольная работа №3 |
ИТОГО | | | 5 | 5 | | 26 | ЗАЧЕТ |
Условные обозначения:
Л – занятия лекционного типа; ПЗ – практические занятия, ЛР – лабораторные работы; СР – самостоятельная работа по отдельным темам.
Таблица 3.
Матрица соотнесения разделов, тем учебной дисциплины (модуля)
и формируемых в них компетенций
Темы, разделы, дисциплины | Кол-во часов | 1 | 2 | общее количество компетенций |
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | 5 | ПК-2 | ПК-3 | 2 |
БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ СТОКОВ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ | 5 | ПК-2 | ПК-3 | 2 |
БИОРЕМЕДИАЦИЯ | 4 | ПК-2 | ПК-3 | 2 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БИОЭНЕРГЕТИКА | 5 | ПК-2 | ПК-3 | 2 |
БИОТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | 5 | ПК-2 | ПК-3 | 2 |
РАЗРУШАЕМЫЕ БИОПОЛИМЕРЫ – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА СИНТЕТИЧЕСКИМ НЕРАЗРУШАЕМЫМ ПЛАСТИКАМ | 4 | ПК-2 | ПК-3 | 2 |
БИОИНДИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ | 5 | ПК-2 | ПК-3 | 2 |
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ, САМООЧИЩЕНИЕ ВОДОЕМОВ, БИОГЕОТЕХНОЛОГИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ | 3 | ПК-2 | ПК-3 | 2 |
БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. | 2 | ПК-2 | ПК-3 | 2 |
Итого | 36 | | | |