Файл: Минобрнауки россии астраханский государственный университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ












СОГЛАСОВАНО

Руководитель ОПОП ВО
__________________ Л.Т. Сухенко

«__2_» _июля 2020 г.



УТВЕРЖДАЮ

И.о. заведующего кафедрой биотехнологий, зоологии и аквакультуры

__________________ Н.В. Смирнова

«__2__» _июля 2020 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Биотехнология и защита окружающей среды











Составитель(-и)

Сухенко Л.Т., проф., д.б.н.;

Смирнова Н.В., доц., к.б.н.

Направление подготовки

06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Направленность (профиль) ОПОП

БИОТЕХНОЛОГИИ (В ТОМ ЧИСЛЕ БИОНАНОТЕХНОЛОГИИ)

Квалификация (степень)

Исследователь. Преподаватель-исследователь

Форма обучения

очная

Год приема

2020









































Астрахань – 2020

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1. Цель дисциплины:. обучение основам исследования и разработки современных биотехнологических методов защиты окружающей среды и формирование у аспирантов навыков их применения.


1.2. Задачи дисциплины: формирование знаний о естественных биологических процессах, происходящих во всех природных экосистемах и принципах их использования в биотехнологических методах; обучение навыкам лабораторной работы с биологическими объектами; обучение теоретико-методологических основам и практическим навыкам применения современных методов утилизации всех видов загрязнений, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОПОП
2.1 Учебная дисциплина (модуль) «Биотехнология и защита окружающей среды» относится к дисциплинам вариативной части блока 1 (элективные дисциплины). Она относится к циклу дисциплин, направленных:

  • на приобретение универсальных компетенций/общепрофессиональных компетенций / профессиональных компетенций;

  • на подготовку к сдаче кандидатского экзамена по специальной дисциплине;

  • на подготовку к преподавательской деятельности;

  • на подготовку к сдаче государственного экзамена и т.п.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами (модулями):

- Биотехнология, Производство биологически активных веществ, Основы бионанотехнологии, Промышленная микробиология.

Знания: научных основ современной биотехнологии; основных направлений получения и использования генетически модифицированных организмов различного уровня организации; наученных основ новейших направлений и технологий получения целевых продуктов для различных областей применения; потенциал биологических способов для утилизации побочных и тупиковых продуктов техносферы, детоксикации ксенобиотиков; понятие необходимости соблюдения этических норм и стратегии риска при развитии биотехнологических технологий; направлений исследований и стратегии применения новых безопасных материалов, препаратов для сельского хозяйства, получаемых биотехнологическими способами; научных основ современных методов аналитики состояния объектов окружающей среды; биоиндикации и биомониторинга; методологии биоинженерии.



Умения: ориентироваться в современных направлениях и методах биотехнологии; использовать знания по новейшим направлениям современной биотехнологии при изучении специальных дисциплин; применять полученные знания для повышения качества жизни людей; использовать полученные данные при написании рефератов, статей, научных проектов.

Навыки и (или) опыт деятельности: наблюдения, описания, идентификации, классификации биологических объектов.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин (модулей), для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной (модулем):

- практика, ГИА.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по данному направлению подготовки:

а) универсальных (УК): -;

б) общепрофессиональных (ОПК): -;

в) профессиональных (ПК):

ПК-2

способностью использовать биотехнологические приемы, средства и методы для решения задач профессиональной направленности;

ПК-3

способностью использовать физико-химические, биохимические и микробиологические методы исследования на этапах реализации биотехнологического процесса.
Таблица 1.

Декомпозиция результатов обучения

Код компетенции

Планируемые результаты освоения дисциплины (модуля)

Знать

Уметь

Владеть

ПК-2


Биотехнологические приемы, средства и методы для решения поставленных задач

Применять основные биотехнологические приемы, средства и методы

Основными методами биотехнологии для решения поставленных задач

ПК-3


Основные микробиологические методы исследования, применяемые в биотехнологии

Использовать физико-химические и биохимические методы в сельскохозяйственной биотехнологии

Навыками применения различных методов промышленной микробиологии для решения биотехнологических задач


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах (1 зачетная единица) с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся составляет:
Таблица 2.

Структура и содержание дисциплины (модуля)



п/п

Наименование радела, темы

Семестр

Неделя семестра

Контактная работа

(в часах)

Самостоят. работа

Формы текущего контроля успеваемости (по темам)


Л

ПЗ

ЛР

1

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ


5

1

1

1




3

Сообщение

2

БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ СТОКОВ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ

5

1

1

1




3

Сообщение

3

БИОРЕМЕДИАЦИЯ

5

2

1







3

Контрольная работа №1

4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БИОЭНЕРГЕТИКА


5

3




1




3

Сообщение

5

БИОТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

5

3

1







3

Доклад

6

РАЗРУШАЕМЫЕ БИОПОЛИМЕРЫ – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА СИНТЕТИЧЕСКИМ НЕРАЗРУШАЕМЫМ ПЛАСТИКАМ

5

4




1




3

Контрольная работа №2

7

БИОИНДИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ

5

4

1

1




3

Сообщение

8

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ, САМООЧИЩЕНИЕ ВОДОЕМОВ, БИОГЕОТЕХНОЛОГИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ

5

5










3

Сообщение

9

БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

5

5










2

Контрольная работа №3

ИТОГО







5

5




26

ЗАЧЕТ



Условные обозначения:

Л – занятия лекционного типа; ПЗ – практические занятия, ЛР – лабораторные работы; СР – самостоятельная работа по отдельным темам.

Таблица 3.

Матрица соотнесения разделов, тем учебной дисциплины (модуля)

и формируемых в них компетенций


Темы, разделы, дисциплины

Кол-во
часов


1

2

общее количество компетенций

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ


5

ПК-2

ПК-3

2

БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ СТОКОВ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ

5

ПК-2

ПК-3

2

БИОРЕМЕДИАЦИЯ

4

ПК-2

ПК-3

2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БИОЭНЕРГЕТИКА


5

ПК-2

ПК-3

2

БИОТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

5

ПК-2

ПК-3

2

РАЗРУШАЕМЫЕ БИОПОЛИМЕРЫ – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА СИНТЕТИЧЕСКИМ НЕРАЗРУШАЕМЫМ ПЛАСТИКАМ

4

ПК-2

ПК-3

2

БИОИНДИКАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ

5

ПК-2

ПК-3

2

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ, САМООЧИЩЕНИЕ ВОДОЕМОВ, БИОГЕОТЕХНОЛОГИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ

3

ПК-2

ПК-3

2

БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

2

ПК-2

ПК-3

2

Итого

36