Файл: Учебная программа спортивной секции Настольный теннис для студентов гпоу Забайкальское краевое училище искусств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24 3. Дворкин Л.С.: Подготовка юного тяжелоатлета. - М.: Советский спорт,
2006.
4. Воротынцев А.И.: Гири. Спорт сильных и здоровых. - М.: Советский спорт, 2002.

25
Министерство культуры Забайкальского края
ГПОУ «Забайкальское краевое училище искусств»
Учебная программа спортивной секции
«Шашки и шахматы» для студентов
ГПОУ «Забайкальское краевое училище искусств»
Чита 2016

26
Учебная программа спортивной секции «Шашки и шахматы» составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям: 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), 53.02.06 Хоровое дирижирование, 53.02.07 Теория музыки,
54.02.01 Дизайн, 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 54.02.05 Живопись (углубленной подготовки)
Организация-разработчик: ГПОУ «Забайкальское краевое училище искусств»
Автор: Наполов К. К., преподаватель секции общеобразовательных дисциплин
Обсуждено и одобрено секцией общеобразовательных дисциплин (далее -
ООД)
Протокол№____от______________2016 г.
Зав. секцией ООД_________________Г. В. Новикова

27
СОДЕРЖАНИЕ
23. Пояснительная записка……………………………..…………..…........…..…4 24. Условия реализации программы..………………..……………………...……4 25. Форма и режим занятий.…………………………………………….........…...4 26. Учебно-тематический план……………..…….………………..….…….….…5 27. Содержание программы……………………………………….………….…...5 28. Ожидаемые результаты…………………………………………………..……6 29. Методическое обеспечение программы………………………………....…...6 30. Образовательные технологии……………………..…………………………..7 31. Материально-техническое оснащение………………………………………..8 32. Тематическое планирование занятий…………………………………………8 33. Список литературы………………………………………………………..……9

28
Пояснительная записка
Учебная программа «Шашки и шахматы» (далее - программа) предназначена для организации и проведения занятий спортивной секции
ГПОУ «Забайкальское краевое училище искусств». Данная программа разработана для внеурочной формы занятий по физическому воспитанию.
В процессе изучения игры в шашки и шахматы у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях игрой. Обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической.
Занятия шашками и шахматами дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, повышают интеллект занимающихся.
Благодаря спортивной направленности программы, обучающиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в различных соревнованиях.
Занятия шашками и шахматами направлено на всестороннее умственное развитие и совершенствование многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - удовлетворение индивидуальных потребностей студентов в интеллектуальном, нравственном, эстетическом, творческом развитии и в занятиях шашками и шахматами, возможность проявить свои индивидуальные способности, как в стандартных, так и в непредвиденных комбинациях.


29
Основными задачами программы являются:

изучение и овладение основами игры в шашки и шахматы;

воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, выдержки;

развитие логического мышления, умения концентрироваться;

организация досуговой деятельности студентов.
Условия реализации программы
Срок реализации программы - 1 год.
Программа рассчитана на студентов училища.
На занятия принимаются все желающие студенты. Набор и комплектование группы секции проводится до 10 сентября.
Формы и режим занятий
Занятия группы секции проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Форма занятий: индивидуальная, групповая.
Продолжительность академического часа – 45 мин.
Занятие имеет классическую схему:

водная часть занятия – 7 мин.

основная часть – 35 мин.

заключительная часть – 3 мин.
Учебно-тематический план

п/п
Тема занятий
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие
0,5
-
0,5 2
Правила игры и содержание инвентаря
1
-
1 3
Тактика
0,5 6
6,5 4
Основы стратегии
0,5 7
7,5 5
Окончания партий
0,5 8
8,5 6
Учебные игры
-
8 8
8
Соревнования
-
4 4
ИТОГО
3
33
36
Содержание программы
Вводное занятие: соблюдение техники безопасности на занятиях по шашкам, краткий обзор состояния и развития шашек в России, влияние

30 шашечной игры на умственные способности занимающихся, гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов.
Правила игры и содержание инвентаря: знакомство обучающихся с правилами и основными приемами игры. Изучение фигур и досок для игры в шашки и шахматы.
Тактика, основы стратегии, окончания партий: включает в себя проявление индивидуальных способностей занимающихся как в стандартных, так и в непредвиденных комбинациях. Следовательно, на занятиях большое внимание будет уделяться анализу коротких партий – ловушек, изучению простых комбинаций, изучению основ дебюта и эндшпиля.
Учебные игры: важная практическая часть занятий в обучении игре в шашки и шахматы.
Соревнования: шашечный или шахматный турнир - состязательная часть занятий, где проявляются знания и умения игроков, воля, интеллектуальные способности, смекалка и многие другие необходимые качества.
Секционные занятия по шашкам и шахматам проходят в вечернее время, поэтому необходимо тщательно подбирать упражнения для первой
(подготовительной) части занятия.
Чтобы подготовить организм занимающихся к предстоящей умственной работе, необходимо включать легко дозируемые, короткие и несложные технически упражнения, не требующие длинных объяснений. Это объяснение и изучение различных ходов и простых комбинаций. В первой половине занятия решаются задачи разносторонней общей и специальной подготовки. Все упражнения необходимо выполнять одновременно всей группой. Это ведет к успешному овладению сложными техническими навыками.
Во второй половине занятия изучаются и совершенствуются владения основами игры в шашки и шахматы, изучаются основы дебюта и эндшпиля.
В заключительной части - постепенно снижается умственная нагрузка и подводятся итоги проделанной работы. Необходимо указать на основные ошибки занимающихся и оценить неординарные решения игроков.
Ожидаемые результаты
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для умственного самосовершенствования, знания правил игры и соревнований по шашкам и шахматам, навыки простейшего судейства. Приобретут необходимые знания и умения, что позволит принимать участие в различных соревнованиях.
Разовьют личностные качества:

общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, развитие толерантности;


31

управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Научатся организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузки и организовывать отдых в процессе их выполнения; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, проявлять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Методическое обеспечение программы
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Для обучении игре в шашки и шахматы используются партии игр великих шахматистов и шашистов.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
№ п/п
Тема занятий
Форма занятий
Приемы и методы организации учебно- воспитатель ного процесса
Дидакти ческое и техническое оснащение
Формы подведения итогов
1
Вводное занятие, правила игры
Традиционн ая в форме лекции
Словесный метод (беседа, диалог)
Методичес кая литература, видеоматери алы
Опрос
2
Выполнен ие техническ их приемов
Практичес кая, тренинг
Наглядный метод
(наблюдение, исполнение педагогом), практический
Стандартные условия выполнения
Зачет, наблюдени е педагога

32
(тренинг, упражнения)
3
Соревнов ания
Соревнова ние
Фронтальный и групповой методы, метод взаимосвязи теоретических и практических знаний, умений и навыков
Спортивный инвентарь
Выступле ние, итоговое тестирова ние, самоанализ по итогам участия в играх
Образовательные технологии
1. С первых занятий студенты приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию инвентаря.
2. Теоретический материал готовится с таким расчетом, чтобы его время занимало не более 10 мин. Изучение теоретических вопросов должно быть основано на принципе систематичности и последовательности.
3. Практические занятия построены педагогом на следующих принципах:
– индивидуального подхода к каждому студенту в условиях коллективного обучения;
– доступности и наглядности;
– прочности в овладении знаниями, умениями, навыками;
– сознательности и активности;
– взаимопомощи.
Материально-техническое оснащение
Для занятий настольным теннисом требуется:

спортивный зал;

спортивный инвентарь – столы, стулья, шашечные и шахматные доски, фигуры, шахматные часы.
Тематическое планирование занятий
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1.
Шашечная доска. Правила шашечной игры. Начало партий - дебют: «Кол», «Обратный кол», «Городская партия»,
0,5


33
«Обратная городская партия». Начальное положение фигур.
Название и сила фигур. Шашечный кодекс РФ.
2.
Шахматная доска. Правила игры в шахматы. Дебют и начальные комбинации. Название и сила фигур. шахматный кодекс РФ.
0,5 3.
Тактика. Шахматные и шашечные термины. Общие тактические задачи. Тренировка техники расчета.
1 4.
Решение комбинаций, задач - миниатюр и этюдов.
1 5.
Решение комбинаций, задач - миниатюр и этюдов.
1 6.
Решение комбинаций, задач - миниатюр и этюдов.
1 7.
Основы стратегии. Пешечный перевес на одном из флангов.
Пешечная цепь.
1 8.
Качественное пешечное превосходство. Блокада.
1 9.
Изолированная пешка в центре доски. Висячие пешки.
1 10.
«Карлсбадская структура». Понятие центра. Виды центра.
План игры. Компенсация за пешку.
1 11.
Эндшпиль. Слон против пешек. Одноцветные, разноцветные слоны. Слон против коня. Конь против пешек. Коневые окончания.
1 12.
Эндшпиль. Ладья против пешек. Ладейные окончания. Ладья против легкой фигуры.
1 13.
Эндшпиль. Ферзевые окончания. Ферзь против ладьи.
1 14.
Учебные игры по шахматам.
1 15.
Учебные игры по шахматам.
1 16.
Соревнования.
2
ВСЕГО
16
17.
Игровая тактика и стратегия игры в шашки. Базовые тактики и тактики для выигрыша. Атака.
1 18.
Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка.
1 19.
Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка.
1 20.
Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка.
1 21.
Шашечные окончания. Четыре дамки против одной.
1 22.
Шашечные окончания. Три дамки против одной.
1 23.
Основные виды партий игры в шашки. Комбинации.
1 24.
Учебные игры в шашки.
1 25.
Учебные игры в шашки.
1 26.
Шахматы. Взятие фигур. Шах и мат. Ничья.
1 27.
Начало партии «Детский мат»
1 28.
Начало партии «Скандинавская партия»
1 29.
Начало партии «Сицилианская защита»
1 30.
Мат одинокому королю. Ладейные окончания.
1 31.
Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля.
1 32.
Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур.
1

34 33.
Учебные игры по шахматам.
1 34.
Учебные игры по шахматам.
1 35.
Соревнование по шашкам и шахматам.
2
ВСЕГО
20
Список литературы
1. Блюменфельд Б.М. Комбинации в шахматной партии. - С.: Русский шахматный дом, 2010.
2. Бондаревский И.З. Комбинации в миттельшпиле. Феникс, 2001.
3. Авербах Ю. и Бейлин М. Шахматный самоучитель. - М.: Русский шахматный дом, 2014.
4. Голенищев В.Е. Подготовка юных шахматистов 1 разряда. - М.:
Советская Россия, 1980.
5. Галлахер Д. Шахматные комбинации. - М.: Русский шахматный дом,
2013.
6.
Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001 г.
7.
Зак В., Длуголенский Я. «Отдать, чтобы найти», издательство «Детская литература», 1988 г.