Файл: В ходе выполнения задач подразделения связи были подвержены воздействию артиллерийского и стрелкового оружия, а также вынуждены были преодолевать заминированные участки местности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рис. 3. Элемент узла связи пункта управления

 

В период проведения всех вышеперечисленных занятий по дисциплине «Полевая практика по применению подразделений связи» учитывается опыт планирования и применения подразделений связи в ходе боевых действий.

 Ранее считалось, что для охраны и обороны узла связи пункта управления в ходе перемещения достаточно выделения двух единиц боевых машин десанта, расположенных в начале и конце колонны, но как показала практика, их необходимо размешать в колонне через каждые 3-4 единицы техники связи. Это обеспечивает эффективное отражение нападения противника на колонну. Схема построения фрагмента колонны узла связи пункта управления в ходе занятий представлена на рисунке 4.



 Рис. 4.  Схема построения колонны узла связи пункта управления

 

Таким образом, проведенные исследования применения части связи соединения при обеспечении связью в период боевых действий и выработанные рекомендации по повышению живучести узлов связи пунктов управлений используются в учебной деятельности, что является основным, на наш взгляд, результатом каждого научного исследования, проводимого в высшем военном учебном заведении.  Данное направление исследований является актуальным и, с учетом выполнения задач частями и подразделениями связи в других вооруженных конфликтах, имеет дальнейшее развитие.

На кафедре осуществляется подготовка офицеров не только для подразделений связи, но и для боевых подразделений.

Данная публикация будет недостаточно актуальной, если не затронуть такой важный вопрос как особенность образовательной деятельности уже с учетом боевого опыта, полученного офицерами в Сирийской Арабской Республике.

Более глубокая оценка объективных и субъективных недостатков в ходе выполнения задач по разоружению незаконных банд-формирований на территории Чеченской Республики, выполнения миротворческих и специальных операций, операции ВС РФ в САР нашли свое отражение в формировании единых подходов к подготовке офицеров боевых подразделений ВДВ, основной из которых: «Учить тому, что необходимо на войне». Данный принцип также отражен в концепции боевой подготовки вооруженных сил — это максимальное приближение условий обучения к обстановке реального боя.


На сегодняшний день особенно актуален опыт, полученный офицерами —  преподавателями РВВДКУ при выполнении специальных задач в Сирийской Арабской Республике, который дополнил программы подготовки офицерских кадров ВДВ особенностями современного боя:   напряженностью, динамизмом и скоротечностью военных действий, большим разнообразием средств связи, массированным применением средств РЭБ, частой сменой мест размещения пунктов управления [1].

Широкое применение в ходе боевых действий в Сирийской Арабской Республике для организации огневого поражения противника приобрел комплекс разведки управления и связи (КРУС) «Стрелец», предназначенный для повышения эффективности управления как отдельными военнослужащими, так и подразделениями и оружием. КРУС «Стрелец» являлся составной частью разведывательно-ударного (огневого) контура, созданного для использования боевых возможностей взаимоувязанных средств разведки, связи и автоматизированной системы управления, радиоэлектронной борьбы тактических средств поражения в различных условиях обстановки в реальном масштабе времени [2].

Для того чтобы военнослужащие были готовы к применению КРУС в боевых условиях в составе разведывательно-огневого комплекса, в процессе учебной деятельности у них должны быть сформированы не только устойчивые навыки применения комплекса как технического средства, но и принципы работы и контроля результатов огневого поражения противника в составе оперативных групп, что невозможно без овладения методиками слаживания коллективов в боевых условиях. В связи с этим вопрос боевой слаженности был внесен в тематику преподаваемых дисциплин уже в период обучения в РВВДКУ, что позволило в боевых условиях проводить данные мероприятия боевого слаживания на высоком уровне при формировании новых коллективов или органов управления, с учетом применяемых разнородных средств разведки, автоматизации и связи в едином информационном поле.

Проведение занятий с курсантами, в которых одним из учебных вопросов определены мероприятия боевой слаженности действий в составе разведывательно-огневого комплекса, эффективно способствовало формированию у будущих офицеров знаний способов руководства огневым поражением с использованием не только современных образцов вооружения и техники как средств огневого поражения
, но и методик обеспечения эффективного взаимодействия коллективов при выполнении боевой задачи [3].

Существенным аспектов внедрения в образовательную деятельность опыта боевых действий является техническая возможность использования средств имитационного моделирования, виртуальной реальности, что позволяет достигать целей занятий с минимизацией затрачиваемого ресурса (рис.5).





Рис. 5.  Применение средств виртуальной реальности в образовательной деятельности

 

Отдельным направлением по внедрению боевого опыта, полученного в ходе военной операции ВС РФ в САР, является все увеличивающийся уровень предоставления услуг связи должностным лицам пунктов управления. Это потребовало внести изменения в программу подготовки офицеров связи ВДВ в направлении изучения особенностей применения мобильного комплекта защищенной видеоконференцсвязи (МК  ЗВКС) и мобильного комплекта связи (МКС П), которые в ходе ведения боевых действий позволили обеспечить всеми необходимыми услугами связи тактические направления в максимально короткие сроки [1].

Использование МК ЗВКС в ходе выполнения специальных задач дает возможность организации трансляции видеоизображения с комплексов БпЛА без установки дополнительного оборудования, что позволяет в режиме реального времени и визуального наблюдения постоянно следить за полем боя, выдвижением противника и его маневром, своевременно принимать решение по нанесению огневого поражения артиллерией и авиацией, доводить данные до соединений и частей. Высокий уровень взаимного проникновения потоков видео от расчетов БЛА и развернутой системы связи позволил сформулировать еще одно абсолютно новое направление для внедрения в образовательную деятельность курсантов факультета связи РВВДКУ — организацию локальных вычислительных сетей для обмена потоковым видео, получаемым от средств разведки в режиме реального времени. Реализация синергии системы связи и средств разведки в составе разведывательно-огневого контура потребовала повышения устойчивости и увеличения пропускной способности цифровых каналов связи за счет использования альтернативных средств, обладающих требуемыми характеристиками по скорости передачи, мобильности и защищенности, но в тоже время более актуализированных под выполнение частных задач передачи информации в интересах оперативных групп тактических направлений.






Развертывание разведовательного-огневого комплекса

 

Альтернативой традиционным средствам радио- и спутниковой связи являются системы широкополосного радиодоступа. Их преимущества очевидны и представляют собой высокую пропускную способность трактов радиосвязи, возможность построения сетей различного назначения практически во всех звеньях управления, в том числе в интересах межвидового взаимодействия, предоставления современных пользовательских услуг. На сегодняшний день вопросы организации связи с использованием средств беспроводного широкополосного радиодоступа в учебную деятельность не внедрены. Это обстоятельство легко объяснимо наличием противоречий в образцах и видах техники, обязательных к изучению и применению в ходе операции в САР новейших средств, еще не принятых на вооружение ВС РФ.

На территории Сирии в структуре системы связи группировки войск (сил) особенно востребованными оказались переносные и мобильные станции спутниковой связи Р-438М «Белозер», которые применялись для организации прямых каналов связи между пунктами управлений, а также с мобильными группами, в ходе сопровождения колонн. Это потребовало изучения средств спутниковой связи даже в системе подготовки общевойскового командира и было определено в составе базового минимума учебных дисциплин примерных основных образовательных программ курсантов с полной военно-специальной подготовкой военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации. Также новым этапом подготовки офицеров ВДВ является требование по изучению оборудования средствами связи пунктов управления подразделений, что тоже является итогом внедрения боевого опыта, так как в ходе активных боевых действий возникали задачи по развертыванию пунктов управления в кратчайшие сроки и оснащению их, исходя из конкретной выполняемой задачи, обеспечению оперативности принятия решений при резких изменениях обстановки, сокращение времени постановки задач артиллерийским подразделениям и авиации, а также контролю и корректированию ударов по целям противника в реальном масштабе времени.


На сегодняшний день накоплен огромный опыт боевых действий, конкретные примеры, эпизоды, но процесс внедрения не систематизирован. В связи с этим возникает задача формирования концепции подготовки специалистов на боевом опыте. Можно констатировать, что сохраняется некоторое противоречие между объективной необходимостью подготовки курсантов на основе боевого опыта и отсутствием унифицированной модели обучения на основе боевого опыта.

Основными пунктами решения по созданию и внедрению модели обучения на основе боевого опыта могут являться:

направленность использования боевого опыта как одного из средств повышения мотивации обучения, готовности к будущей профессиональной деятельности по специальности;

проектирование в содержании рабочих программ по дисциплинам вопросов, отражающих современную тактику, применение перспективной, прошедшей апробацию в ходе ведения боевых действий, но не принятой на вооружение техники;

подготовка преподавательского состава, направленная на овладение теорией и практикой внедрения не только своего личного боевого опыта, но и опыта  должностных лиц различного уровня на основе их докладов, а также источников литературы;

наличие экспериментальных выводов по апробации и результативности внедрения боевого опыта в образовательную деятельность военного учебного заведения.

Существующая модель обучения будущих офицеров ВДВ в РВВДКУ структурно состоит из:

проведения межкафедральных совещаний, результатом работы которых является обобщение опыта;

проведения научно-практических конференций и семинаров, в ходе которых можно сформировать потребность обучающихся в получении дополнительных знаний на основе боевого опыта преподавателей, вызвать интерес к самостоятельному изучению новых особенностей успешной военно-профессиональной деятельности в боевых условиях, повысить мотивацию в целом.

 В ходе проведения такого рода конференций обучаемые получают теоретические знания, что, в свою очередь, существенно мотивирует их при выполнении практических задач, дающих возможность проверить себя в условиях, приближенных к боевым, получить опыт по выработке самостоятельного решения на основе изученной информации. Данное взаимодействие с обучающимися показывает направление разработки новых методических материалов для проведения занятий, развития элементов учебно-материальной базы кафедры.

внесения изменений в рабочие программы дисциплин на основе комплексного обсуждения с ведущими кафедрами, т. е. исходя из потребностей не только «своей», но и обеспечиваемой дисциплины;