Файл: В ходе выполнения задач подразделения связи были подвержены воздействию артиллерийского и стрелкового оружия, а также вынуждены были преодолевать заминированные участки местности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


включения в диссертационные работы опыта боевых действий, результатами которых являются новые методы, алгоритмы работы командиров в условиях боя, развитие средств имитационного моделирования боевых действий.

Реализуемая модель обучения на основе опыта боевых действий обладает всеми характеристиками такого перспективного метода обучения, как тренинг:

конкретный опыт, активное переживание происходящего;

размышление, понимание и осмысление опыта;

формирование абстрактных обобщений, интеграция личного опыта с системой знаний, умений;

активный эксперимент, испытание приобретенных знаний, умений, навыков в новых условиях и возникающих ситуациях.

В ходе анализа и выработки единой модели по внедрению опыта боевых действий в образовательный процесс наибольшую результативность показал метод моделирования реальных боевых ситуаций [4]. На основе изучения интерактивных форм проведения занятий, привлечения различных средств визуализации реализовано решение задачи отработки практических действий обучающимися в различных должностных и личностных ролях при выполнении учебно-боевых задач — активный эксперимент.

Особенность — применение активного эксперимента в ходе изучения технических дисциплин, при подготовке специалистов связи подразделений ВДВ. Установлено, что обучающиеся без твердых фундаментальных знаний по дисциплинам способны решить только типовые задачи с низким качеством, уровень адаптации своих действий под изменяющиеся условия обстановки не подкреплен знаниями. Эмпирический метод познания, основанный на применении боевого опыта, без твердых знаний приводит к стандартным решениям, не отвечающим современному бою в вопросах организации связи и предоставления услуг связи должностным лицам. Также следует отметить, что опыт конкретного должностного лица может не являться уникальным. В вопросах использования технических возможностей средств связи задача чаще всего сводится к знанию и практическому применению заложенных технических характеристик образцов техники связи в строгом соответствии с руководством по эксплуатации. Незнание технических возможностей, нарушение правил эксплуатации, действия только на основе эмпирического метода познания не позволят выполнять боевую задачу с высоким уровнем оригинальности решения.

Следует отметить, что курсанты активно апеллируют именно к практическому опыту, изложенному преподавателем или полученному в ходе стажировок в войсках. Теоретические знания в основном только дополняют практику, но уже не являются ее основой. Обучаемый успешно решает задачи по организации и обеспечению связи в сложных климатических условиях, в условиях воздействия средств РЭБ, по применению специальных режимов работы средств связи, применению ретрансляторов, основываясь именно на практике, без глубокого знания теории, опираясь исключительно на умения как на самую простую форму усвоения материала. Данное обстоятельство может иметь сильное негативное влияние на
формирование профессиональных компетенций, которые могут начать перерастать в «ремесло». Таким образом, наиболее приемлемым вариантом является компромисс наложения практического боевого опыта на уже сформированные знания, а не их замена.

Также следует отметить наличие у обучающихся и своего опыта, что может создать атмосферу обмена информацией, выявления наиболее оптимального решения, но в тоже время покажет не ультимативность доводимого материала занятия преподавателем, а наиболее рациональный подход к выработке решения. Двоякое восприятие альтернативности: с одной стороны — наличие самостоятельности мышления, способности выработать решение, с другой — отсутствие твердых знаний, субъективное восприятие и апелляция к частному опыту в какой-то конкретной ситуации. Таким образом, элементы внедрения боевого опыта не должны отвлекать обучающихся от главного вопроса. Они призваны закрепить полученные знания, помочь овладеть конкретными приемами и способами действий, необходимыми для боя.

При всестороннем рассмотрении современного военного образования нужно отметить, что оно характеризуется сменой концепции формирования знаний, умений и навыков, необходимых будущему офицеру для военно-профессиональной деятельности в определенных типовых стандартных условиях, на концепцию развивающего образования с актуализацией творческих способностей и ростом самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, предполагающих готовность выпускника выполнять обязанности по первичной должности и на ступень выше в нестандартных (сложных) условиях обстановки (военной, политической, социальной и др.) [5].

Таким образом, можно говорить, что опыт — мастерство педагога, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании обучающихся — зависит от развития конкретного преподавателя, руководителя, его самосовершенствования в аспекте профессионально-педагогической деятельности.

В настоящее время частный боевой опыт можно понимать как устойчивые практические знания и навыки, приобретенные в ходе боевых действий. Опыт боевых действий в образовательном процессе можно представить как педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее, вносит новизну и актуальность в изучение теории, позволяет совершенствовать качество и результаты образовательной деятельности с учетом практики войск.

Основой для внедрения опыта боевых действий в образовательную деятельность высшего учебного заведения является выработка единой методологической основы работы преподавателя по внедрению не только своего личного, но и полученного из других источников информации опыта, что требует наличия творческого мышления у обучающихся с учетом конкретных целей и задач обучения. Так, например, по итогам военной операции ВС РФ в Сирийской Арабской Республике однозначно был сделан вывод о значимости информационного противоборства, что требует уже внедрения в образовательную деятельность методов, инструментов адаптации личного состава к выполнению боевых задач в условиях все возрастающего информационного противоборства.


Внедрение боевого опыта — это один из самых актуальных и действенных инструментов адаптации процесса подготовки курсанта к условиям изменившейся в ходе его обучения современной войны. Однако необходимо избегать превращения прежнего боевого опыта в выработку стандартных решений, обучение должно быть ориентировано на вооруженную борьбу в будущем.

 Характер войн и вооруженных конфликтов непрерывно меняется, каждая война — это частный случай, анализ говорит об изменениях в ведении войн традиционного типа: нельзя закладывать в образовательную деятельность обобщенный опыт, который не имеет таких характеристик, как актуальность, новизна, научность и практическая значимость. Главное требование к военной науке заключается в том, чтобы она опережала практику, раскрывала возможные варианты развития на десятилетия, а не вырабатывала рекомендации на основе опыта прошлых войн.