Файл: Жизнь восхождение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГУ «Специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва»

Краткосрочный (поурочный) план



Раздел


Человек на войне

Ф.И.О педагога

Гарафеева Л.М.



Дата

16.01.023г.



Класс

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Тема урока

«Жизнь – восхождение?»
Финал повести. Смысл названия.

Цели обучения в соответствии с учебной программой

11.2.8 анализировать средства и приемы создания образов, художественного пространства и времени, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объясняя, с какой целью их использует автор;

11.2.6 анализировать художественный мир произведения, представляя произведения в различных формах (инсценировка, буктрейлер).

Цели урока

- проанализировать средства и приемы создания образов, художественного пространства и времени, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объясняя, с какой целью их использует автор и режиссёр фильма;

     

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы


начало урока


Жизнь — на вершины всходить и взойти.

Жизнь — это значит не сбиться с пути.

Трудно? Но пусть не робеет душа,

В снежную бурю, под ветра гуденье

Будем карабкаться, трудно дыша.

Жизнь — восхожденье…

(К.Кулиев)
Последняя строка стихотворения стала темой сегодняшнего урока: «Жизнь – восхождение?..»
- Как вы объясните значение слова «восхождение»?
( В прямом значении - подъем на какую-то высоту; в переносном – духовное восхождение, достичь нравственной высоты).

Читают эпиграф, объясняют смысл.

Отвечают на вопрос:
- Как вы объясните значение слова «восхождение»?


Похвала учителя



ИАД




середина урока

Слово учителя

В 1976 году режиссёр Л.Шепитько сняла по повести В.Быкова фильм «Восхождение». Эта лента считается одним из лучших произведений о ВОВ.

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, почему режиссёр дал фильму название «Восхождение»?

- Как достичь нравственной высоты, оставаясь человеком в бесчеловечных обстоятельствах?

Текстовая работа.

Работа по эпизодам повести и фрагментам фильма.

  1. Сотников на допросе.

Сотникова первым берут на допрос, считая, что тот быстро даст сведения, так как он физически слаб. Но герой не оправдывает надежды полицаев (Фрагмент фильма «Сотников на допросе»)
Комментарий учащихся: Молчит даже под пытками. (гр. 3 комментирует образ актера, сыгравшего роль Сотникова)
- Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

(Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

  1. Сцена Сотников после допроса

В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.) Вспомните их диалог, зачитайте.

- Накануне казни Рыбаку снится сон – история из его детства.

- Как вы думаете, почему автор рассказывает эту историю в самом конце? (Даёт Рыбаку последний шанс – ведь он не трус). Но Рыбак не понял свой сон или не захотел понять.
Фрагмент фильма «Сотников поднимается на эшафот».

Комментарий учащихся: - Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

Что видит Сотников с этой высоты? (Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

- Почему взгляд его останавливается на мальчике, Сотников смотрит ему в глаза?
Комментарий к названию фильма: Интересен выбор названия фильма — «Восхождение». В этом слове и путь героев, и страхи, и противостояние, и одновременно союз. По всей видимости, режиссер хотела показать важность обоих героев в сюжете фильма, так как выбор Рыбака является не менее показательным. Рыбак повторяет Сотникову, а скорее самому себе: «Я убегу, убегу…», но видит картины своей гибели. Страх смерти толкает на предательство… И в конце лишь крик отчаянья.

Ф. Вопрос-ответ. Наблюдение учителя.

Послетекстовая работа.

– Охарактеризуйте игру актёров, удалось ли им передать черты характера, особенности поведения.


Комментарий учащихся: Оказавшись в плену, он чувствует, что есть какой-то шанс выбраться из этой переделки, но только если развяжет себе руки, т.е. отделит свою судьбу от судьбы напарника. Это был первый шаг к падению.

Решает, что с фашизмом можно играть в кошки - мышки, идёт от компромисса к компромиссу, погружаясь в пучину предательства: выдаёт дислокацию партизанского отряда Дубового (не свой же), предаёт Демчиху (До Демчихи ли тут, когда не знаешь, как самому выкарабкаться), Сотникова, старосту Петра. Только минуту замешательства почувствовал от предложения служить Германии. Мелькнула надежда «Жить – это главное. Всё остальное потом» (не даёт себе отчёта в роковых последствиях стать полицаем)

Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом».

Отвечают на проблемный вопрос




Оценка учителя

https://www.ivi.ru/watch/53440
Фильм «Восхождение»
1976г


Конец урока

Обратная связь



Ученики получают обратную связь от учителя в виде комментариев и пожеланий.

Дома Письменный анализ эпизода.