Файл: гуманитарный университет факультет социальной психологии на правах рукописи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
НА ПРАВАХ РУКОПИСИ

БЕЗБОРОДОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИИ

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА 37.04.01 – ПСИХОЛОГИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК,

ДОЦЕНТ ТАРОСОВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА
ЕКАТЕРИНБУРГ 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

5

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИИ


11

1.1.Понятие психологического здоровья личности и подходы к его изучению


11

1.2 Понятие адаптации личности в контексте различных теоритических направлений в психологии


16

1.3 Механизмы и факторы сохранения психологического здоровья личности и ее адаптации к изменениям


26

2 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ



35

2.1 Этапы профессионального психологического отбора

35

2.2 Анализ актуальных психологических исследований особенностей личности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву



40

2.3 Особенности адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву


45

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИИ

52

3.1 Цели и задачи исследования

52

3.2 Методы исследования

55

3.3 Результаты и их анализ

52

ВЫВОДЫ

67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

71

ПРИЛОЖЕНИЯ

79




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Психологическая адаптация к военной службе играет очень важную роль в военной службе каждого солдата. Понимая специфику и психологию ситуации, молодые люди смогут наладить правильные отношения с коллегами и правильно вести себя в самых сложных ситуациях.

Проблема психологической адаптации военнослужащих срочной службы на этапе перестройки, а точнее создания принципиально новой армии, прежде всего связана с развитием успешной адаптационной работы армии. Эта трудность особенно современно в таких условиях как отсутствия достаточно разработанной концепции образовательного процесса в полку, основанной на новейшей военной доктрине национального государства. Таким образом, среда и условия национальной военной службы предъявляют безоговорочные требования к лицу военнослужащего, призванного на государственную службу; особенно с учетом экономической нестабильности страны.

Сенокосов Ж. Г. в своих трудах рассматривает адаптационные процессы – как процесс выбора, реализации способов поведения,а также форм общения личности в адаптивной ситуации, которая позволяет развивать требования к целям и ценностям.

Кроме того, важно изучить личностные детерминанты адаптации солдатов к условиям призыва, прежде всего с учетом индивидуальных специфических и волевых качеств.

Адаптация - это, по словам Ф.З. Меерсона, процесс, в результате которого «она позволяет людям жить в ситуациях, которые ранее были нежизнеспособными, и решать проблемы, которые ранее были неразрешимыми».

Проблема адаптации личности в рамках военной службы остается интересной для изучения. Это связано со сложностью военной службы, которая сопровождается различными стрессовыми факторами при выполнении специальных задач по прямому назначению. На основе изученных психических состояний военнослужащих в различных условиях службы, в том числе при выполнении воинского долга, за 30-40 лет психологам удалось описать психические состояния человека в бою, и разработать рекомендации при выполнении специальных задач.

До конца не известно, что адаптационный потенциал индивида играет важную роль в адаптации к условиям окружающей среды. В этом смысле выявленное противоречие послужило основой для постановки научной проблемы, содержание которой заключается в необходимости изучения особенностей и структуры адаптивного ресурса человека в сложных условиях жизни.


Эта проблема актуальна для общей психологии и психологии личности, поскольку позволяет расширить свое понимание механизмов адаптации человека к различным условиям жизни.

Адаптация - это приспособление и сбалансированность структуры и функций организма, его органов и клеток к условиям окружающей среды. Из этого следует, что личность военнослужащего следует рассматривать на основе биологических, психологических и социальных факторов.

Адаптация на биологическом уровне характеризуется следующими особенностями: общебиологическими механизмами саморегуляции, обеспечивающими динамическую стабильность внутренней среды организма. Уровень адаптации характеризуется общебиологическими механизмами саморегуляции, которые обеспечивают динамическое постоянство внутренней среды организма.

Социальный уровень - это процесс позитивной адаптации к социальной среде, который приводит к развитию личности, формированию сознания и формированию индивидуальных черт личности.

Стоит отметить, что различные аспекты адаптации личности к новым условиям социальной среды представляют собой область национального и международного научного интереса. За последние два десятилетия только в нашей стране было опубликовано около 600 научно-исследовательских работ, посвященных биологическим, психическим, социальным, психологическим и социально-психологическим адаптациям человека. [4]. Психология как наука всегда интересовалась тем, как человек адаптируется к новым условиям окружающей среды[5].

Эти исследования позволили нам рассмотреть процесс адаптации людей во время длительных плаваний и потенциально опасных для жизни и здоровья боевых задач.

Первая мировая война поразила человечество масштабами своего территориального пространства, количеством жертв и интенсивностью нынешней войны и едва ли не впервые поставила вопрос о психическом расстройстве участников боевого движения.

Что касается беспрецедентных масштабов войны или уровня психологической зрелости, трудно сказать разницу, но на этом этапе истории человечества начался процесс изучения психологической устойчивости человека в сражениях.

На Форуме немецких психиатров в Берлине в 1916 году доктор

Г. Оппенгейм заявил, что непонятно, почему врачи, получившие образование в области психиатрии, недооценивают огромную психическую травму, причиненную войной. Исключительно в американской армии, которая была более знакома с противоречивостью психологических заболеваний во время сражений во время Гражданской войны, почти 10% от общего числа бойцов в Первой мировой войне были демобилизованы из-за различных психических заболеваний, на долю которых пришлось более 33% всех потерь.


Следует отметить, что психологические особенности адаптации солдат к ситуации в боевых условиях стали предметом исследований в отечественной военной психологии примерно одновременно с созданием самостоятельного направления психологии - кафедры военной психологии Российского союза инспекторов военных знаний, которая была основана в 1908 году. Его основной политикой является «развитие военно-психологической отрасли как отрасли общей и военной науки, изучающей психологические особенности феномена войны, то есть подготовку и наилучшее использование сил, методов и средств военной борьбы».

До создания школы существовал богатый психологический резерв, который был подготовлен Н.Н. Головиным, исследован и создан Г.Е. Шумковым в Харбинском военном госпитале 1905-1907 годов.

Шумков разработал и опубликовал ряд практических руководств по психологии в бою, описывающих психическое состояние человека на разных этапах боевых действий.обладать психологической готовностью, необходимой для боевой службы.

В период с 1950-х по 1970-е годы военная психология обогатила исследования природы и механизма психологической устойчивости военнослужащих в бою, их адаптации к боевым условиям.

Задачи исследования:

1. Изучить концепцию адаптации личности в контексте различных теоретических направлений в психологии, психологического здоровья личности и подходов к его изучению

2. Изучить механизмы и факторы сохранения психологического здоровья личности и ее адаптации к изменениям

3. Проанализировать этапы профессионально-психологического отбора военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

4. Подвергнуть анализу все новейшие психологические исследования личностных характеристик военнослужащих срочной службы и особенностей адаптации военнослужащих срочной службы как фактора поддержания психологического здоровья

5. Выявить и оценить социально обусловленные индивидуально-психологические качества исследуемых военнослужащих, условия их воспитания и развития, военно-профессиональную ориентацию, организаторские способности, особенности общения и поведения в коллективе

Характеристики образца: молодые военнослужащие срочной службы, которые проходят службу по призыву территории Центрального военного округа.

Методы исследования:


1. «Склонность к экстремизму» (SE-2) Анкета предназначена для выявления признаков склонности индивида к экстремизму. (методика включена в Методические рекомендации по профессиональному психологическому отбору военнослужащих, проходящих военную службу по призыву с 2021 года)

2. «Краткий ориентировочный тест» (КАТ-3) - ТВ. Н. Бузина, (продуктивность) Э. Ф. Вандерлика). Короткий тест на ориентацию используется для определения уровня развития общих когнитивных способностей. При проведении обследования солдат по призыву используется модифицированная версия (CAT-3), которая доступна в составе специального программного обеспечения для технических средств психологической работы.

3. 16-flo-1- Рэймонд Кэттелл (Raymond Cattell, 1957, 1970) позволяет выяснить особенности характера, склонности и интересы индивида.

4. Dap-2 - А. Н. Орел. Методика предназначена для выявления склонности к девиантному поведению при обследовании молодых призывников, которые отбывают службу по призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИИ
1.1.Понятие психологического здоровья личности и подходы к его изучению
В настоящее время навешивать ярлыки на психическое здоровье проблематично. Это связано с тем, что существует множество аргументов - от необходимости и продуктивности использования концепции до полного отрицания ее валидности. Основной проблемой является отделение психологического здоровья от психического здоровья и анализ его компонентов, критериев, характеристик, объектов изучения и функциональных аспектов в контексте личности и процессов ее развития.

Психическое здоровье» - термин, предложенный Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году и означающий способность справляться со стрессом и поддерживать психическое равновесие, чтобы продуктивно реализовывать себя во всех аспектах жизни.

Олпорт, А. Маслоу и К. Роджерс — внес значительный вклад в разработку проблемы психологического здоровья.

В 50-60-е годы прошлого века гуманистическое движение оформилось как новая психологическая парадигма, проповедующая исключительно идентичность и самодостаточность человека.

Профессиональный лексикон по-прежнему включает «поэтически-метафорические» термины, описывающие качество индивидуальной жизни. Среди них психологическое здоровье и психическая стабильность индивида; Г. Олпорт вводит идею проприативности человеческой природы (К. Роджерс) создает образ психологически здоровой личности.