Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания.docx
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важно после комментированного чтения дать общий комментарий учителю. Что же в результате учащиеся выделили, какие образы являются главными, как вещий сон отразился в будущем, но упустив один немаловажный образ. Образ мужика с топором, который «восстает», перед тем как появляются мертвые тела. Проведя ассоциативный ряд, обучающиеся, наверняка в дальнейшей работе, опираясь, на опыт комментированного чтения, обратят внимание, на такое его яркое выражение. Для усвоения материала важно переключение видов деятельности, поэтому вместо комментированного чтения, ученики займутся анализом полученной информации, а затем самостоятельным заполнением небольшой таблицы, где проведут черту между образом во сне и его проявлением в реальности. После подобной работы нужно подвести итог, обговорить результаты таблицы, обязательно вспомнить найденный образы и их воплощение в реальности, а затем попросить самостоятельно дать письменный ответ на вопрос «В чем заключается роль сна Петра Гринева?». Получившиеся ответы выборочно заслушать и уже подвести устный итог. Результат усвоения материала покажет рефлексия.
Заключение
Чтение играет важную роль в жизни человека на протяжении всей его жизни. Его навык формируется еще в школе, и очень важно формировать его правильно. Важно помнить, что чтение должно быть в первую очередь осознанным. Для формирования этого навыка используется технология смыслового чтения. Ее важнейшим приемом является комментированное чтение, которое представляет собой чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Прием актуален для всех предметов, изучаемых в школе. В настоящее время он активно используется на традиционных уроках литературы и позволяет учащимся получить более полное представление о произведении, учит понимать и осознавать прочитанное, что в последствии помогает верно проанализировать произведение и сделать выводы на основе прочитанного. Комментарии могут быть разных видов, но основными на уроках литературы являются комментарии лингвистические, идейно-стилевые и исторические. Приемы комментирования могут менять и чередоваться в зависимости от изучаемого произведения. Важным является использование сразу нескольких видах комментирования, так как произведение раскрывается перед читателем не только с одной стороны, а сразу с нескольких. Но пока существует проблема неосмысленного чтения учениками, этот прием будет оставаться актуальным.
Учителю важно соблюдать методические рекомендации по включению комментированного чтения в уроки, и тогда это позволит учащимся глубоко понять изучаемое произведение.
Список используемых источников
-
Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий. – М., Просвещение -
Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,2010. -
Бабель И. Э. Одесские рассказы. – СПб. : Лениздат, 2012. – 192 с. -
Беленький Г.И. Классика и современность: Пособие для учителя. – Киев: Радянська школа, 1984. – С. 20 – 23. -
Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии для 7 кл. – М.: Просвещение, 1986. – С. 78 – 88. -
Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. – М.: Просвещение, 1976. -
Богомолова Л.К. Комментированное чтение первых глав романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин»// В сб.: Ученые записки Ленинградского гос. пединститута им. А.М. Герцена. – Л., 1957. -
Бочаров Г.К. Система уроков по изучению повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». – М.: Просвещение, 1952. -
Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1977. -
Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 1978. – С. 235 – 243. -
Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. -
Капустина О. Л. Элементы урока комментированного чтения // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 7–4. – С. 24–26. -
Кирдяшова О. С. Эффективность использования приема комментированного чтения при изучении постмодернистской прозы в классах с углубленным изучением литературы // Гуманитарные науки
и образование. – 2010. – № 2. – С. 106–108.
-
Матюшенко А. Г. «Студент» А. П. Чехова. Комментированное чтение // Русская словесность. –– № 1. – С. 19–27. -
Ланин Б.А. «Методика преподавания литературы»// М., 2018 - №4- 346 с. -
Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
17. Пороль П. В. Комментированное чтение переводных текстов Ли Бо // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания : мат-ы XIII Студ. науч.-практ. конф. – М. : Изд-во Росс. унта дружбы народов, 2016. – С. 92–95
18. Смысловое чтение // Тольяттинский вики-портал. Электронный ресурс.URL: http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Приложение 1
Технологическая карта урока
Урок литературы в 8-м классе «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цель урока: узнать роль сна Петра Гринева в повести А.С. Пушкина, показать связь образов сна и реальность, раскрыть отношения персонажей – Петра Гринева и Емельяна Пугачева.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД | ||||
Мотивация | Приветствие. Позитивный настрой на работу. Проверка готовности урока | Приветствуют учителя, друг другу, проверяют готовность к уроку | Личностные: самоопределение к деятельности | ||||
Актуализация знаний | Работа с вопросами по теме прошлого урока. 1.Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести? Почему? 2. Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему?
4. В какое время происходят события повести? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. -19 октября 1836 г. – день открытия Лицея. Роман посвящён теме взросления, избрания верного пути в жизни. -«Береги честь смолоду». Для лицеистов слово «честь» не было пустым звуком: никто из них никогда не совершил бесчестного поступка. -Работа в архивах, встречи с очевидцами во время его путешествия по местам восстания Пугачёва. -в 1773 – 1774 гг. | Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: смысловое прослушивание. | ||||
Подведение к теме урока. | Вы уже познакомились с содержанием произведения и наверняка сможете ответить на вопрос. Кто кроме родителей оказал влияние на рост личности Петра Гринева? Где впервые мы можем предугадать события, которые будут происходить в повести? А знаем ли мы, какую роль играет этот фрагмент? Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Чем заниматься? | Отвечают на вопрос (Емельян Пугачев) - Сон Петруши - Вероятно, нет, или же заслушиваются предположения учащихся - Формулируют тему урока «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Регулятивные: умение прогнозировать Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | ||||
Целеполагание | Постановка учебной задачи. | Самостоятельно ставят задачу урока (узнать значение сна Петра Гринева в повести, изучить данный фрагмент) | Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи. | ||||
Работа по теме урока | Для того, чтобы говорить о роли сна Петруши, нужно прочесть фрагмент еще раз. Комментированное чтение. После прочтения строки о суеверии учитель дает пояснение. Суеверие - вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего. После прочтения строки «Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая» учитель задает вопрос, начиная со слов «вижу в постели лежит мужик с черной бородой». Ребята как вы думаете, о каком мужике идет речь? Продолжение чтения. …это твой посаженый отец Комментарий учитель – посаженый отец – в народном свадебном обряде так называли мужчину, заменяющего отца. - Почему мать Петруши называет Пугачева посаженным отцом? «…комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах…» - О каких мертвых телах идет речь? (Если учащиеся затрудняются прокомментировать отрывок или дать ответ на вопрос, учитель уточняет) Слово учителя. Произведение относится к реалистическому направлению, однако Пушкин не отказывается окончательно от романтических традиций. Один из важных эпизодов романа – сон Петра Гринёва – наполнен различными символами. -Какие символы мы увидели во время чтения? Во сне главный герой приезжает проститься с больным отцом, но вместо него в постели обнаруживает чернобородого крестьянского мужика. Матушка говорит, что это посаженый отец Петра. В этой фразе слышится предречение будущих событий. Именно простой мужик Емельян Пугачёв, грубый и неотёсанный, поможет Гринёву с его отношениями с Машей Мироновой. Предводитель крестьянского восстания продолжает воспитывать в Петре Андреевиче те же качества, о которых в своём завете ему говорил отец. Пугачёву важнее, чтобы люди с ним были честными, а не лицемерными. Гринёв смог заслужить расположение бунтовщика не лестью и подхалимством, а верностью своим принципам и словам. Сон Петра Гринёва предвещает и многочисленные жертвы. Где мы это могли понять? После отказа просить благословения и целовать ручку у посаженого отца в комнате появляются кучи мёртвых тел. Также затем произойдёт и в реальности. Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, приведёт к тому, что в огромном количестве будут гибнуть не только военные, но и ни в чём неповинные люди. Работа с таблицей -Ребята, а теперь, зная значение некоторых символов сна Петра Гринева и реальность, описанную А.С. Пушкиным, давайте составим таблицу, в которой вы найдете оставшиеся символы в одной колонке, а в другой покажете, как символ сна отразился в дальнейшем в реальности. Используйте текст произведения, цитаты.
Делаем вывод. -Какой значение имел сон Петра Гринева? -Действительно ли он оказался вещим? -Как события сна проявились в реальной жизни? -Зачем А.С. Пушкин включил сон Петра в содержание произведения? Подготовьте письменный ответ на вопрос «Какова роль сна в «Капитанской дочке»?» Заслушиваются ответы. Подведем итог нашей работы. У вас на партах лежат карточки. Продолжите, пожалуйста, предложения, которые вы там видите. Сегодня на уроке я узнал … Для меня стало открытием … Своей работой на уроке я … (Ответы заслушиваются) Ответьте на вопрос 10 из учебника стр. 269. Всем большое спасибо за урок. | -Емельян Пугачев -Сон вещий. В дальнейшем Пугачев поможет Петру -Восстание Пугачева было кровавым, и было совершено большое количество убийств - Емельян Пугачев лежит в постели вместо больного отца (посаженный отец) - «кучи мертвых тел» Учащиеся работают самостоятельно с текстом произведения, заполняют таблицу. | Регулятивные: делать выводы на основе полученной информации. Познавательные: видеть подтекст в произведении, символы, проецировать их на дальнейшие события. Узнают героя сна Петра Гринева. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: слушать и понимать учителя Регулятивные: анализировать информацию, делать выводы. Регулятивные: наблюдать и изучать явления, происходящие в тексте произведения; описывать; делать выводы. Познавательные: узнают значение символа во сне Петра Гринева. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: умение анализировать информацию, выбирать информацию Регулятивные: уметь оценивать свои достижения. |