Файл: Нейропсихология. Методы нейропсихологической диагностики, коррекции и реабилитации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
14
Патологическое изменение содержания воспроизводимого материала
(для заданий на слухоречевую память)
«смешение» слов-стимулов (контаминация): при воспроизведении словесного ряда «рыба, печать, дрова, рука, дым, ком» смешиваются слова «печать» и «рука», больной воспроизводит «перчать»; «дрова» и «ком» — «дракон»
добавление отсутствующих в стимульном ряду слов (конфабуляции) —
«конь»
«эффект края» — последующая информация вытесняет предыдущую, или наоборот, предъявленное первым запоминается, последующее же запоминается хуже или не запоминается вовсе неравномерность (от пробы к пробе) продуктивности запоминания —
то воспроизводит в достаточном объеме и без ошибок, то плохо
О возможности компенсации дефектов памяти за счет сохранно-
сти способности к логической организации материала (про-
странственной перекодировки, что возможно при незатронутых
болезнью третичных зонах) свидетельствует улучшение запоми-
нания за счет смысловой организации (по смысловым блокам).
Важно!

Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
15
Для оценки сохранности функции зрительной памяти и определения постра-
давшего фактора
(пространственного, фактора симультанности) важны про- странственные ошибки при воспроизведении стимульных фигур:
координатные — то, что было справа, помещается влево; то, что было в верх- ней части, изображается внизу листа и наоборот;
метрические — искажение размеров;
топологические — искажение формы;
проекционные — наклон, поворот фигур.
5. Исследование интеллектуальных процессов
Применяют пробы на понимание обобщенного содержания (смысла) рассказов и сюжетных картин, исследование письма и счета (в пределах десятка, с переходом через десяток, серийные счетные операции — отсчитывание семи от ста), решение арифметических задач, установление аналогий, понимание переносного смысла пословиц и метафор, задания на обобщение.
Обращают внимание на:
нарушение контроля исполнения: потеря цели, равновероятная актуализа- ция нескольких гипотез; рассказ по картинке: «играют в снежки… а может быть, кто-то сбежал, и его ловят… или их всех позвали сюда для важного дела…»; фрагментарность анализа — часть информации, необходимой для выполне- ния задания, остается незадействованной; неспособность к самостоятельному описанию сюжета; нарушение логической последовательности анализа — планирования при решении задач; нарушение понимания условий задачи или текста; нарушение следования плану при решении задачи — решение не доводится до конца; нарушение понимания переносного смысла пословиц и метафор; ситуативное обобщение при выполнении задания на исключение лишнего объекта.


Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
16
6. Исследование письма
Включает:
пробы на автоматизированное письмо — собственное имя, фамилия, др.; пробы на письмо под диктовку — букв, простых слов («кот») и сложных фо- нетически и по смысловой структуре слов («кораблекрушение», «корабле- строение»), словосочетаний «конфликтной» структуры (разные значения и отношения объектов, фонетически сходных по названиям: «Мишина ма- шина» и др.).
При исследовании письма учитывают:
Например, исключается велосипед («он в городе»), остальные
объекты — лодка, мотоцикл и тачка объединяются («это в де-
ревне»)
Пример
1. Специфические ошибки:
ошибки фонемного распознавания ошибки языкового анализа и синтеза смешение графически сходных букв

Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
17
7. Исследование чтения
Исследование чтения включает:
прочтение простых и наложенных букв; прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов; прочтение рассказа.
2. Графические характеристики:
очень крупные или мелкие буквы (макрография и микрография —
нарушение моторики кисти)
зеркальное написание букв (несогласованность в работе полушарий)

Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
18
При исследовании чтения учитывают следующие виды специфических
ошибок:
«угадывающее» чтение (нарушение распознавания текста)
замены слова на основе графического или смыслового сходства смешение сходных фонем перестановки букв и слогов; пропуски и удвоение букв изменение числа и падежных окончаний существительных неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного дезавтоматизация чтения (побуквенное чтение)
игнорирование левой части текста

Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
19
2.
Варианты диагностической процедуры
при различных локальных поражениях
и нарушениях функционального созревания
головного мозга
Диагностическое нейропсихологическое обследование больного, пере-
несшего инсульт
В остром периоде инсульта (первые 10 дней) при диагностике с целью ранней реабилитации (по действующим стандартам проводят в первые же сутки с мо- мента госпитализации) следует учитывать ряд факторов: требования строгого постельного режима, ограничение движений головы; утомляемость и истощаемость больного из-за сниженного мозгового тонуса после сосудистой катастрофы.
Продолжительность занятий (диагностической + коррекционной части) ограни- чена семью (максимум десятью) минутами.
Исходя из этого, целесообразно применять небольшое число
проб, направленных на наиболее значимые для последующей
реабилитации сферы психики — психомоторику и произволь-
ную регуляцию, речь, мышление и предметные образы-пред-
ставления.
Важно!


Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
20
Диагностика произвольных движений (праксиса).
Учитывая почти неизбежные при инсульте вялые параличи, необходимо выявить сохранность (хотя бы частич- ную) предметных видов праксиса — кинетического, кинестетического, символиче- ского и регуляторного.
Для проверки кинетического праксиса традиционная проба «кулак-ребро-ладонь» затруднительна в положении лежа. Задание того же типа (действия, сменяющие друг друга и объединенные в серию) — «танец пальцами» на листе картона или планшете: «большой — указательный — большой — мизинец». Критерии оценки пробы аналогичны традиционной пробе.
Кинестетический праксис можно проверять привычными пробами на праксис позы пальцев руки.
Символический праксис — следует включать не только «ручные» пробы (погрозить, отсалютовать), но и оральные (сдуть пушинку, поцокать языком, почмокать гу- бами), т. к. эти пробы также позволяют увидеть нарушения артикуляционного ап- парата — причины вторичных нарушений речи.
В регуляторном праксисе конфликтную пробу «кулак — палец» можно проводить обычным способом, аналогично пробу с реакцией выбора.
Инструкции ко всем пробам следует подавать двояко — по показу
и словесной форме — даже для не говорящих после инсульта
больных. Инструкция должна быть максимально укорочена и
упрощена, чтобы не истощать больного.
Важно!

Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
21
Для диагностики понимания обращенной к нему речи
больному на планшете предъявляют 3 картинки из семантически далеких групп.
В этой и последующих пробах с картинками первая серия — обучающая, 3−4 после- дующие — диагностические. Таким же образом больному предъявляют схематиче- ские эмоциональные лица для выявления сохранности распознавания эмоций — одного из важнейших условий общения.
Понимание логико-грамматических конструкций можно проверить через вопросы
«Кто больше?» (слон, муха, лошадь), «Кто сильнее?» и т. д. Экспрессивную речь — в виде автоматизированных стереотипов: «Как вас зовут? Сколько вам лет? Где вы живете?» и т. п.
Интеллектуальные функции и сохранность предметных представлений
можно проверять через «аналогии» и «обобщение».
Например: человек, яблоко и птица с инструкцией «Покажите (…)»
Пример
Проба на аналогии — в варианте, предназначенном для детей:
под рядом из трех предметных картинок (например: автомо-
биль, помидор, чашка) размещена одна картинка аналогич-
ного плана (самолет, как и автомобиль, — это транспортное
средство). Нужно провести аналогию нижней картинки с одной
из верхних.
Упражнение


Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
22
После проведения такого краткого обследования можно планировать реабилита- цию и ресоциализацию больного.
Нейропсихологическое обследование ребенка
Диагностику нарушений развития высших психических функций (функциональной несформированности мозга и дефицитарности функций) у детей проводят с помо- щью тех же приемов, что и диагностику нарушений ВПФ у взрослых. Отличия свя- заны с более подробным анамнезом — необходимо выявить признаки отклонений в развитии и их соматические последствия, т. е.соматический фон психического развития ребенка.
Нейропсихологическое обследование проводят
по следующей схеме:
Сбор анамнеза (течение беременности, прохождение родов, раннее развитие ре- бенка, перенесенные соматические заболевания, жалобы родителей, связанные со здоровьем и поведением ребенка, динамика развития отдельных психологических симптомов).
Обобщение — под четырьмя предметными цветными картин-
ками из одной семантической группы (яблоко, капуста, кусок
мяса, бутылка молока) две черно-белые картинки обобщаю-
щего характера — холодильник и дом. Нужно определить,
какая картинка снизу будет обобщающей для всей верхней
группы предметов.
Упражнение

Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
23
Неблагоприятный соматический фон диагностируют с помощью графического теста «Гомункулюс». Диагностируются ведущая рука, нога, глаз, ухо.
Эксперимен-
тально-психологическое исследование включает:
исследование гностических процессов; состояние праксиса (пальцевого праксиса позы, пространственного, дина- мического, орального) с применением тех же проб, что используют в диагно- стике взрослых.
Детям младше 7 лет копирование фигур Тейлора и Рея — Остеррица заменяют копированием фигур Деннмана.
Фигуры Тейлора и Рея — Остеррица
Фигуры Деннмана

Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
24
Диагностику внимания можно проводить аналогично диагностике взрослых (таб- лицы Шульте; при вероятности минимальной мозговой дисфункции — тест Тулуз-
Пьерона). Диагностика речевых процессов, а также письма, чтения и счета, па-
мяти также осуществляется с помощью методик, применяемых для диагностики взрослых.
Таблица Шульте


Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
25
Методики диагностики интеллектуальной деятельности выбирают из классиче- ского набора соответственно возрасту ребенка. Диагностику эмоциональной сферы проводят с помощью методики «эмоциональные лица», также применяе- мой для диагностики взрослых.
Методика «Эмоциональные лица»

Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
26
3.
Структура заключения по данным
нейропсихологического исследования
Нейропсихологическое заключение имеет следующую структуру:
1. Анамнез и дополнения к анамнезу (динамика развития отдельных симптомов нарушения высших психических функций)
характеристика внимания, гностических процессов состояние праксиса (пальцевого, позы, пространственного, динамического, орального и т. д.
характеристика речевых процессов характеристика процессов письма, чтения, счета характеристика интеллектуальной деятельности характеристика эмоциональных реакций
2. Данные нейропсихологической диагностики:
3. Оценка реабилитационного потенциала

Нейропсихология.
Методы нейропсихологической диагностики,
коррекции и реабилитации
27
Список иллюстративного материала:
Иллюстрации были взяты с сайта https://ru.freepik.com.
Автор https://ru.freepik.com/vectorjuice