Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По статье «Прочие внеоборотные активы» показываются средства и вложения, не вошедшие в состав рассмотренных выше статей.
Таким образом, в бухгалтерском балансе организации осуществляется классификация внеоборотных активов.
1.2 Нормативное регулирование и совокупность счетов бухгалтерского учета внеоборотных активов
Как и в отношении любого другого вида имущества, в отношении бухгалтерского и налогового учета внеоборотных активов существует четырехуровневая система нормативного регулирования.
На первом уровне (рисунок 3) находится совокупность федеральных кодифицированы и некодифицированных законов, определяющих общие основы организации гражданского оборота в РФ, а также порядка ведения бухгалтерского учета.
Рисунок 3 – Совокупность законодательных и нормативных документов по учету внеоборотных активов
На втором уровне нормативного регулирования находится совокупность положений по бухгалтерскому учету в отношении отдельных объектов внеоборотных активов (рисунок 4).
Рисунок 4 – Совокупность положений по бухгалтерскому учету внеоборотных активов
Третий уровень нормативного регулирования представлен совокупностью методических указаний, касающихся организации отдельных видом имущества организаций, конкретизирующих нормы федеральных законом и ПБУ. Также к этому уровню относится План счетов бухгалтерского учета, в котором содержится перечень счетов, используемых для учета внеоборотных активов (рисунок 5).
09 «Отложенные налоговые активы»
Рисунок 5 – Совокупность счетов бухгалтерского учета для отражения операций по внеоборотным активам
На четвертом уровне регулирования учета внеоборотных активов находятся внутренние документы организации, в частности, учетная политика, положения, инструкции.
В настоящее время система нормативного регулирования учета внеоборотных активов формируется в соответствии с нормами МСФО. В то же самое время состав и структура МСФО по данным объектам учета существенно отличается по российской практики (рисунок 6).
Рисунок 6 - Совокупность МСФО по учету внеоборотных активов [9]
Таким образом, совокупность нормативных документов,, регулирующих учет внеоборотных активов по МСФО, отличается от российских стандартов уровнем детализации.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ НА ПРИМЕРЕ АО «ОМСКИЙ АЭРОПОРТ»
2.1 Характеристика предприятия
Аэропорт Омск (Центральный) – является одним из старейших российских авиапредприятий. Официальной датой создания аэропорта является 17 мая 1929 года.
Акционерное общество «Омский аэропорт»относится к категории крупных предприятий, осуществляющих деятельность в Сибирском федеральном округе. Аэропорт входит в число 30-ти лучших аэропортов России по показателям перевозки пассажиров, грузов и почтовых отправлений.
Из аэропорта осуществляются по городам России и СНГ, а также в такие страны дальнего зарубежья, как Греция, Таиланд, Турция, Вьетнам, Болгария, Тунис, Кипр.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2008 года № 340-р аэропорт «Омск (Центральный)» отнесен к числу аэродромов федерального значения (их общее количество составляет 52), необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации.
Основные показатели деятельности аэропорта в 2016-2017 гг. представлены в таблице 1.
По данным таблицы 1 можно говорить не только о стабильной работе аэропорта, но и об увеличении объемов осуществляемых операций и повышению их прибыльности.
В частности, отмечается увеличение количества обслуженных судов, которое составило в 2017 г. 4570 ед по внутренним и воздушным линиям и 540 ед. по международным воздушным линиям против показателя в 3826 и 379 ед. соответственно в 2016 г.
Таблица 1 - Основные показатели деятельности АО «Омский аэропорт» в 2016-2017 г.
Показатель | 2016 г. | 2017 г. | Отклонение | Темп роста, % |
Количество обслуженных воздушных судов, всего | 4205 | 5110 | 905 | 121,52 |
в том числе | | | | |
внутренние воздушные линии | 3826 | 4570 | 744 | 119,45 |
международные воздушные линии | 379 | 540 | 161 | 142,48 |
Максимальная взлетная масса, тонн | 265977 | 300316 | 34339 | 112,91 |
в том числе | | | | |
внутренние воздушные линии | 237330 | 257320 | 19990 | 108,42 |
международные воздушные линии | 28647 | 42996 | 14349 | 150,09 |
Обслужено пассажиров, чел | 830549 | 963606 | 133057 | 116,02 |
в том числе | | | | |
внутренние воздушные линии | 746439 | 820216 | 73777 | 109,88 |
международные воздушные линии | 84110 | 143390 | 59280 | 170,48 |
Обработано почты и груза, т. | 3507 | 3832 | 325 | 109,27 |
Выручка, тыс. руб. | 789789 | 919175 | 129386 | 116,38 |
Прибыль от продаж, тыс. руб, | 2 | 73224 | 73222 | 3661200,00 |
прибыль до налогообложения, тыс. руб, | 62361 | 117890 | 55529 | 189,04 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 59602 | 99333 | 39731 | 166,66 |
Рентабельность продаж, % | 0,00 | 7,97 | 7,97 | - |
Чистая рентабельность деятельности, % | 7,55 | 10,81 | 3,26 | 143,20 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 556019,5 | 585099,5 | 29080 | 105,23 |
Фондоотдача, руб. | 1,42 | 1,57 | 0,15 | 110,60 |
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. | 919639 | 986034,5 | 66395,5 | 107,22 |
Рентабельность активов, % | 6,48 | 10,07 | 3,59 | 155,44 |
Рост составил 744 ед. или 19,45% по внутренним воздушным линиям и 161 ед. или 42,48% по международным воздушным линиям.
О росте объемов деятельности также говорит увеличение максимальной взлетной массы, которая составила в 2017 г. 257320 тонн по внутренним и воздушным линиям и 4996 тонн по международным воздушным линиям против показателя в 237330 тонн и 28647 тонн соответственно в 2016 г. Рост составил 19990 тонн. или 8,42% по внутренним воздушным линиям и 14349 или 50,09% по международным воздушным линиям.
Также отмечается увеличение количества обслуженных пассажиров, которое составило в 2017 г. 820216 чел. по внутренним и воздушным линиям и 143390 чел. по международным воздушным линиям против показателя в 746439 чел. и 84110 чел. соответственно в 2016 г. Рост составил 73777 чел. или 9,88% по внутренним воздушным линиям и 59280 чел. или 70,48% по международным воздушным линиям.
Увеличение объема обработанной почты и груза составило 325 тонн или 9,27%.
Рост объемных показателей деятельности аэропорта связан со следующими факторами:
- возобновлением чартерных авиаперевозок в Турцию;
- открытием новых направлений авиаперевозок авиакомпаниями (с июля 2017 г. авиакомпанией «Сибирь» по направлению Новосибирск, авиакомпанией «Северный ветер» - по направлению Симферополь);
- увеличением количество совершаемых в течение недели рейсов авиакомпании «Эйр Астана» на Астану с 4 до 5 с июня 2017 г.;
- приход на омский рынок с сентября 2017 года авиакомпании «Азимут», осуществляющей ежедневные рейсы в аэропорт Внуково (Москва);
- увеличением среднего уровня загрузки при осуществлении пассажирских перевозок регулярными рейсами с 80% в 2016 г. до 84% в 2017 году.
В результате этого происходит увеличение и стоимостных показателей деятельности аэропорта.
В частности, произошло увеличение суммы выручки на 129386 тыс. руб. или 116,38%. Также произошло существенное увеличение суммы прибыли от продаж: если в 2016 г. размер финансового результата от основной деятельности находился на уровне безубыточного значения ( 2 тыс. руб.), то в 2017 г. была получена прибыль от продаж в размере 73224 тыс. руб.
В результате этого, а также за счет повышения эффективности прочей деятельности было обеспечено увеличение суммы прибыли до налогообложения с 62361 тыс. руб. в 2016 г. до 117890 тыс. руб. в 2017 г. (рост составил 55529 тыс. руб. или 89,04%), а также чистой прибыли с 59602 тыс. руб. до 99333 тыс. руб. соответственно (рост составил 39731 тыс. руб. или 66,66%).
О повышении эффективности деятельности аэропорта говорит также увеличение уровня рентабельности продаж с 0,00% в 2016 г. до 7,97% в 2017 г., чистой рентабельности деятельности с 7,55% до 10,81%, фондоотдачи с 1,42 руб. до 1,57% и рентабельности активов с 6,48% до 10,07%.
Говорить о составе внеоборотных активов можно по данным таблицы 2.
Таблица 2 - Состояние внеоборотных активов АО «Омский аэропорт» в 2016-017 гг.
Вид внеоборотных активов | 2016 г. | 2017 г. | Отклонение | Темп роста, % | |||
тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | ||
Основные средства | 567051 | 92,47 | 603148 | 92,62 | 36097 | 0,15 | 106,37 |
Финансовые вложения | 42288 | 6,90 | 42288 | 6,49 | 0 | -0,40 | 100,00 |
Отложенные налоговые активы | 994 | 0,16 | 1060 | 0,16 | 66 | 0,00 | 106,64 |
Ппочие внеоборотные активы | 2874 | 0,47 | 4696 | 0,72 | 1822 | 0,25 | 163,40 |
Итого внеоборотные активы | 613207 | 100,00 | 651192 | 100,00 | 37985 | 0,00 | 106,19 |
По данным таблицы 2 можно видеть, что внеоборотные активы в АО «Омский аэропорт» представлены основными средствами, финансовыми вложениями, отложенными налоговыми активами и прочими внеоборотными активами.
В связи с развитием деятельности аэропорта в 2017 г. по сравнению с 2016 г. произошло увеличение общей стоимости внеоборотных активов на 37985 тыс. руб. или 6,19% за счет увеличения суммы основных средств на 36097 тыс. руб. или 6,37%, отложенных налоговых активов на 66 тыс. руб. или 6,64% и прочих внеоборотных активов на 1822 тыс. руб. или 63,40%.
Анализ структуры внеоборотных активов происходит в основном за счет основных средств, удельный вес которых в общей величине внеоборотных активов составляет 92,47% в 2016 г. и 92,62% в 2017 г.
Вторым по значению элементом внеоборотных активов являются финансовые вложения, удельный вес которых составляет соответственно 6,90% и 6,49%.
Незначительной является роль отложенных налоговых активов (удельный вес составляет 0,16% как в 2016 г., так и в 2017 г.) и прочих внеоборотных активов (удельный вес составляет 0,47 % в 2016 г. и 0,72% в 2017 г.).
Исходя из этого рассмотрим порядок учета внеоборотных активов в АО «Омский аэропорт».