Файл: Самостоятельная работа По дисциплине Теория и методика экологического образования дошкольников Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области

«Северный колледж физической культуры и спорта»

(ГАПОУ МО СПО «СКФК И С»)

Самостоятельная работа

По дисциплине: Теория и методика экологического образования дошкольников

Выполнил студент: Бурова Анна

Группа 303-ДО Заочное отделение

Проверил ____________________ Оценка _____________________

Дата сдачи: «_______»______________ 20 _____ г.

Тема 3.1.1. Научная основа ознакомления детей с природой

Методика организации наблюдений за животными и растениями в уголке природы в младших возрастных группах.

В труде по уходу за животными и растениями в уголке природы и на участке можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы:

- чистка клеток птиц и других животных (вычистить выдвижное дно, посыпать песком, вычистить жердочки), мытье кормушки, поилки, ванночки для купания, наполнение их водой;

- кормление птиц и животных по указанию воспитателя и самостоятельно (старшие дети), выращивание зеленого корма, подкармливание птиц на участке (осенью, зимой), изготовление и вывешивание кормушек (с помощью воспитателя);

- подготовка корма для кормления мелких животных (вымыть и нарезать корнеплоды, приготовить зелень);

- участие в уходе за домашними животными на участке (собака, куры, утки и др.);

- помощь взрослому при смене воды в аквариуме (выловить рыбок, поместить их в таз с водой комнатной температуры, промыть ракушки, камешки);

- уход за рыбками (кормить их осторожно, кружечкой снимать верхний слой воды, доливать свежую воду);

- поливка комнатных растений, мытье их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли;

- выращивание растений из черенков (для школы, в подарок родителям);

- участие в перекопке земли, поделке гряд и клумб;

- посев крупных и мелких семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;

- уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике, саду (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др.);

- помощь старшим в уборке урожая на огороде и в саду (сбор семян и плодов, выкапывание луковиц и др.);


- уборка участка.

Труд в уголке природы

Уголок живой природы в детском саду ―одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело

Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых. Дети с помощью взрослых кормят рыбок, кроликов, поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сажают луковицы, сеют крупные семена, поливают растения на грядках, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Работа по формированию у детей элементарных умений организуется на протяжении всего года в виде индивидуальных поручений или с подгруппами в 2—3 человека

Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой. При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение ее всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. Дети рассматривают растения («Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.). Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.

В первой младшей группе за обитателями уголка природы ухаживает воспитатель в присутствии детей, которые по его предложению приносят лейку, поливают растения, кормят рыб и т. д.

Во второй младшей группе дети сами, но под наблюдением воспитателя ежедневно кормят рыб, поливают растения.

При уходе за растениями дети младшей группы поливают их водой, приготовленной взрослым (он же определяет дозировку), обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия. Они также имеют четко выраженные стебель и листья. Аукуба, камелия, китайский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.


Тема 3.1.2.

Экологическое воспитание дошкольников

Самостоятельная работа

Составить глоссарий основных понятий экологии: экология, биоэкология, экосистемы, цепи питания, особь, популяция, сообщество

Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Биоэкология – раздел экологии, изучающий отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т.п.) между собой и окружающей средой.

Экосистема (от греч. oikos — жилище, местопребывание и система) - природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ и энергии

Цепь питания - цепь взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества. Каждое предыдущее звено цепи питания является пищей для следующего звена.

Особь - самостоятельно существующий организм

Популяция - совокупность особей одного вида животных или растений

Сообщество - объединение людей, имеющих общие цели, интересы; группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

Тема 3.1.3.

Программы экологического воспитания дошкольников.

Вторая младшая группа

«От рождения до школы»


«Детство».


Сходство

Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу). Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д.).

Различия

Расширенное представления детей о растениях и животных, знакомство с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Знакомство детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.). Расширение представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки). Учатся наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширенное представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.). Отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.). Элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха 85 и др.).Как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагрева- ется, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает). Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.). Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни

Элементарное понимание, что животные живые.

Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия.

. Умение выделять части растения (лист, цветок).


Знакомство и анализ программы «Юный эколог».

Программа «Юный эколог» вместе с обеспечением — программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном. Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека.

Мироздание (вселенная) – дети знакомятся с явлениями Вселенной;

Вода – детей знакомят с понятием, свойством и значением воды;

Воздух – рассказать, что воздух необходим всем живым существам;

Почва и камни – дети знакомятся с почвами – землей, песком, глиной и их свойствами, а также с природными камнями;

Сезоны – дети получают представления о комплексе характерных явлений в неживой природе и их изменении в разные сезоны.

Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастаю- щих в группе, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что растения – живые существа, у них есть свои потребности, и им необходимы определенные условия: пита- тельная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает переохлаждения. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Погодные условия не постоянны – в течение года они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях. Дошкольники узнают виды животных, которые содержатся в детском саду в аквариумах, клетках, террариумах: их названия, характерные особенности. Формируется представление о том, что все они – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Эти условия создает человек (воспитатель вместе с детьми), он делает их похожими на естественную природную среду, к которой животные приспособлены своим строением и поведением. В таких условиях животные хорошо себя чувствуют, не болеют. Все животные разные и нуждаются в разных условиях. Дети узнают, что новое растение можно вырастить из семени, что от одного семени можно получить много семян; получают представление о стадиях роста и развития однолетних культур (на примере цветочных или огородных растений): семя, проросток, наращивание зеленой массы (период вегетативного роста), цветение, плодоношение (образование семян). В разные периоды роста растению нужны различные условия. Молодое растение – слабое, хрупкое, с ним надо обращаться бережно и осторожно, чтобы не повредить его.


Лес как экосистема. Дети узнают, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. В лесу несколько этажей растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные. В лесу много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, цветами (заяц-беляк, лось, белка, лесные птицы и насекомые). В лесу много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными (лиса, волк, еж, бурый медведь, куница, барсук). Все обитатели леса зависят друг от друга. Они приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются (по земле, в почве, по деревьям), находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, гнезда, берлоги). Растительноядные животные приспособлены защищаться от врагов, хищники – преследовать добычу. Многие животные имеют маскировочную окраску. Все животные приспособлены к сезонным изменениям погоды (например, под зиму запасают корм, ложатся в спячку и пр.). Дети постепенно накапливают знания о наиболее распространенных лесных животных, их приспособленности к жизни в разные сезоны в условиях леса, взаимоотношениях с другими его обитателями.

Дети узнают, что пруд, озеро – это сообщество водных и прибрежных растений и животных, которые связаны друг с другом. В пруду живут растения, которым подходят его условия, в воде плавают мелкие водные животные (рачки, личинки, насекомые), мелкие и крупные рыбы, лягушки. Возле пруда почва насыщена водой, поэтому там растет много влаголюбивых растений. Возле водоема много комаров, стрекоз. Они откладывают яички в воду, там из них выводятся личинки, которые через некоторое время превращаются во взрослых насекомых. Новые комары и стрекозы вылетают из воды и живут возле нее. Рядом с прудом селятся водоплавающие птицы. Водой пруда (озера) пользуется человек: берет ее для полива садовых и огородных растений, для других сельскохозяйственных нужд. Пруд (озеро) нельзя засорять. Грязный пруд постепенно превращается в болото, в нем меняется вся жизнь.

Человек (ребенок, родители, воспитатели) – живое существо. Ему необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке. В таких условиях человек хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит, доброжелательно относится к другим людям, бодр и деятелен.