Файл: Задача научного текста Тема Коммуникативная задача научного текста.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из материалов Википедии)
  • Подобрать текст по своей специальности
  • Сделать языковой анализ текста
  • Определить коммуникативную задачу текста

Задание 4

Задание 4. Прочитайте тексты, определите их тему и микротемы. Какие коммуникативные задачи решаются в этих текстах?

 

1. Астрономия (от греч. астрон – ‘звезда’, номос – ‘закон’) – это наука о строении и развитии небесных тел и Вселенной в целом.

Основные задачи астрономии:

– определение положений и движения небесных тел в пространстве;

– исследование строения физических и химических свойств небесных тел, как их поверхности, так и недр;

– изучение происхождения, развития и дальнейшей судьбы небесных тел и Вселенной в целом.

2. Наука – это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

3. В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение.

Для развития обмена и торговых связей требовались достоверные и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. На больших и прочных кораблях уходили в море финикийцы. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот – V век до нашей эры) и исследователи других стран (Пифей – IV век до нашей эры). (возн происхождения предмета и назначение предмета)

4. В компьютерной системе можно выделить два взаимосвязанных компонента: аппаратное и программное обеспечение. Один компонент без другого работать не может. Для исполнения программ необходимы устройства, способные распознавать команды, записанные в программах. Для работы устройств необходимы специальные компьютерные программы. (качеств состав, строение предмета)

Совокупность аппаратных средств компьютера называют аппаратной конфигурацией. (
Из материалов Википедии)

Выпишите из текстов ключевые слова и словосочетания, восстановите по ним основное содержание текстов.

Задание 5. Определите коммуникативные задачи, которые решаются в данных текстах.

 

1. В конце XVIII века в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, получивший название «технология». Термин «технология» ввел в научное употребление немецкий ученый Иоганн Бекман (1739-1811), которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся в германском университете в Геттинге с 1772 года.

2. Впервые термин «биотехнология» применил венгерский инженер Карл Эреки в 1917 году. Использование в производстве микроорганизмов или их ферментов, обеспечивающих технологический процесс, известны давно, однако систематизированные научные исследования позволили расширить арсенал методов и средств биотехнологии. В начале XX века активно развивалась бродильная и микробиологическая промышленность. Были предприняты первые попытки наладить производство антибиотиков, пищевых концентратов, полученных из дрожжей, осуществить контроль ферментации продуктов растительного и животного происхождения.

3. Современные технологии основаны на достижениях научно-техни-ческого прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создает материальный продукт, информационные технологии – информационный продукт. (Из материалов Википедии)

 
  • Выпишите из текстов ключевые слова и предложения, раскрывающие основное содержание высказываний.

Данная и новая информация научного текста

Часть текста, объединенная одной микротемой, называется абзацем. Он может состоять из нескольких предложений, связанных по смыслу, а может включать и одно предложение. Связность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего. То, что повторяется в предложении из предыдущего, называется «данное» (тема ), а то, что сообщается о нем дополнительно, называется «новое» (рема). «Новое» обычно стоит в конце предложения. Так, предложение «Объектами экологии являются / популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом» делится на две части: 1) «данное» (объектами экологии являются), служащее темой высказывания; 2) «новое» (популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом

), являющееся его ремой. Роль «данного» заключается в связи предложений между собой, а роль «нового» – в развитии мысли в тексте. В тексте могут быть предложения, состоящие только из одной ремы. Они констатируют какой-либо факт, сообщают о наличии чего-либо, например: Наблюдаем за ходом эксперимента.

Смысловое деление текста, включающее в себя «данную» и «новую» информацию, осуществляется от какой-либо исходной, известной информации («данное») к неизвестной («новое»). Поэтому умение выделять тему и рему важно для оформления любой научной работы. Например, чтобы приступить к написанию дипломной или курсовой работы, нужно определить объект и предмет исследования. Объект исследования включает уже известную информацию из данной области знания, некоторые решенные вопросы в предшествующих научных работах, т.е. тему. Предмет исследования формулируется исходя из того аспекта проблемы, о котором будет получено новое знание, т.е. ремы.