Файл: Задача научного текста Тема Коммуникативная задача научного текста.pptx
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
https://www.enu.kz
КАФЕДРА РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ
ДИСЦИПЛИНА:
«РУССКИЙ ЯЗЫК 2»
м.п.н., преподаватель
Гайни Жамбабаева
87769772777
Коммуникативная
задача научного текста
Тема: Коммуникативная задача научного текста
- Цели: - сообщение сведений о коммуникативной задаче текста и смысло-речевых ситуациях; - развитие всех видов речевой деятельности, навыков анализа научного текста, обогащение словарного запаса профессионально значимой русской лексикой; - формирование коммуникативной и профессиональной компетенции, воспитание патриотизма и экологической культуры.
Научный текст представляет собой разновидность текста общелитературного языка и характеризуется рядом грамматических, лексических, структурно-семантических и логико-композиционных особенностей.
Цель научного текста: ясно и точно сообщить объективную информацию о предмете, устройстве, факте или явлении действительности.
Признаки научного текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.
Научные тексты многообразны, однако в письменной монологической форме (независимо от характера определенных наук – гуманитарных, точных или естественных) текст должен иметь четкую последовательную структуру. Структура определяется содержанием, размером текста и может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом или целой книгой.
ВИДЫ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ (подстили)
Собственно-научный
Учебно-научный
Научно-популярный
ПОДСТИЛИ НАУЧНОГО СТИЛЯ | ЖАНРЫ ПОДСТИЛЯ |
Собственно научный стиль | Монография, научная статья, научный доклад, научный отчет, диссертационная работа и др. |
Научно-популярный | Очерк, книга, лекция, статья и др. |
Учебно-научный | Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, курсовая работа, конспект и т.д. |
.
Каждый из подстилей научного стиля представлен рядом жанровых разновидностей
Цели научных текстов
Выявить и описать новые факты, закономерности
Обучить или описать факты, необходимые для овладения материалом
Дать представление о науке, заинтересовать читателя
Адресат
Ученые, специалисты
Будущие специалисты, учащиеся
Любой интересующийся той или иной наукой
Центральным элементом текста является обозначение коммуникативной задачи текста. Развитие этой задачи обеспечивает связность текста, целостность, законченность. Коммуникативная задача – это задача общения, которую ставит автор перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Текст развивается в зависимости от коммуникативной задачи, поэтому предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, обычно стоит в начале текста.
С коммуникативными задачами связана цель научного текста:
- дать определение, назвать предмет (факт, явление), ввести термин;
- указать основные признаки, назначение предмета;
- охарактеризовать внешний вид или структуру предмета (оборудования, технического средства), описать его свойства;
- изучить историю возникновения (создания, происхождения и др.);
- выделить группы (классы, типы и др.), привести примеры;
- сопоставить, описать части устройства и т.п.
Коммуникативная задача текста (коммуникация – общение) – задача общения, т.е. задача, которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, обычно находится в начале текста.
Если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета. В том случае, если в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета. Если в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму предмета. В том случае, если в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета. Если в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.
Коммуникативная задача (КЗ)
сообщает читателю индивидуально- авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами содержательно-концептуальной информации, их значимости в социальной, экономической жизни народа. Коммуникативная задача – это замысел автора плюс его содержательная интерпретация. Это тема и основная мысль текста.
Например:
В процессе реформирования экономики Казахстан использовал опыт разных стран. До 1998 года Казахстан шел по англосаксонскому варианту. Для англосаксонского либерального общества характерны индивидуализм, ограниченная роль государства, акцент на макроэкономику. Однако после 1998 года страна перестала придерживаться какой-либо конкретной модели смешанной экономики, используя в своем развитии положительный опыт и лучшие достижения всех цивилизаций, доказавших свою эффективность.
Тема приведенного текста – реформирование экономики Казахстана. Коммуникативная задача текста – использование опыта разных стран. Она отражена в первом предложении. Первый способ определения КЗТ(1) –по ключевому предложению. Способ формулирования коммуникативной задачи – образование от глагола, с помощью которого выражено сказуемое 3 существительного: Казахстан использовал опыт разных стран - использование опыта разных стран. Второй способ определения коммуникативной задачи текста применяется тогда, когда коммуникативная задача не отражена в конкретном предложении, но подразумевается. В таком случае надо определить предмет описания, выявить особенности его характеристики (со стороны строения, состава, роли, значения, свойств и т.п.) и только после этого сделать вывод о коммуникативной задаче.
Например:
Центральный банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. ЦБ, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. При этом центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли .
Тема приведенного текста–центральный банк. В тексте нет предложения
, которое бы обобщало информацию, резюмировало бы ее. Каждое предложение текста раскрывает какую-нибудь грань деятельности центрального банка. Следовательно, коммуникативная задача (КЗТ) текста подразумевается –роль (значение) центрального банка в стране.
Способ определения коммуникативной задачи –анализ смыслового содержания текста, его обобщение, т.е. категоризация (сведение всего смыслового содержания к одному слову или словосочетанию). Наиболее часто встречающиеся коммуникативные задачи научного текста
–дать определение термина или дать понятие о предмете, явлении; показать строение, структуру или состав предмета исследования, а также его форму и свойства; определить функцию, роль, назначение предмета, явления; установить воздействие, влияние, взаимосвязь предметов, явлений; отнести тот или иной предмет к типу, классу, разряду, группе и т.п., то есть дать классификацию предметов, явлений.
Цель текста | Примеры |
определение предмета | это предмет … , предмет есть предмет … , предмет называют (называется) предметом … |
введение термина | для обозначения понятия используют (используется) термин … , предмет называют (называется) … , термин «…» обозначает … |
квалификация предмета | предмет считают (считается) предметом … |
принадлежность предмета к классу | предмет принадлежит (к чему?) … , относится к типу (группе, виду) … ; предмет входит в класс … |
классификация предмета | предмет делят (делится) на … , по признаку (какому?) предмет подразделяется на … , на основе … выделяют(ся) следующие виды (классы, типы) … |
назначение предмета | предмет служит для … ; предназначен для того, чтобы … ; используется (применяется) для … |
качественный состав, строение предмета | предмет состоит из … , предмет имеет (что?) … , предмет обладает (чем?) … , характеризуется (чем?) |
количественный состав предмета | мощность предмета составляет … , скорость предмета достигает … , предмет весит … |
возникновение, происхождение предмета | предмет создан (появился) … , первыми предметами были … , впервые предмет был использован … |
ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАЧ
Любой текст имеет определенную
тему, как правило, она отражается уже в названии текста. Тема отвечает на вопрос «О чем (о каких объектах) сообщается в этом тексте?». Тему можно рассмотреть с разных сторон в зависимости от коммуникативной задачи, которую ставит автор. Отдельные смысловые части научного текста составляют его подтемы (или микротемы), например: в микротеме «Строение предмета» рассматриваются части данного предмета; в микротеме «Состав предмета» раскрываются компоненты предмета и т.д.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Задание 1. Подберите к существительным определения. Назовите область науки, для языка которой характерно использование данной лексики.
Лекция, библиотека, план, тренинг, термин, конференция, индукция, коммуникация, механизм, модификация, программирование, менеджмент, генетика, время, правило, дедукция, синтез, аудит, лазер, обсерватория, сертификация, маркетинг, автодизайн, статья, аудитория, психология.
Задание 2. Прочитайте, определите тему, стиль и коммуникативную задачу текста.
Каждый человек может развить свои умственные способности. Преодолеть умственные недостатки возможно, ибо с ними человек не рождается. И здесь очень важно верить в свои силы, не впадать в излишнюю самокритичность. Противоположное самокритичное качество – самодовольство. Оно играет роль своеобразного тормоза в формировании умственных способностей, обеспечивает пассивное состояние нашего интеллекта. Важное свойство ума – его глубина, т.е. способность вскрывать суть явлений, отбрасывать ложное, находить новое и оригинальное. Это то, что называется творческим характером ума. Для этого свой мозг нужно кормить. (О.М. Кинякина. Мозг на 100%. Интеллект. Память.Креатив. – М.: Эксмо, 2013. – 848 с.)
Задание 3. Прочитайте текст, определите его основную мысль. Укажите, сколько смысловых частей можно выделить в данном тексте.
Реформа русской орфографии 1918 года приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И.А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе. При этом надо подчеркнуть, что, во-первых, эти особенности были известны в конце ХIХ века и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы. (