Файл: И есть 2 основных типа психологических проблем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЭПТ Эллиса

особо подчёркивает важность выделения догматических безусловных „долженствований“, отделения их от своих желаний и предпочтений и обучение тому, как отказаться от первых и учитывать вторые.

Ядром теории РЭПТ является модель (в расширенном варианте) — «ABCDE» развития эмоциональных расстройств, которую иногда называют также «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности», поскольку она не только описывает процесс возникновения дисфункциональных эмоций и поведения, но также используется и как руководство по устранению причин этих психических нарушений.
РЭПТ имеет в основном дело с оценочными, эмоциональными и поведенческими нарушениями. По РЭПТ, психологические проблемы возникают вследствие неудовлетворения в прошлом, настоящем, будущем требований, которые человек выдвинул к себе и окружающему миру, окружающим людям. Задача Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии — не убрать у человека эмоции, а сделать эти эмоции адаптивными, такими, которые будут ему помогать.
В чем же плюс именно Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии? Допустим, у человека есть тревога — ему кажется, что он не выключил утюг, и это не дает ему покоя. В РЭПТ мы не будем обсуждать и оспаривать гипотезы, выключил ли он утюг или не выключил. А будем сразу допускать самые худшие варианты и учить клиента здоровой реакции на самые неудачные исходы. Тогда человек даже в самых сложных ситуациях вместо нездоровых эмоций будет испытывать конструктивные эмоции.
И есть 2 основных типа психологических проблем:

1. Третирование, самоуничижение себя («я плохой», «я недостойный») — проблемы эго; рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное принятие, которое включает в себя отказ отдавать собственному «Я» однозначную оценку и признание своей подверженности ошибкам.

2. Преувеличение негативных сторон ситуации и реакция «я этого не вынесу» — проблемы дискомфорта, или низкая толерантность к фрустрации; низкая терпимость к дискомфорту ради достижения цели и будущего счастья является здоровой и рациональной альтернативой требованиям немедленного исполнения желаний.
Модель ABC — теория Альберта Эллиса, которая объясняет происхождение психических расстройств
, душевных травм и т.д. не как следствие объективных событий, происходящих с человеком, а как следствие убеждений и иррациональных представлений по поводу этих событий.
A — активирующее событие/опыт/ситуация (activating experience). События сами по себе не вызывают наши чувства, эмоции и поведение. Мы воспринимаем то, что происходит, через призму своих убеждений, взглядов, ценностей и т.д.

B — личные верования либо способы оценки событий (рациональные и/или иррациональные убеждения, «B» означает beliefs — убеждение, верование). Либо Basic attitudes - базовые отношения, убеждения, которые окрашивают для нас те или иные ситуации в разные эмоции.

C — эмоциональные или поведенческие паттерны, возникающие вследствие («C» означает consequences — последствия). Личные верования в этой формуле являются центральными. Ведущую роль в формировании верований играет социальное окружение.
Убеждения (B) бывают рациональными (rBs) и иррациональными (iBs).

Иррациональные убеждения — это убеждения, содержащие в себе логические ошибки. Чаще всего убеждения, приводящие нас к страданиям, содержат в себе «должноманию»: «Я должен…», «Мир обязан…» и т. д. «Должномания» («тирания долженствования») представляет собой универсальную причину иррационального мышления: человек ригидно заставляет себя и других непременно следовать тем или иным стандартам. В случае отклонения от этих стандартов возникают такие когнитивные оценки ситуации, как катастрофизация (awfulsing), проклятия и самоуничижение (damnation), отрицание своей толерантности (I-can-not-stand-it-is).
Согласно РЭПТ, душевные страдания происходят по причине иррациональных убеждений. Если очистить голову от иррациональных мыслей и научиться мыслить научно, человек не будет себе позволять быть несчастным.
События, происходящие в жизни человека, оказывают влияние, но не играют определяющей роли в формировании его эмоций, решающую роль играют лишь его МЫСЛИ по поводу событий.
Главным методом искоренения иррациональных убеждений является их ОБНАРУЖЕНИЕ и ОСПАРИВАНИЕ. Эти этапы работы Эллис также добавлял в формулу, в результате чего она приняла следующий вид — GABCDE, где:
G — наша цель в данном контексте (goal). Цель, которая привела к событию (A). К примеру, цель устроиться на работу (G), на работу не приняли (A).

A — активирующее событие, ситуация (activating event). Пример: на работу не приняли.
B — наше убеждение (верование!) по поводу этого события. Пример: «Я должен получить эту работу, иначе я это не переживу».
C — наши уместные и неуместные чувства по поводу этого события. Эмоциональные поведенческие последствия (consequences). Это здоровые или нездоровые эмоции, а также адаптивные и неадаптивные формы поведения.
D — дискуссионные (discussion) вопросы об иррациональных (iBs) убеждениях, проверяющие их на подлинность:


- На основании каких данных сделано это заключение?


- Как одно исходит из другого?


- Есть ли доказательства у этого утверждения?
E — новая эффективная философия (effective philosophy). Переформулирование убеждения так, чтобы оно было рациональным. Пример: «Я очень хочу эту работу, и если я её не получу — это будет грустно. Но жизнь продолжается!»

Как и другие методы психотерапии, РЭПТ не является чудодейственным лечением; избавление от иррациональных представлений, которые у большинства пациентов присутствовали длительное время, происходит в большинстве случаев не за один или даже два-три сеанса. Необходимы повторные дискуссии по поводу обсуждавшихся в начале терапии «В», а также выполнение различных домашних заданий.
РЭПТ может приводить к успеху уже после нескольких сеансов или нескольких месяцев терапии, в то время как при использовании психоанализа для улучшения состояния пациента требуются годы.
Неважно, когда было сформировано какое-то нездоровое отношение к действительности, к себе и к окружающим и от кого мы его подцепили — от дедушки, бабушки, мамы или папы. Нам важно, что это нездоровое отношение мешает человеку в текущий момент, и мы можем с помощью определенных техник изменять именно это нездоровое отношение.
«Поведенческая». Почему Эллис добавил к названию букву «П»? Дело в том, что сами по себе когнитивные изменения не ведут нас к результату. Их необходимо проявлять в конкретном реальном поведении. Одно дело — поменять взгляд на какое-то событие или неприятные моменты, а другое — внедрить новый взгляд в жизнь, начать применять его и укреплять.