Файл: теория и методика обучения математике в профильной школе. задания к теме 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)

Институт математики, физики и информационных технологий


(Наименование учебного структурного подразделения)

44.04.01 «Педагогическое образование»


(код и наименование направления подготовки / специальности)

Математическое образование

(направленность (профиль) / специализация)

Практическое задание №__2_

по учебному курсу «Теория и методика обучения математике в профильной школе 1»

(наименование учебного курса)

Вариант - (при наличии)

Обучающегося

Ю.М. Агишевой







(И.О. Фамилия)




Группа

Ммп-2201а













Преподаватель

Р.А.Утеева







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2022

  1. Что понимается под профильной дифференциацией в обучении математике в СШ?


В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух "полюсах" весьма велик.


Рассмотрим здесь сначала преподавание математики в различных профильных направлениях. В общеобразовательной школе обычно практикуется профильное обучение отдельным предметам, в классах с математическим, гуманитарным, естественнонаучным уклоном, и т.д.. Заметим, что особенно остро встал вопрос о том, быть или не быть математике на старшей ступени школы предметом, обязательным для всех профилей. Учебным планом он решен положительно , это соответствует современным тенденциям в образовании. Это решение продиктовано ролью математики в прогрессе общества в целом и теми функциями, которые выполняет изучение математики по отношению к развитию индивидуальных качеств личности. На этих основаниях ученые Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. предлагают выделить два типа школьных курсов для завершающей ступени школы: курс общекультурной ориентации (назовем его курсом А), и курсы повышенного типа. Курс А рассчитан на учащихся, склонных рассматривать математику только как элемент общего образования и не предполагающих использовать ее непосредственно в своей будущей профессиональной деятельности, т.е. такой курс может быть предложен гуманитарному или естественнонаучному направлению, но здесь надо сказать, что это не правило. Курсы повышенного типа должны обеспечить дальнейшее изучение математики и ее применение в качестве элемента профессиональной подготовки. Целесообразно выделить два основных курса повышенного типа: Курс В предназначен для учащихся выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мира; и курс С ориентирован на тех учащихся, для которых собственно математика является одной из основных целей познания. Для естественнонаучного направления курс, для физико-математического направления курс С.

Таким образом, для старшей ступени школы целесообразно наличие основных математических курсов - А, В, и С, которые призваны предоставить каждому ученику возможность изучать математику на уровне, соответствующем его интересам, способностям, склонностям. В общем эти три курса обеспечивают достижение цели профильной дифференциации в математике с психолого-педагогической точки зрения


  1. Каковы основные цели профильной дифференциации в обучении математике?


-В социальном плане, развитие творческого интеллектуального потенциала ученика.

-С психологической точки зрения: создание благоприятных условий для самореализации.

-с дидактической точки зрения: выбор методов, форм и средств обучения с учетом индивидуальных способностей школьников

-с методической точки зрения: создание новой методической системы, основанной на дифференциации.

Дифференциация затрагивает все компоненты методической системы обучения и все ступени школы. Она может проявляться в двух основных видах. Первый выражается в том что, обучаясь по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Этот вид дифференциации называется уровневой (внутренней) дифференциацией.

Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.


  1. Дайте характеристику различным профилям.

Курс А может быть выбран учащимися, которых интересуют, например языки, искусство, художественное творчество, спорт, или предметно-практическая деятельность. Т.Е. его специфической особенностью должна быть явно выраженная гуманитарная направленность, иначе говоря специальная ориентация на умственное развитие человека, на знакомство с математикой, как с областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений , которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Обязательные требования, надо сказать, по математике должны совпадать с базовым уровнем подготовки выпускников средней школы.

Для учащихся с научным стилем мышления - курс В. Это профили естественнонаучных и научно-гуманитарных направлений: химический, биологический, экономический и другие. Здесь, хотим заметить, что математизация соответствующих наук, касается лишь отдельных их областей. Поэтому этот курс строится с учетом того, что математика является хотя и необходимым, но не самым важным предметом. Прежде всего курс должен обеспечить
овладения конкретными математическими знаниями, позволяющими выработать представления о применении математики в профилирующей науке.

Курс С наиболее строгий и полный курс математики - ориентирован на учащихся, выбравших для себя деятельность, непосредственно связанную с математикой, и как следствие какой-то профиль из группы профилей "математического направления" , сюда, мы объединили физический и компьютерный. Этот курс направлен прежде всего на овладение учащимися необходимым объемом конкретных математических знаний и формирование в этом процессе интеллектуальной культуры личности.

Из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы, что особенности конкретного профиля требуют разных подходов в преподавании математики, например, для развития абстрактного и логического мышления учащихся какого-либо профиля гуманитарного направления целесообразно повышения внимания к аксиоматическому методу (совсем не обязательно в геометрии), для нужд технического и архитектурного профилей усилить внимание к стереометрии, предусмотреть знакомство с элементами начертательной геометрии, и т.д..


  1. Дайте краткую характеристику концепциям профильной дифференциации обучения математике.

Авторы первой концепции дифференциации обучения математике (Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, В.В. Фирсов) под профильной дифференциацией понимают «дифференциацию по содержанию. Она предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой включенных вопросов».

Примерно такого же понимания профильной дифференциации придерживаются авторы другой концепции дифференциации обучения математике (Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова): «Индивидуализация обучения в старшем звене СШ предполагает предоставление учащимся возможности получить образование в различных направлениях, по разным учебным планам и программам, т.е. осуществление профильной дифференциации на базе фуркации».

Анализируя опыт работы русских и советских школ, авторы показывают, что:


1. Профильная дифференциация обучения может осуществляться благодаря наличию различных типов учебных заведений, при этом каждый тип заведения имеет свой учебный план и свои программы (в частности по математике);

2. Профильная дифференциация, основанная чисто на прагматических целях, без учета склонностей и способностей учащихся, не приводит к позитивным результатам;

3. Частичная фуркация, т.е. изменение учебного плана и программ только в отношении одного предмета, без коренной перестройки всего учебного плана и всех учебных программ, нецелесообразна.

Авторы рассматриваемых концепций едины в том, что в основной школе профильная дифференциация может быть реализована через: а) кружковые занятия – в 5-9 кл., б) факультативные курсы – в 7-9 кл., в) классы с углубленным изучением математики - в 8-9 кл. В старших (10-11) классах профильная дифференциация может быть реализована через специальные курсы по выбору или профильные классы.

Однако в вопросе выделения профилей и разработки курсов математики для этих профилей, авторы разных концепций не однозначны. Так, например, авторы первой концепции (Г.В. Дорофеев и др.) предлагают выделить два типа курсов: 1-курс общекультурной ориентации (A) и 2-курсы повышенных типов (B и C).

Авторы второй концепции (Ю.М. Колягин и др.) выделяют следующие профили: гуманитарный, технический, физико-математический и экономический. По их мнению, «профильная школа не является профессиональной. Ее задача – дать общее среднее образование с ориентацией на некоторую сферу деятельности, к которой данные группы учащихся имеют большую склонность».

М.И. Башмаков выделяет 3 профиля школьного математического образования: гуманитарный, общий и специальный. Характеристику профилей он определяет через характеристику учебной самостоятельной деятельности ученика: 1) пишет, решает, списывает с учебника, с доски; 2) рассуждает, отвечает, слушает, думает; 3) мыслит образами, читает графики, строит чертежи. Соотношение этих трех видов деятельности учащихся для профилей условно составляет для гуманитарного – Н: 2: 4: 4, для общего – С: 7: 1: 2, для специального – М: 5: 3: 2. И

М. Смирнова [10] так же рассматривает три профиля: гуманитарный, прикладной и естественно-научный. В соответствии с вышесказанным, различны и мнения авторов рассматриваемых концепций относительно программ, учебников не математике для профильных классов.