Файл: Урока окружающий мир информатика по теме Экология и мы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация
Методическая разработка интегрированного урока окружающий мир + информатика по теме: «Экология и мы» (3 класс).

В ходе урока создается ситуация, способствующая самостоятельному поиску решения проблемы, атмосфера сотворчества, взаимодействия и дискуссии. Используется театрализация, ИКТ и работа в группах.
Интегрированный урок помогает воспринимать окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.

Предмет: окружающий мир + информатика.



Класс: 3.

Тема: «Экология и мы».


Цели:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

  • учить соблюдать правила личной экологической безопасности.


Задачи:

  • создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

  • создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

  • формировать бережное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать экологическую культуру;

  • формировать мотивацию природоохранной деятельности;

  • учить составлять алгоритмы, находить и исправлять ошибки в алгоритмах;

  • учить конструировать разнообразные графические объекты, используя меню готовых форм

  • развивать логическое мышление;

  • формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава, работы на компьютерах.


Оборудование:

проектор, презентация , шапочки-маски, письмо, карточки с фразой, пазлы, маршрутные листы, карточки «SOS», сотовый телефон, ручки шариковые, памятки, фломастеры.
Ход урока:
1. Оргмомент.

Учитель начальных классов:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем у вас необычный урок окружающий мир с информатикой. Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету». И тема нашего урока «Экология и мы».
2. Актуализация знаний.

Учитель начальных классов:

- Как вы понимаете слово «экология»? (наука)

-Экос-дом, логос-учение, т.е изучение дома.

Как вы думаете, ребята, а какой дом изучает экология (Земля).

-Правильно, общий для всех дом –наша Земля.

- Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология – наука, может ли она быть плохой?


(ответы)

- Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка».

Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе, поговорим о своей личной экологической безопасности.

Давайте посмотрим на фотографии нашей Земли.

Показ слайдов с комментарием:

Слайд 1. Байкал — самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды.

Слайд 2. Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.

Слайд 3. Лес – это легкие нашей планеты.

Слайд 4. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.

Слайд со всеми фото. Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)

- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

Показ слайда с изображением индейцев.

- А это кто такие? (индейцы)

- Верно, индейцы – это древний народ, который живет в гармонии с природой.

И поэтому я на время нашего урока превращаюсь в Великого вождя. А вы

превращаетесь в индейцев. Для этого вам нужно надеть перья, которые лежат в центре стола. (надевают маски)

- Посмотрите друг на друга: все стали похожими на индейцев? (все)

- Замечательно! Посмотрите, у нас получилось четыре племени.

Учитель выставляет на столы таблички с названиями племен со словами:

Вы будете ПЛЕМЯ БЫСТРЫХ, вы – ПЛЕМЯ ОТВАЖНЫХ, ваше ПЛЕМЯ – МУДРЫХ, а у вас – ПЛЕМЯ СИЛЬНЫХ.
Звучит музыка. Учитель начальных классов вызывает на экран слайд с изображением свечения.

- Ой, а это что такое? (выходит учитель информатики в образе пришельца с другой планеты)

- Ребята, видимо, сегодня я не одна веду у вас урок.

Обращаясь к детям:

- Давайте познакомимся.

Обращаясь к учителю информатики:

- А Вы кто?

Учитель информатики:

- Я - пришелец из Космоса.
3. Постановка проблемы.

- Я живу на планете «Информатика», где хранятся все знания о вашей планете Земля. Делая снимки вашей планеты, мы заметили, что издалека она очень красивая (слайд).

Но при ближайшем рассмотрении мы увидели тревожные факты…


Слайд 1. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.


Слайд 2. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 3. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.

Слайд 4. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Слайд 5, 6. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

Слайд 7. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Слайд 8. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

Слайд со всеми фото. Учитель начальных классов:

- Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

Учитель информатики:

- Ваша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Я привезла вам письмо с обращением от жителей нашей планеты.

Учитель информатики отдает письмо учителю начальных классов. Учитель начальных классов открывает письмо со словами:

- Ой, что это? Ребята, вы можете здесь что-то прочитать? (нет)

Учитель информатики:

- Дайте-ка я посмотрю. А, поняла, в чем дело. Во время полета текст письма закодировался. Чтобы его раскодировать, каждое племя должно обойти указанную в маршрутном листе территорию, соблюдая правила поведения в природе и сохраняя ее.

Учитель информатики раздает маршрутные листы, Учитель начальных классов открывает названия территорий.

4. Инструктаж:


Учитель начальных классов:

- На прохождение каждого этапа отводится 3 минуты, за удачно пройденный этап вы получаете карточки с частями закодированной фразы.

Учитель информатики:

- Переход от одного этапа к другому осуществляется по сигналу из космоса (демонстрирует звуковой сигнал).

Учитель начальных классов:

- Посмотрите на свои карты. Первый этап соответствует тому месту, где вы сейчас находитесь. Пришелец, можно я буду помогать нашим племенам в вопросах, связанных с природой.

Учитель информатики:


- Хорошо, тогда я, как знаток новых информационных технологий и основ алгоритмизации, буду помогать нашим маленьким индейцам в решении экологических задачек, связанных с информатикой. При возникновении вопроса вы можете подать сигнал SOS и мы придем к вам на помощь. (демонстрация карточки, пауза)

Учитель начальных классов:

- Вы готовы, ПЛЕМЯ БЫСТРЫХ? Потопайте!

Учитель информатики:

- А вы, ПЛЕМЯ ОТВАЖНЫХ? Издайте крик индейцев!

Учитель начальных классов:

- ПЛЕМЯ МУДРЫХ, кто из вас готов, поднимите руки. (поднимают руки)

Учитель информатики:

- ПЛЕМЯ СИЛЬНЫХ, если вы готовы, хлопните в ладоши. (хлопают)

Учитель начальных классов:

- Внимание!

Учитель информатики: дает звуковой сигнал.
5. Решение проблемной ситуации (прохождение по маршруту).

Этап «Сохрани животных»



Пронумеруй знаки, отражающие примеры отрицательного воздействия человека на мир животных.


  1. Вырубка лесов.

Открытие заповедников.

2. Неумеренная охота.

Посадка деревьев.

3. Шум и другое беспокойство.

Изготовление скворечников.

4. Загрязнение водоемов.

5. Ловля насекомых.

Очистка рек, водоемов.

Этап «Долина Большой Охоты»

Собрав пазлы, вы узнаете, какие звери живут в Долине Большой Охоты.


Охрана животных (Сообщение)

6.Физкультминутка




Этап «Мыс Утренней звезды»


Индейцы собираются открыть заповедник. Для рекламы им нужны эмблемы. Помогите их создать.

Этап «Тропа Испытаний»


Составьте алгоритм изготовления керамической плитки из ненужных стеклянных изделий.


  1. Собрать стеклянные бутылки.

  2. Собрать другие изделия из стекла.

  3. Погрузить собранные стеклянные изделия в машину.

  4. Отвезти груз на завод.

  5. Раздробить на заводе стекло на кусочки.

  6. Смешать стеклянные кусочки с глиной.

  7. Изготовить керамическую плитку из смеси стекла и глины.


Составьте алгоритм очистки воды от примесей.



  1. Взять пластиковую бутылку.

  2. Отрезать горлышко бутылки таким образом, чтобы получилась воронка.

  3. Вставить «воронку» горлышком вниз в оставшуюся часть бутылки.

  4. Положить в воронку материал (вату, платок), который задерживает крупные частицы.

  5. Пропустить воду через воронку с фильтром.

  6. Прокипятить полученную воду.



Найдите и исправьте ошибки в алгоритме похода в лес.


  1. Включить в лесу громкую музыку.

  2. Если по дороге в лесу попадется съедобный гриб, то срезать его или вырыть из земли.

  3. Если встретится незнакомый гриб, то сбить его палкой.

  4. Для отдыха быстро наломать веток и разжечь костёр.

  5. Заварить чай и перекусить (время года –лето).

  6. Выбросить оставшийся мусор в кусты.

  7. Оставить горящие угли костра подмигивать тебе на прощанье.



Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе.



- Сортируя мусор,
- Починив подтекающий кран,
- Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,
- Изучая природу,
- Охраняя растения,



…бережёшь чистую воду.
…узнаёшь, как ее сберечь.
…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.
…бережёшь чистый воздух.
… сохраняешь леса.



6. Обсуждение полученных результатов.

Учитель начальных классов:

- А сейчас племена расскажут о том, что они делали, какие задания выполняли.

ПЛЕМЯ БЫСТРЫХ? (ответ детей)

- А вы, ПЛЕМЯ ОТВАЖНЫХ? (ответы детей)

- Теперь ваша очередь, ПЛЕМЯ МУДРЫХ. (ответы детей)

- ПЛЕМЯ СИЛЬНЫХ. (ответы детей)

Ответы детей сопровождаются показом результатов компьютерного этапа.

Звуковой сигнал.



Учитель начальных классов:

- Наверно, Пришелец, уже пора раскодировать фразу?
Учитель информатики:

- Пора, пора.

Кто начнет? Наверное, ПЛЕМЯ СИЛЬНЫХ… (дети выходят к доске, ставят карточки, продолжает ПЛЕМЯ МУДРЫХ, ПЛЕМЯ ОТВАЖНЫХ, завершает ПЛЕМЯ БЫСТРЫХ).

Получилась фраза «Люди! Планета – ваш дом. Содержите её в чистоте, оберегайте, любите, и она станет вашей крепостью!» (слайды)

Учитель начальных классов:

- Давайте прочитаем хором, какое обращение привез нам Пришелец. (читают)

- А какие экологические проблемы возникают на Земле? (ответы)

-Молодцы, ребята!

И мы надеемся, что вы сегодня еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.