Файл: теория и методика обучения математике в профильной школе. задания к темам 14.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
Институт математики, физики и информационных технологий |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.04.01 «Педагогическое образование» |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Математическое образование |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №__1_
по учебному курсу «Теория и методика обучения математике в профильной школе 1»
(наименование учебного курса)
Вариант - (при наличии)
Обучающегося | Ю.М. Агишевой | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | Ммп-2201а | |
| | |
Преподаватель | Р.А.Утеева | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
-
Что понимается под дифференциацией образования на современном этапе?
— разделение обучающихся на группы на основании какихлибо индивидуальных особенностей для отдельного обучения. При этом важно отметить, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение — как постоянным, так и временным./ Дифференциация -принцип совершенствования (реформирования) системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, содержания и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др. предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения
-
Обоснуйте актуальность проблемы дифференциации образования для современной теории и практики обучения математике.
Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения.
В обучении математике эта проблема занимает особое место, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному. Одни школьники достаточно полно усвоят новое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний (высокий уровень усвоения). Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессе объяснения нового материала (средний уровень усвоения). Наконец, будут и такие, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их к решению даже простых задач (низкий уровень усвоения). При этом потребуется различное количество упражнений и различная мера помощи со стороны учителя тем учащимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения.
Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности, является дифференциация.
-
Дайте характеристику основным этапам в развитии школьного математического образования. Как на каждом этапе решалась проблема дифференциации? (схема 1).
Этап в развитии школьного математического образования | Характеристика | Решение проблемы дифференциации |
I.Период начала широких научных изысканий в области проблем математического образования (1860-1910 гг.) | В России появились два типа гимназий: классическая и реальная. Перед классической гимназией ставилась цель – дать общее образование, обеспечивающее беспрепятственное поступление, окончившего гимназию, в университет. По плану – примерно 1/3 всего учебного времени отводилась на языки: латинский – около 19% всего времени и греческий – более 13%. Оставшееся время распределялось между такими предметами, как: закон божий, русский язык, словесность, французский или немецкий язык, математика, история, география, естественная история, физика и чистописание, рисование и черчение. Реальные гимназии имели своей задачей – дать общее образование, необходимое для поступления в спецвузы. Но они не давали права поступления в университеты. Большая часть времени здесь отводилась на изучение естественных наук и новых языков, вместо латинского и греческого. | В 1864 г. была осуществлена первая попытка дифференцирования образования – фуркация. Фуркация, от латинского слова Furco – разделять. Применительно к математике, оно означает разветвление, разделение учебных планов в старших классах по циклам знаний |
II. Период Всероссийских съездов преподавателей математики (1911- 17) | В конце 1911 - начале 1912 г. в С.-Петербурге был проведен 1 Всероссийский съезд преподавателей математики, собравший свыше 1200 участников. В докладе К.А. Поссе были затронуты и вопросы фуркации. Специальный курс математики должен изучаться учащимися специальных математических классов. Аналогичные идеи звучали и в докладе В.Б. Струве. В резолюции съезда отмечалось, что «съезд признает желательной подробную разработку вопросов о такой организации преподавания в средней школе, которая, сохраняя общеобразовательный ее характер, допускала бы специализацию старших классов, приноровленную к индивидуальным особенностям учащихся» | В 1915 г. Министерство просвещения в старших классах средней школы предусматривало 4 направления: ново-гуманитарное, гуманитарноклассическое, естественное и математическое |
III. Период становления послереволюционной школы и поиска новых путей построения школьного математического образования (1918-1932 гг.) | Вопрос о фуркации в старших классах средней школы был поставлен вновь в период подготовки таких документов, как «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы» - 1918 г. Однако Госкомиссия по просвещению подвергла критике идею фуркации, как противоречащую принципу единства школы. А.В. Луначарский, сторонник фуркации, выступая на сессии ВЦИК в 1920 г. говорил: «Под единой школой мы не подразумеваем школу однообразную. Единая школа – это школа одинаковая для всех в смысле права на поступления в нее и прав, которые она дает по окончании. Но вместе с тем, мы предлагаем, что школа, особенно второй ступени будет разнообразной … чтобы подростки, сообразно своим наклонностям могли избрать ту или иную специальность» | В 20-е годы разделение учебного плана в школе второй ступени пошло по другому пути. Были созданы ФЗС – фабрично-заводские семилетки и ШКМ – школы крестьянской молодежи |
IV. Период восстановления отечественных традиций и попыток совершенствования общеобразовательной трудовой политехнической школы (1931-1964 гг.) | В 1932 г. постановлением правительства была утверждена классноурочная система и предметное преподавание. Были установлены единые для всей страны типы общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (5-7 классы) и средняя (8-9 классы). Вводились стабильные учебники. Разработанная в те годы программа по математике просуществовала около 20 лет. В 1959 году в сборнике «Математическое просвещение» была опубликована статья А.А. Ляпунова «О роли математики в среднем образовании». В ней говорилось о необходимости разделения старших классов по меньшей мере на 3 типа: физико-математический профиль, сельскохозяйственный и гуманитарный. В 1963 году постановлением Совета Министров СССР было признано целесообразным организовать в порядке опыта при некоторых университетах спецшколы-интернаты физико-математического профиля. В июне 1964 года Министерством просвещения РСФСР было проведено широкое совещание по проблемам преподавания математики в средней школе. Участники совещания, одобрив основные положения доклада, все же выступили против различных программ даже в спецшколах. | Отступление от утвержденных программ допускалось только в экспериментальных классах. |
V. Период (1965 – 1987 гг.) | В августе 1966 года в Москве прошел Международный математический конгресс. Он послужил началом новой реформы математического образования в нашей стране. В 1968 году в журнале «Математика в школе» [№2], была опубликована, утвержденная Министерством просвещения СССР, программа по математике. Первые результаты реформы обсуждались на научной конференции ученых-педагогов, организованной АПН в 1971 году. Как отмечают Г.Д. Глейзер и Р.С. Черкасов, период с 1980 по 1985 гг. прошел как период борьбы против реформы математического образования: комиссия под руководством А.Н. Колмогорова была заменена новой комиссией под руководством Л.С. Понтрягина, изменения произошли и в программе, и в смене учебников на новые. «Отрицательную роль сыграл и принцип единства школы … Его реализация приводила к полному однообразию как в методах обучения, так и в формах его организации» | Введение в старших классах факультативов |
VI. Период (1988 – 1997 гг.) | В декабре 1988 года в Москве состоялся Всесоюзный учительский съезд, который положил начало новой реформе школьного образования в нашей стране. На съезде был сделан вывод о том, что школа сильно отстала от потребностей современной жизни. Одной из проблем, которая затрагивала интересы всех была названа проблема дифференциации образования. На первый план выдвигалась задача развития индивидуальных особенностей каждого учащегося с учетом его интересов, способностей и желаний. | стали появляться школы разного типа: лицеи, колледжи, гимназии, частные школы. Так, например, по данным справочника «независимые школы» Москвы [15] из 143 школ: физико-математического направления – 45, гуманитарного – 63, педагогического – 7, технического – 15, экологического – 13, ориентированных на педагогически запущенных «трудных» детей – 13 (в том числе и детей с ограниченными возможностями), биологохимических – 24 |
-
Как вы думаете, можно или нет, начинать дифференцированное обучение математике с 1 класса? В один класс зачислять тех детей, которые уже умеют хорошо считать, складывать, вычитать, а в другой класс - тех, кто не умеет считать.
В младших классах дифференцированное обучение может считаться оправданным лишь в том смысле, что к менее успевающим ученикам будет уделяться больше внимания, чтобы подтянуть их до уровня более успевающих. А в старших классах (скажем, после 9-го) дифференциация имеет совершенно иной смысл
-
В одной школе было предложено комплектовать 2ые классы в зависимости от успеваемости учащихся по математике в 1 классе. Как вы относитесь к этому предложению?
Я отношусь к этому предложению положительно. Если педагоги реально подойдут с ответственностью к своим обязанностям, то к одним детям, те которые хорошо учатся - один подход. Для тех кто плохо - отдельный, может с дополнительными занятиями
-
Можно ли начинать дифференцированное обучение математике с 5 класса? Ответ обосновать.
Дифференцированное обучение математике можно организовать с 5 класса, так как результаты исследований В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса показали, что математические способности проявляются у детей довольно рано. На это указывает и ряд современных специалистов в области математики и ее преподавания в средней школе.
-
Проследите, как менялись основные цели дифференциации обучения математике на различных этапах развития школьного образования.
На 1 этапе основная цель дифференциации сводилась к обеспечению учащихся старших классов гимназий соответствующими циклами знаний для поступления в университет (классическая гимназия) или спецвузы (реальные гимназии).
На 2 этапе цели дифференциации формулировались так: «специализация, приноровленная к индивидуальным способностям учащихся и удовлетворяющая требованиям высшей школы».
На 3 этапе основной целью дифференциации стала профессионально – трудовая подготовка учащихся, так как в этот период предпочтение отдавалось физическому труду.
На 4 этапе цели дифференциации несколько расширились и были направлены на: выбор учащимися профессии в соответствии с их склонностями и интересами; удовлетворение интереса учащихся к определенному циклу предметов; повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе; подготовку к продолжению образования в высшей школе.
На 5 этапе формулировка целей дифференциации стала следующей: углубление знаний учащихся по физико-математическому, естественному, гуманитарному направлениям; развитие разносторонних интересов и способностей учащихся.
-
Перечислите основные цели дифференциации на современном этапе (на примере различных концепций).
На современном этапе цели дифференциации формулируются разными исследователями по-разному. Так, например, И.Э. Унт выделяет следующие специфические цели индивидуализации (дифференциация как частный случай):
1) обучающие – средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышения уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание (под последним понимается учение ниже своих возможностей углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей;
2) развивающая – формирование и развитие логического мышления, креативности, умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика;
3) воспитание личности в широком смысле этого понятия;
4) улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
5) сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка.
Т.Е. Кузьменкова рассматривает цели дифференциации с трех точек зрения, а именно:
1) с психолого-педагогической: индивидуализация обучения обоснована на создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника;
2) с социальной: целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества;