Файл: 1. Анализ показателей продукции туристских предприятий товарооборота, товарных запасов, выполнения условий договора поставки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами характеризует число дней торговли, на кᴏᴛᴏᴩые хватит товарных запасов до момента их полного истощения.

Абсолютные показатели выражаются традиционно в стоимостных (денежных) и натуральных единицах. Стоит заметить, что они удобны при выполнении бухгалтерских операций (например, при инвентаризации). При этом абсолютные показатели имеют один большой недостаток: с их помощью невозможно определить степень ϲᴏᴏᴛвеᴛϲᴛʙия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота.

По϶ᴛᴏму более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торговых организаций или предприятий.

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, будет величина товарных запасов, выраженная в днях товарооборота. Этот показатель характеризует обеспеченность товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит ϶ᴛᴏго запаса.

Рассчитывается величина товарного запаса 3, в днях товарооборота по формуле

,

где 3 — размер товарных запасов на определенную дату;

Тодн — однодневный товарооборот за рассматриваемый период;

Т — объем товарооборота за рассматриваемый период;

Д — количество дней в периоде.

Вторым важнейшим относительным показателем, характеризующим товарные запасы, будет товарооборачиваемость. До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической позиции эта форма существования товара будет статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас будет величиной изменяющейся: он постоянно вовлекается в товарооборот, продается, перестает быть запасом. Так как товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они будут постоянно существующей величиной, размер кᴏᴛᴏᴩой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Кругооборот товаров, смена статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляют экономическое содержание процесса товароборачиваемости. Товарооборачиваемость позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.


Время товарного обращения - ϶ᴛᴏ период, в течение кᴏᴛᴏᴩого товар перемещается от производства до потребителя. Время обращения складывается из времени перемещения товаров в различных звеньях товародвижения (производство — оптовая торговля — розничная торговля).

Время товарного обращения, или товарооборачиваемость, выраженная в днях товарооборота, рассчитывается последующим формулам:



где 3т.ср — средняя величина товарных запасов за рассматриваемый период, руб.

Использование при расчетах средней величины товарных запасов обусловлено как минимум двумя причинами.

4. Анализ выполнения условий договора

Контракт или договор о поставке продукции, который заключается между продавцом и покупателем, является основным источником информации для анализа выполнения условий договора. Данный анализ осуществляется с помощью индексного метода. При этом стоятся следующие индексы:

  1. индивидуальный индекс выполнения договорных обязательств одного товара:



где qiФ, qiД – количество поставленного i-го товара фактически и по договору.

На основе данного индекса можно рассчитать абсолютный размер отклонения поставки от условий договора:

Δq = qiФ– qiД ;

  1. общий индекс выполнения договорных обязательств по всем товарам, указанным в контракте:



где ΣpiФqiФ – фактический объем поставки в текущих ценах;

ΣpiДqiД – объем поставок по договору.

Абсолютный размер соответствия поставки договорным условиям:

Δpq = Σpiфqiф – ΣpiДqiД

Отклонение поставки от условий контракта может быть обусловлено влиянием объема поставленного товара q (количественного фактора) и цены товара p (качественного фактора).

Влияние объема поставленного товара на выполнение условий контракта можно определить с помощью следующего индекса:



Абсолютное отклонение стоимости поставленных товаров за счет влияния количественного фактора:

Δq = ΣpДqФ – ΣpДqД

Влияние цены товара на выполнение условий контракта можно определить с помощью следующего индекса:




Абсолютное отклонение стоимости поставки за счет цены:

ΔP=ΣpФqФ – ΣpДqФ.

Общее отклонение поставки товаров от предусмотренного контрактом определяется по формуле:

Δобщ=Δq + ΔP.

Объем поставленного товара q включает как собственно изменение количества поставок товара, так и ассортиментные сдвиги.

Отдельное влияние собственно отклонения количества поставленного товара от условий контракта характеризует индекс:



где qjФ, qjД – количество поставленных товаров j-го ассортиментного вида фактически и по договору.

Абсолютное отклонение поставок от условий договора за счет собственно отклонения количества товара:

Δq = ΣpjДqjД * (Iq – 1).

Влияние ассортиментных сдвигов на отклонение количества поставленного товара от условий контракта:





Абсолютное отклонение поставки за счет ассортиментных различий:

Δасс = ΣpДfФ – ΣpДfД,

где f – доля товара j-го ассортиментного вида в общем объеме поставки.

Таким образом, мы рассмотрели основные показатели анализа товарооборота и товарных запасов, а также рассмотрели показатели выполнения договоров поставки продукции. Далее проведем практические расчеты по анализируемой теме.
Практическое задание:

Задание 8 к варианту № 8

Задание А.

По данным, представленным в таблице, рассчитать:

- агрегатный индекс цен;

- абсолютное изменение цен;

- агрегатный индекс физического объема продукции по цене;

- абсолютное изменение физического объема продукции по цене;

- агрегатный индекс товарооборота;

- абсолютное изменение товарооборота

- показать взаимосвязь индексов.

Расчеты представить в таблице. Выводы.

Тур

Цена тура, тыс. руб.


Количество реализованных путевок., шт.

Товарооборот. (стоимость продукции) тыс.руб.

Отклонение (+,-),


Июль,


Февраль,

июль

февраль

июль

февраль

Цена,тыс. руб.


Физический объем, шт

Стоимость. тыс.руб.

Тур-1

14

15

15

10

210

150

1

-5

-60

Тур-2

24

24

13

15

312


360


-


-2


48



Решение:

1. Агрегатный индекс цен – показывает во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за изменений цен или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения цен. Рассчитаем по формуле:



Рассчитаем индекс цен

Тур-1: 150/140=1,07 или 107,1%

Тур -2: 360/360-1 или 100,0%

2. Индекс физического объема показывает во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за роста (снижения) объема производства или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения физического объема ее производства и рассчитается по формуле;



Тур-1 : 140/210=0,67 или 66,7%

Тур-2: 360/312=1,154 или 115,4%

3. Агрегатный индекс товарооборота или индекс стоимости продукции показывает во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции (товарооборота) отчетного периода по сравнению с базисным или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции. Рассчитывается по формуле:



Тур-1: 150/210=0,71 или 71,1%

Тур-2: 360/312=1,154 или 115,4%

Взаимосвязь индексов рассчитывается по формуле:

Выполним проверку правильности проведенных расчетов:

Тур- 1: 1,07*66,7=0,71

Тур -2: 1*1,154=1,154

Вывод: Таким образом на основании проведенных расчетов мы можем отметить, что в феврале месяце по сравнению с июлем, по Туру-1 наблюдается снижение товарооборота (стоимости продукции) на 67%, что в абсолютном выражении составило -60 тыс. руб, что было обусловлено снижением объема продаж по данному туру на 67% или на 5 шт.

В отношении Тура-2 наблюдается позитивная динамика, стоиомость продукции за анализируемый период увеличился на 48 тыс. руб. рост был обусловлен увеличение объема продаж на 15%, что в абсолютно выражении составило 2 шт. При этом изменения цены на данный тур не наблюдалось.

Задание Б. По данным таблицы проанализировать выполнение договора поставки по каждому товару и в целом по всем товарам (т.е. рассчитать индивидуальные и общий индексы выполнения обязательств по договору). Расчеты представить в таблице.


Данные о поставках товаров

Товары


Вид товара


Ед. измер.


Количество товаров

Цена товара, д.е.


Индивидуальный индекс выполнения договорных обязательств

Абсолютное отклонение объема поставки, шт.

объем поставок по договору

фактический объем поставки в текущих ценах

по договору


фактически


на момент заключения договора


фактически


А

1

шт.

100

80

300

300

0,8

-20

30000

24000




2

шт.

100

110

400

400

1,1

10

40000

44000

Б

1

шт.

15

15

60

60

1,0

0

900

900




2

шт.

20

25

60

60

1,3

5

1200

1500

В

1

шт.

80

100

300

300

1,3

20

24000

30000




2

шт.

110

100

400

400

0,9

-10

44000

40000