Файл: Виды пенсий по современному российскому законодательству. Понятие страховой пенсии по старости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4

1. Виды пенсий по современному российскому законодательству. Понятие

страховой пенсии по старости 6

1.1 Виды пенсий в Российской Федерации 6

1.2 Страховая пенсия и особенности страховой пенсии по старости 8

2. Составные части страховой пенсии по старости 10

3. Процедура назначения и выплаты страховой пенсии по старости 13

4. Анализ юридической практики по проблемам назначения пенсии

по старости 17

5. Проблемы института досрочных страховых пенсий и его

перспектива 22

Заключение 27

Список использованных источников 29

ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений деятельности России как социального государства, является пенсионное законодательство, призванное соблюдать права и законные интересы граждан в вопросах обеспечения приемлемого уровня жизни для нетрудоспособного населения. Конституцией Российской Федерации установлены гарантии гражданам по социальному обеспечению при наступлении соответствующего возраста, болезни, инвалидности и иных случаях, оговоренных законодательно. При этом также конституционно закреплено установление государственных пенсий законом.

В настоящее время вопросы пенсионного обеспечения довольно остро стоят в Российской Федерации, такой вывод можно сделать, наблюдая за постоянно меняющимся законодательством в этой сфере. Продолжающиеся реформы пенсионного законодательства сделали необходимость изучения правоотношений в указанной сфере как никогда актуальными, особенно в свете недавних событий, связанных с пенсионным законопроектом 2018 года, повлекшим ряд изменений, негативно воспринятых как гражданами страны, так и рядом политических и общественных деятелей, выдающихся экономистов и юристов. Изучение законодательства России в сфере пенсионного обеспечения необходимо не только с точки зрения направления политики страны, но и с ракурсов социального, экономического и исторического влияния на жизнедеятельность государства и его отдельных органов.

Государственное обеспечение наиболее уязвимых слоев общества – нетрудоспособных граждан – представляет собой акт заботы о населении, подтверждение того, что Россия действительно является социальным и правовым государством. В противном случае высока вероятность сильного социального напряжения, проявляющегося в растущем недовольстве со стороны жителей страны, утрате доверия к действующим институтам власти, что, собственно, можно наблюдать в настоящее время в результате очередной пенсионной реформы.


Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе назначения пенсии по старости.

Предметом выступают нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в указанной сфере, а также научные публикации по данному вопросу и судебная практика.

Целью курсовой работы определено изучение законодательства России по вопросам оснований назначения и выплаты страховой пенсии по старости, выявление актуальных проблем и оценка дальнейшей перспективы. В рамках поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • изучить виды пенсий по российскому законодательству, дать понятие страховой пенсии по старости, ее составных частей;

  • рассмотреть порядок назначения и выплаты страховой пенсии по старости;

  • проанализировать юридическую практику в указанной сфере;

  • определить круг лиц, имеющих право на получение досрочной страховой пенсии;

  • выявить проблемы института досрочных страховых пенсий и оценить дальнейшую перспективу развития.

Для достижения цели курсовой работы используются методы теоретического исследования и исследования документов.

1 ВИДЫ ПЕНСИЙ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. ПОНЯТИЕ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
1.1 Виды пенсий в Российской Федерации

Право на пенсионное обеспечение в России гарантировано каждому гражданину. На сегодняшний день вопросы пенсионного обеспечения в России детально регламентированы следующими федеральными законами:

Федеральный закон от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Современный вид системы пенсионного обеспечения введен с 1 января 2015 года, с момента действия изменений пенсионной реформы в России. Согласно ей в Российской Федерации существуют следующие виды пенсий:

  • страховая пенсия – предполагает выплату таковой только тем гражданам, которые успели накопить необходимое количество пенсионных баллов (минимальное количество на 2018 год составляет 13,8 баллов);

  • накопительная пенсия – предполагала выплаты за счет дохода от инвестирования страховых взносов, выбор такого вида пенсии можно было сделать до 2015 года включительно;

  • пенсия по государственному обеспечению – для отдельных категорий лиц (например, государственных служащих, военнослужащих, участникам Великой Отечественной Войны и т.д.);

  • социальная пенсия – полагается всем без исключения гражданам, независимо от их трудового стажа[8, с. 927].


Особое внимание необходимо уделить страховой пенсии, поскольку именно в этой сфере в 2014-2018 годах были проведены самые значительные реформы, вызвавшие неоднозначный отклик и довольно сильный общественный резонанс.

Реализация пенсионной реформы 2013-2015 годов привела к существенному ограничению ранее предоставленных пенсионных прав. Так, например, можно говорить о следующих изменениях:

1) ужесточение условий назначения страховой пенсии по старости: при сохранении прежнего общего пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) увеличена продолжительность страхового стажа, необходимого для вхождения в страховую пенсионную систему, путем постепенного его повышения с 5 до 15 лет;

2) предусмотрено новое дополнительное условие, необходимое для назначения пенсии по старости, — наличие индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30;

3) в страховую пенсионную систему введены новые правовые категории, предназначенные для учета пенсионных прав застрахованных, — индивидуальный пенсионный коэффициент и стоимость пенсионного коэффициента, основное назначение которых как раз и заключается в том, чтобы реализовать новую концептуальную модель определения пенсионных обязательств государства, о которой говорилось выше;

4) существенно ограничены пенсионные права работающих пенсионеров путем отмены индексации заработанной ими страховой пенсии и путем лишения их права на ежегодный перерасчет ранее назначенной пенсии в связи с увеличением суммы пенсионного капитала [23, с. 22].

Перечисленные выше изменения спровоцировали социальное напряжение в обществе, утрату доверия к власти, однако, в 2017 году реформа пенсионного законодательства вышла на новый виток, итогом которого стало принятие в 2018 году Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступающего в силу с 01.01.2019 года (отдельные положения – с 01.01.2025 года) [5].
1.2 Страховая пенсия и особенности страховой пенсии по старости

По результатам реформы страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату следующим категориям лиц:

  • страховая пенсия по старости – лицам, достигшим пенсионного возраста (65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), имеющим не менее пятнадцати лет трудового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30;

  • страховая пенсия по инвалидности – для лиц, признанных инвалидами I, II или III группы в установленном законом порядке;

  • страховая пенсия по случаю утраты кормильца – для нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца (в том числе, супругов или родителей).


Основные особенности страховой пенсии таковы:

  • формируется по распределительному принципу исключительно в ПФР;

  • с 2015 года учитывается на счетах работающих граждан не в рублях, а в баллах, стоимость которых ежегодно устанавливается Правительством РФ и зависит от состояния экономики страны;

  • не подлежит наследованию, фактически средства страховых взносов направляются на выплаты нынешним пенсионерам [11, с. 137].

Финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии происходит за счет страховых взносов, вносимых работодателями. Тариф страхового взноса состоит из солидарной и индивидуальной части. На счетах застрахованных лиц отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для выплаты фиксированной выплаты к пенсии.

В соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, размер страховых пенсий по старости будет зависеть от следующих показателей:

размер заработной платы застрахованного лица;

длительности страхового стажа застрахованного лица;

периода обращения за назначением страховой пенсии застрахованного лица [4, ст. 15].

Как уже отмечалось выше, для получения страховой пенсии по старости необходимо наличие индивидуального пенсионного коэффициента. Он рассчитывается как сумма всех накопленных пенсионных баллов. Пенсионный балл – это параметр, которым оценивается каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд России и варианта пенсионного обеспечения. Индивидуальный пенсионный коэффициент будет формироваться автоматически из перечисленных работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд России. Количество баллов, которое может получить каждый работник, зависит от величины заработной платы: чем выше зарплата, тем больше пенсионных баллов.

Отличительной особенностью страховой пенсии по старости является тот факт, что она назначается независимо от трудоспособности застрахованного лица (конечно, при условии выполнения вышеприведенных требований ее назначения), то есть, достижение определенного возраста и наличие необходимого стажа и количества пенсионных баллов достаточно и не требует доказательств.
2 СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
Как уже отмечалось выше, страховая пенсия состоит из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и фиксированной выплаты. Страховая пенсия рассчитывается как сумма фиксированной выплаты и произведения общего количества баллов (ИПК) на стоимость пенсионного балла. В 2018 году стоимость пенсионного балла составила 81,49 рублей, фиксированная выплата – 4982,9 рублей. Обе эти суммы ежегодно индексируются государством.


Сумма пенсионных коэффициентов устанавливается государством и ежегодно увеличивается им на уровень не ниже инфляции в предыдущем году. Для сравнения представим таблицу изменений количества баллов и необходимого стажа для получения страховой пенсии с 2015 по 2025 года (см. таблицу 1).
Таблица 1. Минимальные ИПК и стаж для получения страховой пенсии в 2015-2025 гг.

Год

Минимальный страховой стаж

Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов

2015

6

6,6

2016

7

9

2017

8

11,4

2018

9

13,8

2019

10

16,2

2020

11

18,6

2021

12

21

2022

13

23,4

2023

14

25,8

2024

15

28,2

2025 и позднее

15

30


Как видно из таблицы 1 величина минимального страхового стажа и ИПК будет увеличиваться до показателей в 15 лет и 30 баллов соответственно. При этом необходимо отметить, что поскольку ежегодное начисление баллов напрямую зависит от уровня заработной платы, работники с зарплатой около МРОТ рискуют так и не набрать положенные баллы к моменту достижения пенсионного возраста, и даже при наличии трудового стажа в 15 и более лет могут лишиться пенсии из-за недостаточной величины ИПК.

Однако, пенсионные коэффициенты могут быть начислены гражданам РФ не только, когда они работают. Законом предусмотрены периоды жизни людей, которые можно назвать социально значимой деятельностью. Примерами таких периодов и количества пенсионных баллов являются:

1 год военной службы по призыву – 1,8 балла;

1 год ухода за инвалидом Ι группы, ребенком-инвалидом – 1,8 балла;

1 год ухода за гражданином, достигшим 80 лет – 1,8 балла;

1 год ухода за первым ребенком – 1,8 балла;