Файл: Виды пенсий по современному российскому законодательству. Понятие страховой пенсии по старости.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Защита нарушенных прав на пенсионное обеспечение может быть осуществлена несколькими способами: с помощью прокурора, с помощью профсоюза или самостоятельно (с привлечением правозащитника или без такового). Наиболее распространенным является защита интересов граждан, обратившихся в прокуратуру, посредством инициации судебного процесса после проведенной прокурорской проверки. Этот путь является наиболее простым для защиты, поскольку громоздкость и сложность восприятия пенсионной системы практически не позволяет рядовому гражданину самостоятельно разобраться в текущем законодательстве, выяснить свои права и обязанности в той степени, в какой это необходимо для их защиты без привлечения соответствующих организаций.
Другим способом защиты пенсионных прав выступает обращение в профсоюз – организацию, специально созданную для защиты интересов наемных работников. Так, например, в 2017 году в г. Владимире был удовлетворен в полном объеме 51 иск о признании права на досрочную страховую пенсию, подготовленный юрисконсультом Владимирского горкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ в интересах педагогических работников образовательных организаций города [20, с. 140]. Очевидно, что самостоятельно защитить свои права и законные интересы далекие от юриспруденции педагоги скорее всего не смогли.
Анализ материально-правовых и процессуально-правовых особенностей пенсионных споров позволяет выработать ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности судебной защиты пенсионных прав граждан. В первую очередь, речь идет о качестве законодательной базы. Эффективность пенсионного законодательства невозможна без его стабильности. Необходимо незамедлительно принять меры, направленные на систематизацию пенсионного законодательства, которая может быть осуществлена как в форме консолидации, так и в форме кодификации. Существенные затруднения при применении пенсионного законодательства вызваны не только множественностью источников права и их нестабильностью, но и отсутствием единообразия понятийного аппарата, закрепленного в соответствующих законодательных актах, в связи с чем необходимо внесение в законодательные акты соответствующих поправок, приведение их к некоему общему знаменателю как на легальном уровне, так и в доктрине права социального обеспечения.
Требования, направленные на повышение эффективности, должны быть обращены не только к законотворческим, но и правоприменительным органам. Без сомнения, пенсионные споры – наиболее сложная категория дел, при рассмотрении которых необходим скрупулезный анализ и оценка юридически значимых обстоятельств и фактических материалов дела. Особенности пенсионных споров предъявляют высокие требования к квалификации судей. Правоприменитель обязан досконально знать и уметь анализировать пенсионное законодательство, учитывать практику Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, положения международных договоров, регулирующих пенсионные правоотношения.
В целях совершенствования системы защиты пенсионных прав граждан немаловажную роль играет и стабильность судебной практики. Укреплению единообразного подхода при разрешении такой категории споров способствуют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения пенсионного законодательства. Последнее руководящее Постановление Пленума ВС РФ № 30 вышло в свет более пяти лет назад (11.12.2012 года) и касалось вопросов применения еще «дореформенного» пенсионного законодательства. Фактически с 2012 г. сколь-нибудь значимых обзоров практики или разъяснений Пленум Верховного Суда РФ не издавал. Поэтому большинство сложных вопросов, возникающих в процессе правоприменения, сегодня высшими судебными инстанциями оставлены без внимания [21, с. 177].
5 ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ДОСРОЧНЫХ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВА
Одним из основных направлений реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 года № 2524-р, является реформирование института досрочных пенсий.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», мужчины и женщины, имеющие, соответственно, страховой стаж 20 лет и 15 лет и стаж на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (Список № 1), соответственно, не менее 10 лет и не менее 7,5 лет, имеют право на получение досрочной пенсии по старости по Списку № 1 в возрасте, соответственно, 50 лет и 45 лет. В Список 1, например, включены такие профессии, как металлурги, специалисты химической промышленности, специалисты по производству цемента, асбеста, минеральной ваты, стекла и изделий из него, целлюлозно-бумажного производства и т.д.
Кроме того, мужчины и женщины, имеющие, соответственно, страховой стаж 25 лет и 20 лет и стаж на работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2), соответственно, не менее 12,5 лет и не менее 10 лет, имеют право на получение досрочной пенсии по старости по Списку № 2 в возрасте, соответственно, 55 лет и 50 лет. В Список 2, например, включены профессии в сфере текстильной промышленности, черной металлургии, бурения, добычи и переработки нефти и газа, угля и сланца, металлообработки, добычи торфа, пищевой промышленности и других.
Следует отметить, что система досрочных пенсий была введена в СССР и выполняла роль дополнительного вознаграждения за работу на различных видах работ в целях привлечения и удержания трудовых ресурсов. До 2013 года работодатели не несли расходов по финансированию досрочных пенсий за работу во вредных и тяжелых условиях труда (далее – вредных условиях труда) лицам, не достигшим общеустановленного пенсионного возраста. Финансирование указанных пенсий осуществлялось за счет бюджетного трансферта Пенсионному фонду РФ на обязательное пенсионное страхование. Это являлось скрытой формой перекрестного субсидирования, искажало стоимость рабочей силы и вело к принятию неоптимальных экономических решений для общества в целом.
В соответствии с п. 11 ст. 3 и п.5 ст. 6 Федерального закона от 03.12.2012 года № 243-ФЗ с 1 января 2013 года с выплат физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение пенсии, необходимо платить дополнительные пенсионные взносы [3]. Эти взносы перечисляются на страховую часть пенсии и составляют солидарную часть тарифа. Ставка дополнительного тарифа в 2013 году составила 4%, в 2015 году выросла до 9% и сохраняется на данной отметке до настоящего времени. Законодатель предусмотрел возможность снижения этой ставки, определив размер дополнительных взносов для отдельных категорий сотрудников, чьи условия труда были подвергнуты специальной оценке. Так, в зависимости от класса условий труда тариф дополнительных взносов может составлять от 8% (опасные условия труда) до 0% (оптимальные условия труда).
Так же с 1 января 2014 года изменился порядок распределения пенсионных взносов, уплачиваемых за работников (1967 года рождения и моложе), между страховой и накопительной частью пенсии. От того, как распорядился застрахованный работник своими пенсионными накоплениями (или не распорядились), зависит размер пенсионных взносов на накопительную часть и, соответственно, на страховую часть, которая может составить от 16% до 22% от заработной платы работника.
Кроме того, законодатель устанавливает перечень социальных категорий граждан, имеющих право на получение досрочной страховой пенсии по старости. Так, досрочная страховая пенсия может быть назначена в возрасте:
40 лет – для женщин, являющихся инвалидами I группы по зрению, или страдающих от гипофизарного нанизма (лилипуты);
45 лет – для женщин, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и проработавших в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков не менее 20 лет;
45 лет – для мужчин, страдающих от гипофизарного нанизма (лилипуты);
50 лет – для женщин, родивших пять и более детей (и воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет) или имеющих ребенка-инвалида (воспитавших до 8 лет), или родивших двух и более детей и проработавших не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях, или ставшие инвалидами вследствие военной травмы, или проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 лет либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях;
50 лет – для мужчин, инвалидов I группы по зрению, или постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и проработавших в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков не менее 25 лет;
55 лет – для женщин, опекунов инвалидов с детства или являвшихся опекунами инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, или проработавших в районах Крайнего Севера не менее 7 календарных лет 6 месяцев;
55 лет – для мужчин, родителей инвалидов с детства, воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет, или ставшие инвалидами вследствие военной травмы, или проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 лет либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях;
60 лет – для мужчин, опекунов инвалидов с детства либо являвшихся опекунами инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, или проработавших в районах Крайнего Севера не менее 7 календарных лет 6 месяцев.
Отдельные категории работников сферы здравоохранения и образования так же имеют право на досрочное получение страховой пенсии, однако реформы пенсионного законодательства существенно затронули их интересы. Так, в период с 2019 г. для работников сферы здравоохранения и образования право на досрочную пенсию предлагается сохранить только при условии увольнения с работы, дающей право на такую пенсию. Кроме того, с 2019 г. предлагается постепенно увеличивать требования к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии, по шесть месяцев в год, пока стаж не повысится на 15 лет [13, с. 21]. Тем не менее, необходимо отметить, что постепенное сворачивание системы досрочных пенсий в сфере образования и здравоохранения должно сопровождаться развитием иных социальных институтов. Во-первых, реформирование системы досрочных пенсий целесообразно сопровождать развитием добровольного пенсионного страхования для работников сфер образования и здравоохранения с обязательным включением программ психологической реабилитации. Проведенные исследования феномена «психологического выгорания» показали, что среди работников в сфере здравоохранения и образования, как сфер наиболее активного социального взаимодействия, выявлено наибольшее число лиц относительно общего количества сотрудников, подверженных этому синдрому. Таким образом, забота о сохранении человеческого капитала через развитие добровольного пенсионного страхования поможет сгладить остроту указанных вопросов [13, с. 22].
Во-вторых, реформирование должно происходить одновременно с развитием адресной социальной помощи нуждающимся гражданам. Сотрудники сферы образования и здравоохранения зачастую получают заработную плату намного ниже средней по стране, поэтому право получения досрочной страховой пенсии является для них гарантией того, что они не останутся без средств к существованию в случае неспособности исполнения своих трудовых обязанностей, не связанных с утратой трудоспособности. Представляется, что гораздо эффективнее было бы предоставлять гарантию минимальных доходов через систему адресной социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам, чем через систему досрочного получения пенсий.
В-третьих, при реформировании системы досрочных пенсий для работников сферы образования и здравоохранения необходимо обеспечить повышение их уровня оплаты труда, поскольку, как отмечалось выше, средняя заработная плата педагога или медицинского работника ниже, чем средняя по стране.
В-четвертых, важно продолжить совершенствование систем переобучения и переквалификации работников образования и здравоохранения, находящихся в зрелом возрасте. В настоящее время предпринимаются определенные шаги в этом направлении со стороны службы занятости и Пенсионного Фонда России, однако охват пенсионеров в настоящее время явно недостаточен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью системы социальной защиты населения Российской Федерации. От состояния пенсионной системы зависит жизнь огромного числа нетрудоспособных людей, одними из которых являются лица пожилого возраста, состоящих на учете в Пенсионном фонде РФ.
Тема пенсионного страхования является крайне актуальной для России, так как настоящая система пенсионных выплат на сегодняшний день не способна обеспечить достаточный уровень жизни людей, окончивших трудовую деятельность. В условиях рыночной экономики, подверженной систематическим экономическим кризисам, перед государственными органами управления стоит задача по обеспечению безусловного выполнения долгосрочных обязательств перед гражданами, вышедшими из трудоспособного возраста.
Для пенсионной системы России решение этой задачи обостряется еще и тем, что бюджетно-финансовый кризис 2014–2016 гг. совпал с возникновением экономических проблем в виду международных событий, связанных с введением санкций, что негативно отразилось на экономике страны. Кроме того, на уровень благосостояния населения огромное влияние оказывают негативные социально-экономические процессы, связанные с достаточно тяжелым финансово-экономическим положением России, вызванным падением мировых цен на реализацию нефти и газа, отсутствием ощутимых сдвигов в развитии производства в реальном секторе экономики, обесцениванием российского рубля [25, с. 15]. Все это привело к тому, что в ходе страховой пенсионной реформы так и не удалось решить проблему повышения материального обеспечения основных категорий пенсионеров до уровня, соответствующего международным стандартам, с одной стороны, и укрепления финансовой самостоятельности пенсионной системы (независимости от федерального бюджета), с другой.