Файл: Виды пенсий по современному российскому законодательству. Понятие страховой пенсии по старости.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 год ухода за вторым ребенком – 3,6 балла;
1 год ухода за третьим и четвертым ребенком – по 5,4 балла [10, с. 174].
Если поподробнее разобрать суть ИПК, то можно сказать, что он является отражением денежных накоплений, которые формируются на личном счете застрахованного лица за счет выплат. Но стоит заметить, что отдельной статьи по расчету величины ИПК в целях возникновения права на страховую пенсию по старости в ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрено, поэтому расчет производиться по положению ч.18 ст.15 Закона о страховых пенсиях «Размер страховых пенсий» [7, с.75].
Законодательством предусмотрена возможность увеличения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии следующим категориям лиц:
-
гражданам, достигшим 80-летнего возраста; -
инвалидам I группы; -
имеющих стаж работы от 15 лет работы в условиях Крайнего Севера и подобных местах; -
гражданам, имеющим иждивенцев и некоторым другим [12, с. 45].
Для определения величины ИПК необходимо размер страховой части пенсионных средств разделить на установленный Правительством РФ максимальный размер страховых взносов, а затем умножить полученную цифру на десять. При расчётах берутся показатели по страховой части за минувший год (по состоянию на 31 декабря) и размер максимальных взносов, установленный в наступившем году (с 1 января). Для удобства на сайте Пенсионного Фонда РФ размещен онлайн-калькулятор, который вычисляет баллы ИПК в зависимости от полученной заработной платы. Однако, необходимо отметить, что в результате этого чрезмерно усложненного даже по сравнению с Законом о трудовых пенсиях порядка, отягощённого огромным количеством труднодоступных для понимания формул и формулировок, использованием заимствованных из других областей знаний категорий, создаются достаточно большие трудности для тех граждан, которые хотели бы знать размер своей будущей пенсии [17, с. 118].
3 ПРОЦЕДУРА НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
Как уже отмечалось выше, для получения страховых пенсий по старости Федеральным законом прописаны три обязательных условия, реализация которых возможна только в совокупности:
1) достижение пенсионного возраста – 55 лет и 60 лет для женщин и мужчин соответственно (с увеличением пенсионного возраста с 01.01.2019 года до 60 и 65 лет соответственно);
2) наличие минимального страхового стажа (с увеличением к 2024 году до 15 лет);
3) наличие минимального количества пенсионных баллов (к 2025 – не менее 30 баллов).
Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства либо по месту пребывания либо по месту фактического проживания гражданина, либо в многофункциональный центр, либо по почте.
Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем, либо через работодателя. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте Пенсионного Фонда России. ПФР может принять заявление о назначении пенсии и до наступления пенсионного возраста, при условии, что этот возраст наступит не позднее, чем через месяц после принятия заявления.
Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России или через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – «Личный кабинет гражданина» на сайте ПРФ
При оформлении заявления о назначении страховой пенсии по старости необходимо предоставить следующие документы:
-
документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт гражданина РФ, вид на жительство иностранного гражданина (лица без гражданства и пр.); -
документы, подтверждающие периоды работы, иной деятельности, иные (нестраховые) периоды, оформленные в установленном законом порядке (содержать номер, дату выдачи, фамилию, имя, отчество гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и др.), подпись должностного (уполномоченного) лица, заверенная печатью организации); -
справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности (в установленном законом случае), так же во внимание могут быть приняты сведения о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы, представленные работодателями и имеющиеся в информационных системах ПФР; -
другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств (полный перечень документов представлен на официальном сайте ПФР).
Заявление о назначении страховой пенсии по старости территориальным органом Пенсионного фонда России рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления последнего недостающего документа, необходимого для ее назначения, если такой документ будет представлен не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы. При этом ее назначение происходит со дня, следующего за днем увольнения с работы.
Страховая пенсия по старости выплачивается ежемесячно, при этом пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Статьей 24 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ предусмотрены основания для приостановления выплаты страховой пенсии по старости в следующих случаях:
-
неполучения страховой пенсии в течение шести месяцев подряд; -
истечения срока действия вида на жительство; -
выезда пенсионера за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.
Приостановление выплаты страховой пенсии осуществляется на шесть месяцев, по истечению которых выплаты могут быть возобновлены по заявлению пенсионера и в случае устранения обстоятельств, способствующих приостановлению [4, ст. 24].
Так же, законодательством предусмотрены основания для прекращения выплаты страховой пенсии, такие как смерть пенсионера (или объявление его умершим или безвестно отсутствующим), истечения шести месяцев после приостановления выплат (в случае отсутствия заявления о возобновлении или наступление иных случаев), утраты права на получение пенсии (в случае выявления фактов, опровергающих право на получение пенсии), заявление пенсионера об отказе в получении пенсии (например, для увеличения коэффициента при отсрочке обращения за назначением страховой пенсии).
Восстановление выплат после их отмены производится в установленном законом порядке в соответствии с п.3 ст. 25 Федерального закона № 400-ФЗ. При восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Заявление пенсионера о восстановлении выплаты страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях[4].
4 АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОБЛЕМАМ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
Пенсионные споры – одна из наиболее сложных и вместе с тем самая распространенная категория споров в сфере социального обеспечения. Данные статистики свидетельствуют о стабильно высоком количестве дел названной категории, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Так, в 2016 г. судами первой инстанции было рассмотрено 77 800 споров, возникающих из пенсионных правоотношений, в том числе 6 563 дела по искам физических лиц о признании недействительными решений региональных отделений Пенсионного фонда РФ, из которых более 88 % требований были удовлетворены [21, с. 165].
Непосредственно в судебном порядке рассматриваются споры, касающиеся установления фактов, имеющих юридическое значение, а также споры о праве на отдельные виды пенсионного обеспечения. Также в рамках судебной формы защиты права рассматриваются пенсионные споры, возникающие между страхователями и органами пенсионного обеспечения, что вытекает из положений п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [2].
Анализ судебной практики по данной категории дел, позволил выявить, что управления Пенсионного фонда РФ отказывают гражданам, ссылаясь на недостаточное количество страхового стажа, неверное оформление трудовой документации (архивные справки, трудовые книжки), либо на отсутствие положенного ИПК, который напрямую зависит от заработной платы. Исходя из последнего, можно сказать о высокой степени взаимосвязи трудовых и социально-страховых правоотношений, т.к. трудовые правоотношения имеют непосредственное отношение не только к возникновению права на определенный вид социально – страхового обеспечения, но и на его размер.
Так, например, в гражданском деле № 2 - 709/2017 Павлово-Посадским городским судом Московской области по иску П. к Управлению Пенсионного фонда РФ № 30 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения по назначению страховой пенсии по старости. В данном деле истец оспаривает отказ Управления пенсионного фонда в назначении положенного ему социального обеспечения по закону. Гражданину было отказано решением компетентного органа ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Документами был подтвержден страховой стаж равный 7 годам 9 месяцам и 11 дням, суммарный ИПК был равен 8,011, и не соответствовал установленным 9.
Управлением пенсионного фонда не были включены в страховой и общий трудовой стаж определенные периоды работы, подтвержденные документально, но оформленные не по правилам, установленным законом. Поэтому истец обратился в суд, так как посчитал, что неточности в оформлении документов не дают оснований для лишения его права на пенсионное обеспечение. Также как и отсутствие каких-либо сведений не должно являться основанием для отказа в зачете в пенсионный стаж определенных периодов работы, т.к. правильность и своевременность их отражений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика и страхователя, а не работника. Поэтому суд, удовлетворяет иск, ссылаясь на полноту всех доказательств, представленных истцом [6].
Иной показательный случай известен практике Московского городского суда. Поводом к обращению И. за судебной защитой стал отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии как лицу, осуществляющему творческую деятельность на сцене в театрально-зрелищных организациях (И. работал в цирковых организациях артистом-эквилибристом). Основаниями для непринятия к зачету в специальный стаж стали факт работы И. в организациях, не поименованных Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, установленных Постановлением Совмина РСФСР от 28.08.1991 № 447, а также наличие в процессе трудовой деятельности И. периодов вынужденного простоя (перерывы и ожидание при отправке и получении багажа, перерывы между контрактами, переезды во время гастролей, оформление личных и сопровождающих багаж документов и др.). Для включения соответствующих периодов работы в специальный стаж судом были исследованы архивные справки, учредительные документы организаций и иные документы, подтверждающие, что основу их деятельности составляла цирковая деятельность, то есть, создание и прокат цирковых программ, изготовление циркового реквизита. Исключение из специального стажа периодов нахождения И. в вынужденном простое, признано судом незаконным, так как, во-первых, действовавшим на момент осуществления трудовой деятельности законодательством не была предусмотрена такая возможность, а, во-вторых, учету подлежит специфика работы цирковых артистов. Для поддержания высокого профессионального уровня и готовности демонстрировать трюки повышенной сложности, во время простоя артистам цирка необходимо работать над усовершенствованием своего номера, поддерживать физическую и спортивную форму, занимаясь в спортивных и тренажерных залах, в цирке и других помещениях, то есть выполнять ту же работу что и во время публичных выступлений, репетиционных периодов. На основании изложенного исковые требования И. были удовлетворены в полном объеме[6].