ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[16].
М. Аргайл, рассматривая факторы удовлетворенности трудом, разделяет их на следующие группы:
1. Заработная плата;
2. Отношения с сотрудниками (материальная и социальная поддержка, помощь в достижении совместных целей);
3. Отношения с руководством (справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда);
4. Возможности продвижения по службе (достижение и признание, статус);
5. Другие факторы (удовлетворенность условиями и т.п.) [23].
Известный отечественный психолог Б.И. Додонов рассматривая профессиональную мотивацию с процессуальной точки зрения, выделяет четыре фактора мотивации профессиональной деятельности:
По мнению автора данной концепции, «каждая из этих причин может иметь и отрицательную «валентность», не привлекая человека к деятельности, а отталкивая от нее» [9, с.277].
В современной психологии и социологии существует множество различных классификаций видов профессиональной мотивации. Большинство из этих классификаций сводятся к рассмотрению таких видов мотивации, которые соотносятся с типологией мотивов в структурных теориях профессиональной мотивации (внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная мотивация и т.д.).
Л.И. Божович выделяет три вида направленности: коллективистическую (гуманизм, альтруизм), личную (престижную, эгоистическую) и деловую (бескорыстный интерес к делу) [11].
Типология мотивации субъекта деятельности по Лапыгину–Эйдель-ману такова:
При этом наибольшее влияние на результаты деятельности организации оказывают люди с инструментальным, достижительным и интеллектуальным типом мотивации [16].
Анализ теоретических подходов к феномену профессиональной мотивации свидетельствует о значимости и многоплановости изучаемого явления. Это подтверждается, в частности, наличием большого количества различных теорий профессиональной мотивации. Их объединяет структурированность, нацеленность на результат профессиональной деятельности, охват различных сторон и аспектов нашей жизни. Но в качестве критериев оценки разные авторы выбирают разные стороны профессиональной мотивации.
Профессиональная мотивация оказывает значительное влияние не только на эффективность профессиональной деятельности, но и на эффективность учебного процесса при подготовке специалистов. В нашем исследовании мы подробно остановимся на факторах и формах, способствующих становлению и развитию профессиональной мотивации будущих специалистов. Одной из таких форм является тьюторская деятельность.
2 ТЬЮТОРСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно, прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. На силу мотива могут влиять похвала или порицание, соревнования с другими, задетое самолюбие, проблемность и загадочность стоящей перед человеком задачи, привлекательность объекта [4]. В русле контекстного обучения переход студентов вуза от учения к труду «осуществляется, прежде всего, по линии трансформации мотивов». В профессиональную мотивацию включают интерес к профессиональной деятельности и стремление к ее теоретическому осмыслению, стремление к профессиональному самосовершенствованию и развитию профессионально важных качеств, ответственность за результаты профессиональной деятельности, потребность в профессиональном общении и сотрудничестве и другие мотивы [7].
В настоящее время особую ценность для студентов представляют знания, профессиональные компетенции, которые можно применить на практике в реальных условиях. Назрела необходимость использования подходов, которые бы способствовали формированию внутренней мотивации будущего профессионала.
К формам и видам деятельности, способствующим повышению профессиональной мотивации относятся:
1. Информационное сопровождение молодых людей. Благодаря информационным кампаниям вуза у абитуриентов и студентов складывается адекватное представление о выборе будущей профессии, а так же ориентация трудоустройства по специальности, которую он осознанно выбрал
На всех этапах становления специалиста методы информационно-справочной ориентации, просветительские методы играют важную роль: профессиограммы - краткие описания профессий; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников и студентов на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников и студентов со специалистами; познавательные и просветительские лекции, использование средств массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т. п.
2. Практика – как одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика представляет собой эффективный механизм переноса полученных знаний и умений из области теории в область повседневной профессиональной деятельности. Являясь составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, она помимо того, что способствует формированию у студентов целостного представления о содержании, видах и формах профессиональной деятельности; закреплении и углублении теоретических знаний, полученных студентами в ходе учебного процесса (лекционных и семинарских занятий); приобретении навыков использования теоретических знаний в практической деятельности, так же является мощным катализатором профессиональной мотивации.
3. Психологические тренинги, ориентирующие студентов на профессию, формирующие потребность в образовательной коммуникации. Они способствуют приобретению, анализу и переоценке собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Организационно в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе подобные тренинги проводятся в рамках изучения блока психолого-педагогических дисциплин, например дисциплин по выбору или в рамках организации работы психологической службы вуза, используя свободное время студентов.
Тренинг включает заимствованные и модифицированные в целях исследования элементы тренингов, позволяющих выработать у каждого участника позитивный образ будущей профессии, включающий опосредованный получаемой профессией образ Я. Общими задачами таких тренингов выступают: получение студентами системы знаний о преимуществах выбранной профессиональной деятельности; формирование позитивного и дифференцированного образа Я педагога-профессионала; развитие через рефлексию личностных особенностей и эмоциональных проявлений; анализ профессиональной направленности [9].
Помимо обозначенных выше форм, способствующих повышению профессиональной мотивации, можно выделить так же тьюторское сопровождение первокурсников студентами старших курсов.
Тьюторская деятельность – это деятельность по сопровождению студента, направленная на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного и профессионального развития, осуществляемая тьютором. Тьютор помогает разобраться в успехах и неудачах, понять и сформулировать личную мотивацию при обучении. Тьютор выступает в роли наставника, сопровождает студентов на протяжении всего периода учебы.
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, основанная на личностном взаимодействии и совместной деятельности студентов-первокурсников (тьюторантов) и студентов-старшекурсников (тьюторов), в ходе которой осуществляется построение, осмысление и реализация программ профессионально – личностного развития первых.
Осуществление тьюторской деятельности как особой педагогической технологии в учебно-воспитательном процессе способствует тому, чтобы студенты-старшекурсники актуализировали свои профессионально-педагогические знания и умения, выявили уровень сформированных у себя профессиональных и общекультурных компетенций, а студентам-первокурсникам помогает быстрее адаптироваться к образовательному пространству учебного заведения (как социально, так и психологически), определять свой образовательный маршрут и искать пути его реализации [8].
Студенты-тьюторы пробуют на себе различные роли, тем самым, повышая свои профессиональные навыки как будущего педагога, и сознательно определяя для себя те области будущей деятельности, которые им ближе всего.
Функциональное поле деятельности тьютора выявило следующие направления: информативное, организационное, коммуникационное, контролирующее (административное) и творческое.
Информативное направление предполагает ответственность студента-тьютора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие.
Организационное направление – структурирование внеучебной жизни тьютора с участниками студенческой группы (посвящение в первокурсники, День группы, внутригрупповые традиции и т.д.).
Коммуникационное направление обеспечивает и поддерживает благоприятную психологическую атмосферу в курируемой студенческой группе; структурирует внутригрупповые отношения; непосредственно участвует в жизни группы в качестве формального лидера; посредничествует с кафедрами, деканатом, администрацией университета.
Контролирующее (административное) направление устанавливает контроль над посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, контроль над выполнением функций старосты, выбор и переизбрание старосты группы.
Творческое направление предполагает расширение деятельности в связи с индивидуальными потребностями и способностями. Каждый студент-тьютор помимо этого учится самодисциплине, планированию и грамотному распределению своего времени. Все это, так или иначе, способствует повышению профессиональной мотивации, а от этого во многом зависит успех повышения мотивации и у первокурсников [17].
Следует отметить, что работа тьюторов – это работа в команде, которая подразумевает под собой коллективное стремление к саморазвитию, к достижению совершенства в выбранной деятельности, слаженную совместную работу и умение гибко перестраиваться в зависимости от сложившейся ситуации.
Таким образом, тьюторство как наставническая деятельность по сопровождению студентов-первокурсников, является определенной практикой и базой для успешного профессионального развития студентов-тьюторов и способствует повышению уровня профессионально значимых качеств. Мы считаем, что это непосредственным образом связано с профессиональной мотивацией и дальнейшей успешной трудовой деятельностью в выбранной профессиональной сфере. Следовательно, можно предположить, что профессиональная мотивация студентов-тьюторов отличается от профессиональной мотивации студентов, не занятых тьюторской деятельностью.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для исследования особенностей профессиональной мотивации студентов-тьюторов, нами были отобраны студенты-тьюторы как нашего вуза, так и других вузов, таких как НГМУ (Новосибирский государственный медицинский университет) и РГППУ (Российский государственный профессионально-педагогический университет). Выборку составили 66 респондетов, из них 19 студентов-тьюторов БГПУ, 24 студента-тьютора НГМУ и 23 студента-тьютора РГППУ. Для сравнительного анализа нами были отобраны студенты БГПУ не занимающиеся тьюторской деятельностью. Выборку составили 30 человек с разных факультетов.
В ходе исследования нами были использованы методы тестирования и анкетирования. Для проведения исследования со студентами-тьюторами из отдаленных вузов, нами была создана онлайн Google-форма для проведения выбранных диагностических методик.
М. Аргайл, рассматривая факторы удовлетворенности трудом, разделяет их на следующие группы:
1. Заработная плата;
2. Отношения с сотрудниками (материальная и социальная поддержка, помощь в достижении совместных целей);
3. Отношения с руководством (справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда);
4. Возможности продвижения по службе (достижение и признание, статус);
5. Другие факторы (удовлетворенность условиями и т.п.) [23].
Известный отечественный психолог Б.И. Додонов рассматривая профессиональную мотивацию с процессуальной точки зрения, выделяет четыре фактора мотивации профессиональной деятельности:
-
удовольствие от самого процесса деятельности; -
прямой результат деятельности (создаваемый продукт, усваиваемые знания и т.д.); -
вознаграждение за деятельность (зарплата, повышение в должности, слава и т.д.); -
стремление избежать санкций, которые грозят в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения; депривация страха наказания.
По мнению автора данной концепции, «каждая из этих причин может иметь и отрицательную «валентность», не привлекая человека к деятельности, а отталкивая от нее» [9, с.277].
В современной психологии и социологии существует множество различных классификаций видов профессиональной мотивации. Большинство из этих классификаций сводятся к рассмотрению таких видов мотивации, которые соотносятся с типологией мотивов в структурных теориях профессиональной мотивации (внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная мотивация и т.д.).
Л.И. Божович выделяет три вида направленности: коллективистическую (гуманизм, альтруизм), личную (престижную, эгоистическую) и деловую (бескорыстный интерес к делу) [11].
Типология мотивации субъекта деятельности по Лапыгину–Эйдель-ману такова:
-
инструментальный тип мотивации – отношение к труду как к средству получения заработка для удовлетворения потребностей, находящихся за рамками сферы труда; -
достижительный – ориентация на труд как способ продвижения, повышения профессионального или должностного статуса; -
коллективистский – побудительной силой к трудовой деятельности становится стремление к уважению коллег, к сотрудничеству, общению; -
интеллектуальная мотивация – ориентация на сложную, интересную работу, позволяющую раскрыть свои способности, самореализоваться; -
комфортно-ориентированный – стремление к относительно комфортным условиям труда.
При этом наибольшее влияние на результаты деятельности организации оказывают люди с инструментальным, достижительным и интеллектуальным типом мотивации [16].
Анализ теоретических подходов к феномену профессиональной мотивации свидетельствует о значимости и многоплановости изучаемого явления. Это подтверждается, в частности, наличием большого количества различных теорий профессиональной мотивации. Их объединяет структурированность, нацеленность на результат профессиональной деятельности, охват различных сторон и аспектов нашей жизни. Но в качестве критериев оценки разные авторы выбирают разные стороны профессиональной мотивации.
Профессиональная мотивация оказывает значительное влияние не только на эффективность профессиональной деятельности, но и на эффективность учебного процесса при подготовке специалистов. В нашем исследовании мы подробно остановимся на факторах и формах, способствующих становлению и развитию профессиональной мотивации будущих специалистов. Одной из таких форм является тьюторская деятельность.
2 ТЬЮТОРСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно, прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. На силу мотива могут влиять похвала или порицание, соревнования с другими, задетое самолюбие, проблемность и загадочность стоящей перед человеком задачи, привлекательность объекта [4]. В русле контекстного обучения переход студентов вуза от учения к труду «осуществляется, прежде всего, по линии трансформации мотивов». В профессиональную мотивацию включают интерес к профессиональной деятельности и стремление к ее теоретическому осмыслению, стремление к профессиональному самосовершенствованию и развитию профессионально важных качеств, ответственность за результаты профессиональной деятельности, потребность в профессиональном общении и сотрудничестве и другие мотивы [7].
В настоящее время особую ценность для студентов представляют знания, профессиональные компетенции, которые можно применить на практике в реальных условиях. Назрела необходимость использования подходов, которые бы способствовали формированию внутренней мотивации будущего профессионала.
К формам и видам деятельности, способствующим повышению профессиональной мотивации относятся:
1. Информационное сопровождение молодых людей. Благодаря информационным кампаниям вуза у абитуриентов и студентов складывается адекватное представление о выборе будущей профессии, а так же ориентация трудоустройства по специальности, которую он осознанно выбрал
На всех этапах становления специалиста методы информационно-справочной ориентации, просветительские методы играют важную роль: профессиограммы - краткие описания профессий; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников и студентов на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников и студентов со специалистами; познавательные и просветительские лекции, использование средств массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т. п.
2. Практика – как одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика представляет собой эффективный механизм переноса полученных знаний и умений из области теории в область повседневной профессиональной деятельности. Являясь составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, она помимо того, что способствует формированию у студентов целостного представления о содержании, видах и формах профессиональной деятельности; закреплении и углублении теоретических знаний, полученных студентами в ходе учебного процесса (лекционных и семинарских занятий); приобретении навыков использования теоретических знаний в практической деятельности, так же является мощным катализатором профессиональной мотивации.
3. Психологические тренинги, ориентирующие студентов на профессию, формирующие потребность в образовательной коммуникации. Они способствуют приобретению, анализу и переоценке собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Организационно в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе подобные тренинги проводятся в рамках изучения блока психолого-педагогических дисциплин, например дисциплин по выбору или в рамках организации работы психологической службы вуза, используя свободное время студентов.
Тренинг включает заимствованные и модифицированные в целях исследования элементы тренингов, позволяющих выработать у каждого участника позитивный образ будущей профессии, включающий опосредованный получаемой профессией образ Я. Общими задачами таких тренингов выступают: получение студентами системы знаний о преимуществах выбранной профессиональной деятельности; формирование позитивного и дифференцированного образа Я педагога-профессионала; развитие через рефлексию личностных особенностей и эмоциональных проявлений; анализ профессиональной направленности [9].
Помимо обозначенных выше форм, способствующих повышению профессиональной мотивации, можно выделить так же тьюторское сопровождение первокурсников студентами старших курсов.
Тьюторская деятельность – это деятельность по сопровождению студента, направленная на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного и профессионального развития, осуществляемая тьютором. Тьютор помогает разобраться в успехах и неудачах, понять и сформулировать личную мотивацию при обучении. Тьютор выступает в роли наставника, сопровождает студентов на протяжении всего периода учебы.
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, основанная на личностном взаимодействии и совместной деятельности студентов-первокурсников (тьюторантов) и студентов-старшекурсников (тьюторов), в ходе которой осуществляется построение, осмысление и реализация программ профессионально – личностного развития первых.
Осуществление тьюторской деятельности как особой педагогической технологии в учебно-воспитательном процессе способствует тому, чтобы студенты-старшекурсники актуализировали свои профессионально-педагогические знания и умения, выявили уровень сформированных у себя профессиональных и общекультурных компетенций, а студентам-первокурсникам помогает быстрее адаптироваться к образовательному пространству учебного заведения (как социально, так и психологически), определять свой образовательный маршрут и искать пути его реализации [8].
Студенты-тьюторы пробуют на себе различные роли, тем самым, повышая свои профессиональные навыки как будущего педагога, и сознательно определяя для себя те области будущей деятельности, которые им ближе всего.
Функциональное поле деятельности тьютора выявило следующие направления: информативное, организационное, коммуникационное, контролирующее (административное) и творческое.
Информативное направление предполагает ответственность студента-тьютора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие.
Организационное направление – структурирование внеучебной жизни тьютора с участниками студенческой группы (посвящение в первокурсники, День группы, внутригрупповые традиции и т.д.).
Коммуникационное направление обеспечивает и поддерживает благоприятную психологическую атмосферу в курируемой студенческой группе; структурирует внутригрупповые отношения; непосредственно участвует в жизни группы в качестве формального лидера; посредничествует с кафедрами, деканатом, администрацией университета.
Контролирующее (административное) направление устанавливает контроль над посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, контроль над выполнением функций старосты, выбор и переизбрание старосты группы.
Творческое направление предполагает расширение деятельности в связи с индивидуальными потребностями и способностями. Каждый студент-тьютор помимо этого учится самодисциплине, планированию и грамотному распределению своего времени. Все это, так или иначе, способствует повышению профессиональной мотивации, а от этого во многом зависит успех повышения мотивации и у первокурсников [17].
Следует отметить, что работа тьюторов – это работа в команде, которая подразумевает под собой коллективное стремление к саморазвитию, к достижению совершенства в выбранной деятельности, слаженную совместную работу и умение гибко перестраиваться в зависимости от сложившейся ситуации.
Таким образом, тьюторство как наставническая деятельность по сопровождению студентов-первокурсников, является определенной практикой и базой для успешного профессионального развития студентов-тьюторов и способствует повышению уровня профессионально значимых качеств. Мы считаем, что это непосредственным образом связано с профессиональной мотивацией и дальнейшей успешной трудовой деятельностью в выбранной профессиональной сфере. Следовательно, можно предположить, что профессиональная мотивация студентов-тьюторов отличается от профессиональной мотивации студентов, не занятых тьюторской деятельностью.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для исследования особенностей профессиональной мотивации студентов-тьюторов, нами были отобраны студенты-тьюторы как нашего вуза, так и других вузов, таких как НГМУ (Новосибирский государственный медицинский университет) и РГППУ (Российский государственный профессионально-педагогический университет). Выборку составили 66 респондетов, из них 19 студентов-тьюторов БГПУ, 24 студента-тьютора НГМУ и 23 студента-тьютора РГППУ. Для сравнительного анализа нами были отобраны студенты БГПУ не занимающиеся тьюторской деятельностью. Выборку составили 30 человек с разных факультетов.
В ходе исследования нами были использованы методы тестирования и анкетирования. Для проведения исследования со студентами-тьюторами из отдаленных вузов, нами была создана онлайн Google-форма для проведения выбранных диагностических методик.