Файл: 1 профессиональная мотивация студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[16].

М. Аргайл, рассматривая факторы удовлетворенности трудом, разделяет их на следующие группы:

1. Заработная плата;

2. Отношения с сотрудниками (материальная и социальная поддержка, помощь в достижении совместных целей);

3. Отношения с руководством (справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда);

4. Возможности продвижения по службе (достижение и признание, статус);

5. Другие факторы (удовлетворенность условиями и т.п.) [23].

Известный отечественный психолог Б.И. Додонов рассматривая профессиональную мотивацию с процессуальной точки зрения, выделяет четыре фактора мотивации профессиональной деятельности:

  • удовольствие от самого процесса деятельности;

  • прямой результат деятельности (создаваемый продукт, усваиваемые знания и т.д.);

  • вознаграждение за деятельность (зарплата, повышение в должности, слава и т.д.);

  • стремление избежать санкций, которые грозят в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения; депривация страха наказания.

По мнению автора данной концепции, «каждая из этих причин может иметь и отрицательную «валентность», не привлекая человека к деятельности, а отталкивая от нее» [9, с.277].

В современной психологии и социологии существует множество различных классификаций видов профессиональной мотивации. Большинство из этих классификаций сводятся к рассмотрению таких видов мотивации, которые соотносятся с типологией мотивов в структурных теориях профессиональной мотивации (внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная мотивация и т.д.).

Л.И. Божович выделяет три вида направленности: коллективистическую (гуманизм, альтруизм), личную (престижную, эгоистическую) и деловую (бескорыстный интерес к делу) [11].

Типология мотивации субъекта деятельности по Лапыгину–Эйдель-ману такова:

  • инструментальный тип мотивации – отношение к труду как к средству получения заработка для удовлетворения потребностей, находящихся за рамками сферы труда;

  • достижительный – ориентация на труд как способ продвижения, повышения профессионального или должностного статуса;

  • коллективистский – побудительной силой к трудовой деятельности становится стремление к уважению коллег, к сотрудничеству, общению;

  • интеллектуальная мотивация – ориентация на сложную, интересную работу, позволяющую раскрыть свои способности, самореализоваться;

  • комфортно-ориентированный – стремление к относительно комфортным условиям труда.


При этом наибольшее влияние на результаты деятельности организации оказывают люди с инструментальным, достижительным и интеллектуальным типом мотивации [16].

Анализ теоретических подходов к феномену профессиональной мотивации свидетельствует о значимости и многоплановости изучаемого явления. Это подтверждается, в частности, наличием большого количества различных теорий профессиональной мотивации. Их объединяет структурированность, нацеленность на результат профессиональной деятельности, охват различных сторон и аспектов нашей жизни. Но в качестве критериев оценки разные авторы выбирают разные стороны профессиональной мотивации.

Профессиональная мотивация оказывает значительное влияние не только на эффективность профессиональной деятельности, но и на эффективность учебного процесса при подготовке специалистов. В нашем исследовании мы подробно остановимся на факторах и формах, способствующих становлению и развитию профессиональной мотивации будущих специалистов. Одной из таких форм является тьюторская деятельность.

2 ТЬЮТОРСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно, прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. На силу мотива могут влиять похвала или порицание, соревнования с другими, задетое самолюбие, проблемность и загадочность стоящей перед человеком задачи, привлекательность объекта [4]. В русле контекстного обучения переход студентов вуза от учения к труду «осуществляется, прежде всего, по линии трансформации мотивов». В профессиональную мотивацию включают интерес к профессиональной деятельности и стремление к ее теоретическому осмыслению, стремление к профессиональному самосовершенствованию и развитию профессионально важных качеств, ответственность за результаты профессиональной деятельности, потребность в профессиональном общении и сотрудничестве и другие мотивы [7].

В настоящее время особую ценность для студентов представляют знания, профессиональные компетенции, которые можно применить на практике в реальных условиях. Назрела необходимость использования подходов, которые бы способствовали формированию внутренней мотивации будущего профессионала.


К формам и видам деятельности, способствующим повышению профессиональной мотивации относятся:

1. Информационное сопровождение молодых людей. Благодаря информационным кампаниям вуза у абитуриентов и студентов складывается адекватное представление о выборе будущей профессии, а так же ориентация трудоустройства по специальности, которую он осознанно выбрал

На всех этапах становления специалиста методы информационно-справочной ориентации, просветительские методы играют важную роль: профессиограммы - краткие описания профессий; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников и студентов на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников и студентов со специалистами; познавательные и просветительские лекции, использование средств массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т. п.

2. Практика – как одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика представляет собой эффективный механизм переноса полученных знаний и умений из области теории в область повседневной профессиональной деятельности. Являясь составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, она помимо того, что способствует формированию у студентов целостного представления о содержании, видах и формах профессиональной деятельности; закреплении и углублении теоретических знаний, полученных студентами в ходе учебного процесса (лекционных и семинарских занятий); приобретении навыков использования теоретических знаний в практической деятельности, так же является мощным катализатором профессиональной мотивации.

3. Психологические тренинги, ориентирующие студентов на профессию, формирующие потребность в образовательной коммуникации. Они способствуют приобретению, анализу и переоценке собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Организационно в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе подобные тренинги проводятся в рамках изучения блока психолого-педагогических дисциплин, например дисциплин по выбору или в рамках организации работы психологической службы вуза, используя свободное время студентов.

Тренинг включает заимствованные и модифицированные в целях исследования элементы тренингов, позволяющих выработать у каждого участника позитивный образ будущей профессии, включающий опосредованный получаемой профессией образ Я. Общими задачами таких тренингов выступают: получение студентами системы знаний о преимуществах выбранной профессиональной деятельности; формирование позитивного и дифференцированного образа Я педагога-профессионала; развитие через рефлексию личностных особенностей и эмоциональных проявлений; анализ профессиональной направленности [9].


Помимо обозначенных выше форм, способствующих повышению профессиональной мотивации, можно выделить так же тьюторское сопровождение первокурсников студентами старших курсов.

Тьюторская деятельность это деятельность по сопровождению студента, направленная на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного и профессионального развития, осуществляемая тьютором. Тьютор помогает разобраться в успехах и неудачах, понять и сформулировать личную мотивацию при обучении. Тьютор выступает в роли наставника, сопровождает студентов на протяжении всего периода учебы.
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, основанная на личностном взаимодействии и совместной деятельности студентов-первокурсников (тьюторантов) и студентов-старшекурсников (тьюторов), в ходе которой осуществляется построение, осмысление и реализация программ профессионально – личностного развития первых.

Осуществление тьюторской деятельности как особой педагогической технологии в учебно-воспитательном процессе способствует тому, чтобы студенты-старшекурсники актуализировали свои профессионально-педагогические знания и умения, выявили уровень сформированных у себя профессиональных и общекультурных компетенций, а студентам-первокурсникам помогает быстрее адаптироваться к образовательному пространству учебного заведения (как социально, так и психологически), определять свой образовательный маршрут и искать пути его реализации [8].

Студенты-тьюторы пробуют на себе различные роли, тем самым, повышая свои профессиональные навыки как будущего педагога, и сознательно определяя для себя те области будущей деятельности, которые им ближе всего.

Функциональное поле деятельности тьютора выявило следующие направления: информативное, организационное, коммуникационное, контролирующее (административное) и творческое.

Информативное направление предполагает ответственность студента-тьютора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие.

Организационное направление – структурирование внеучебной жизни тьютора с участниками студенческой группы (посвящение в первокурсники, День группы, внутригрупповые традиции и т.д.).

Коммуникационное направление обеспечивает и поддерживает благоприятную психологическую атмосферу в курируемой студенческой группе; структурирует внутригрупповые отношения; непосредственно участвует в жизни группы в качестве формального лидера; посредничествует с кафедрами, деканатом, администрацией университета.


Контролирующее (административное) направление устанавливает контроль над посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, контроль над выполнением функций старосты, выбор и переизбрание старосты группы.

Творческое направление предполагает расширение деятельности в связи с индивидуальными потребностями и способностями. Каждый студент-тьютор помимо этого учится самодисциплине, планированию и грамотному распределению своего времени. Все это, так или иначе, способствует повышению профессиональной мотивации, а от этого во многом зависит успех повышения мотивации и у первокурсников [17].

Следует отметить, что работа тьюторов – это работа в команде, которая подразумевает под собой коллективное стремление к саморазвитию, к достижению совершенства в выбранной деятельности, слаженную совместную работу и умение гибко перестраиваться в зависимости от сложившейся ситуации.

Таким образом, тьюторство как наставническая деятельность по сопровождению студентов-первокурсников, является определенной практикой и базой для успешного профессионального развития студентов-тьюторов и способствует повышению уровня профессионально значимых качеств. Мы считаем, что это непосредственным образом связано с профессиональной мотивацией и дальнейшей успешной трудовой деятельностью в выбранной профессиональной сфере. Следовательно, можно предположить, что профессиональная мотивация студентов-тьюторов отличается от профессиональной мотивации студентов, не занятых тьюторской деятельностью.


3 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для исследования особенностей профессиональной мотивации студентов-тьюторов, нами были отобраны студенты-тьюторы как нашего вуза, так и других вузов, таких как НГМУ (Новосибирский государственный медицинский университет) и РГППУ (Российский государственный профессионально-педагогический университет). Выборку составили 66 респондетов, из них 19 студентов-тьюторов БГПУ, 24 студента-тьютора НГМУ и 23 студента-тьютора РГППУ. Для сравнительного анализа нами были отобраны студенты БГПУ не занимающиеся тьюторской деятельностью. Выборку составили 30 человек с разных факультетов.

В ходе исследования нами были использованы методы тестирования и анкетирования. Для проведения исследования со студентами-тьюторами из отдаленных вузов, нами была создана онлайн Google-форма для проведения выбранных диагностических методик.