ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее полно поставленным целям и задачам исследования соответствовали диагностические методики: опросник «Мотивы выбора профессий» Р.В. Овчаровой и «Методика определения основных мотивов выбора профессии» Е.М. Павлютенкова.
Опросник «Мотивы выбора профессий» Р.В. Овчаровой позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы). При обработке данных необходимо рассчитать:
1. Внутренние индивидуально значимые мотивы, им соответствуют ответы под номерами 1, 5, 8, 15, 20.
2. Внутренние социально значимые мотивы - это ответы под номерами 3, 7, 12, 14, 17.
3. Внешние положительные мотивы номера ответов 4, 9, 10, 16, 19.
4. Внешние отрицательные мотивы находятся под номерами 2, 6, 11, 13, 18.
В обработку результатов не включались вопросы 2,4,6,9,10,13,16,18, так как они не связаны с задачами исследования.
«Методика определения основных мотивов выбора профессии» Е.М. Павлютенкова позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым.
Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти суждения выражают 9 групп мотивов.
Для определения основных мотивов выбора профессии необходимо подсчитать суммы по каждой группе мотивов. Группы мотивов, имеющие максимальное количество баллов, являются основными в выборе профессии данным испытуемым.
С помощью данной методики определяются следующие группы мотивов:
-
Социальные (суждения 1 и 2) - желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности. -
Моральные (суждения 3 и 4) - стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств. -
Эстетические (суждения 5 и 6) - стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности. -
Познавательные (суждения 7 и 8) - стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда. -
Творческие (суждения 9 и 10) - стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества. -
Связанные с содержанием труда (суждения 11 и 12) - четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд. -
Материальные (суждения 13 и 14) - стремление получать определенные блага. -
Престижные (суждения 15 и 16) - стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе. -
Утилитарные (суждения 17 и 18) - стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на вуз.
В обработку результатов не включались вопросы 2,4,5,6,11,12,13,14, 17,18 так как они не связаны с задачами исследования.
Оценка результатов исследования осуществлялась с применением метода количественной и качественной обработки данных.
Таким образом, используя данные методы исследования и диагностические методики, мы сможем наиболее полно установить уровень профессиональной мотивации студентов-тьюторов в соответствии с поставленной целью и задачами нашего исследования.
4 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель эмпирического исследования состояла в изучении особенностей профессиональной мотивации студентов – тьюторов. В ходе исследования нами было проведено две методики.
Первая диагностическая методика «Мотивы выбора профессий» Р.В. Овчаровой, содержала 20 суждений. Результаты исследования по методике «Мотивы выбора профессий» Р.В. Овчаровой представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты ответов студентов-тьюторов на методику «Мотивы выбора профессий» Р.В. Овчаровой, %
\№ | Предлагаемые суждения | Варианты ответов | ||||
Очень сильно повлияло | Сильно повлияло | Средне повлияло | Слабо повлияло | Никак не повлияло | ||
\1 | Соответствует моим способностям | 36,2 | 23,4 | 34 | 6,4 | 0 |
\2 | Дает возможность приносить пользу людям | 36 | 23 | 33,7 | 7,3 | 0 |
\3 | Позволяет использовать профессиональные умения вне работы | 27,7 | 21,3 | 38,3 | 2,1 | 14,9 |
\4 | Является привлекательной | 25,5 | 38,3 | 21,3 | 4,3 | 10,6 |
\5 | Способствует умственному и физическому развитию | 23,4 | 42,6 | 25,5 | 2,1 | 6,4 |
6 | Требует общения с разными людьми | 21,3 | 36,2 | 21,3 | 8,5 | 6,4 |
\7 | Позволяет реализовать способности к руководящей работе | 19,1 | 19,1 | 34 | 14,9 | 12,8 |
\8 | Дает большие возможности проявить творчество | 19,1 | 29,8 | 31,9 | 8,5 | 10,6 |
\9 | Дает возможности для роста профессионального мастерства | 14,9 | 38,3 | 25,5 | 4,3 | 17 |
10 | Позволяет сразу получить хороший результат труда для других | 12,8 | 27,7 | 38,3 | 10,6 | 10,6 |
11 | Предполагает высокое чувство ответственности | 2,1 | 8,5 | 34 | 17 | 38,3 |
12 | Является престижной | 2,1 | 14,9 | 51,1 | 17 | 14,9 |
По данным таблицы 1 можно судить о том, что для большинства студентов-тьюторов основными мотивами выбора профессии является возможность общения с разными людьми (36,2%), соответствие профессии имеющимся способностям (36,2%), возможность приносить пользу людям (34%), наличие условий для умственного, физического и творческого развития (42,6%), роста профессионального мастерства (38,3%) и реализации способностей к руководящей работе (19,1%). Не менее важным мотивирующим фактором для большинства респондентов (38,3%) оказалось использование профессиональных умений вне работы. Выбор профессии большинством респондентов (38,3%) был осознанным и связан с их интересами, она являлась для них привлекательной.
Представим в виде рисунка результаты обработки полученных данных.
Рисунок 1 – Результаты диагностики студентов-тьюторов по методике «Мотивы выбора профессий» Р.В. Овчаровой, %
По рисунку 1 можно судить о том, что больше, чем половина респондентов (55%) руководствуется внутренними индивидуально значимыми мотивами. Это свидетельствует о том, что будущую специальность они подбирают исходя из соответствия профессии к своим способностям, физическому и умственному развитию; возможности общения, проявления своих творческих способностей; значимости выбранной профессии для самого человека; удовлетворения, приносимого работой. Другой частью (30%) движут внутренние социально значимые мотивы выбора профессии. Данная группа мотивов подразумевает высокое чувство ответственности, выбор профессии с возможностью приносить пользу людям, ростом профессионального мастерства, а так же с целью реализовать способности к руководящей работе. 10% респондентов руководствуются внешними отрицательными мотивами. Это означает то, что выбор их профессии был обусловлен давлением со стороны на личность, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. И у наименьшей части испытуемых (5%) в качестве основных мотивов можно выделить внешние положительные мотивы, которые подразумевают поиск в выбранной профессии материального стимулирования, возможности продвижения по службе, одобрения коллектива, престижа.
По результатам диагностики студентов, не занимающихся тьюторской деятельностью, нами были получены следующие данные, которые мы оформим в виде таблицы 2:
Таблица 2 – Результаты ответов студентов на методику «Мотивы выбора профессий» Р.В. Овчаровой, %
№ | Предлагаемые суждения | Варианты ответов | ||||
Очень сильно повлияло | Сильно повлияло | Средне повлияло | Слабо повлияло | Никак не повлияло | ||
1 | Позволяет использовать профессиональные умения вне работы | 46,7 | 23,3 | 16,7 | 3,3 | 10 |
2 | Дает большие возможности проявить творчество | 40 | 23,3 | 20 | 10 | 6,7 |
3 | Требует общения с разными людьми | 30 | 26,7 | 26,7 | 7,6 | 10 |
4 | Является престижной | 26,7 | 10 | 36,7 | 10 | 16,7 |
5 | Дает возможности для роста профессионального мастерства | 26,7 | 26,7 | 30 | 3,3 | 13,3 |
6 | Дает возможность приносить пользу людям | 26,7 | 23,3 | 30 | 16,7 | 3,3 |
7 | Соответствует моим способностям | 16,7 | 36,7 | 30 | 10 | 6,7 |
8 | Предполагает высокое чувство ответственности | 16,7 | 26,7 | 23,3 | 13,3 | 20 |
9 | Является привлекательной | 13,3 | 46,7 | 16,7 | 10 | 13,3 |
10 | Способствует умственному и физическому развитию | 13,3 | 40 | 23,3 | 13,3 | 10 |
11 | Позволяет реализовать способности к руководящей работе | 10 | 30 | 30 | 16,7 | 13,3 |
12 | Позволяет сразу получить хороший результат труда для других | 10 | 20 | 46,7 | 10 | 13,3 |
По данным таблицы 2 видно, что наиболее сильное влияние на профессиональную мотивацию студентов оказала возможность теоретического и практического использования полученных профессиональных умений, не только в рамках выполняемой работы, но и в обыденной жизни (46,7%), на втором месте оказалась возможность проявлять творчество в ходе выполнения профессиональной деятельности, мыслить неординарно и создавать новые продукты (40%). Коммуникация и взаимодействие с коллективом так же является очень важным для респондентов (30%), но помимо этого значительным мотивирующим фактором оказался престиж работы (26,7%), ее привлекательность (13,3%) и соответствие способностям (16,7%).
Представим в виде рисунка результаты обработки полученных данных.
Рисунок 2 – Результаты диагностики студентов по методике «Мотивы выбора профессий» Р.В. Овчаровой, %
Как следует из рисунка 2, основными у испытуемых выступают внешние отрицательные мотивы (47%), которые подразумевают воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера, а на втором месте внутренние индивидуально значимые мотивы (37%), включающие себя удовлетворение творческим характером профессии, возможностью общения с коллективом, особенностями выбранной специализации.
Исследование по «Методике определения основных мотивов выбора профессии» Е.М. Павлютенкова, показали следующие результаты
Таблица 3 – Результаты ответов студентов-тьюторов на «Методику определения основных мотивов выбора профессии» Е.М. Павлютенкова, %
№ | Предлагаемые суждения | Варианты ответов | ||||
Да | Скорее да, чем нет | Затрудняюсь ответить | Скорее нет, чем да | нет | ||
1 | Позволяет приносить пользу нашему обществу. | 3,8 | 27,7 | 4,3 | 2,1 | 2,1 |
2 | Позволяет постоянно самосовершенствоваться. | 1,7 | 29,8 | 6,4 | 0 | 2,1 |
3 | Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах. | 3,2 | 25,5 | 8,5 | 8,5 | 4,3 |
4 | Позволяет быть оригинальным в работе. | 1,1 | 25,5 | 4,3 | 8,5 | 4,3 |
5 | Дает большие возможности для творчества. | 8,9 | 27,7 | 12,8 | 4,3 | 6,4 |
6 | Позволяет использовать все свои способности. | 2,6 | 42,6 | 8,5 | 4,3 | 2,1 |
7 | Обеспечивает быстрое повышение квалификации и профессиональный рост. | 7 | 38,3 | 23,4 | 10,6 | 10,6 |
8 | Ценится среди друзей и знакомых. | 2,8 | 29,8 | 29,8 | 17 | 10,6 |