Файл: Совершенствование системы государственных контрольнонадзорных органов в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические положения деятельности системы государственных контрольно-надзорных органов в РФ

1.1 Контроль и надзор как эффективные способы обеспечения законности и дисциплины

1.2 Нормативно-правовая основа организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации

Глава 2 Практические аспекты деятельности системы государственных контрольно-надзорных органов в РФ на примере налоговых органов Российской Федерации.

2.1 Организационно-экономическая характеристика системы налоговых органов Российской Федерации

2.2 Анализ деятельности налоговых органов Российской Федерации

Глава 3 Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности налоговых органов Российской Федерации

3.1 Текущие проблемы в деятельности налоговых органов Российской Федерации

3.2 Формирование основных направлений и мероприятий по совершенствованию деятельности налоговых органов Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников



В настоящее время деятельность государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, в том числе осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, зачастую сопряжена с некорректным исполнением нормативных правовых актов, неумением профессионально анализировать конкретные ситуации для последующего принятия обоснованного решения, неспособностью принимать своевременные управленческие решения, рационально использовать кадровые, информационные и правовые ресурсы.

Опыт реализации административной реформы свидетельствует о том, что значительная часть государственных служащих по причине отсутствия соответствующих профессиональных знаний и практических навыков оказываются не готовыми эффективно работать с учетом современных реалий развития общества и государства.

Вышеизложенное обуславливает актуальность избранной тематики исследования.

Степень разработанности темы исследования.

Вопросы правового регулирования и деятельности системы государственных контрольно-надзорных органов в РФ были предметом изучения различных ученых в области государственного и муниципального управления. Детально исследовались теоретические основы построения системы контрольно-надзорных органов исполнительной власти, принципы их деятельности, субъекты контрольно-надзорных правоотношений, процедурные вопросы осуществления мероприятий по контролю и надзору. Учеными предлагались различные мероприятия организационно-правового характера, направленные на совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, а также концептуальные основы для реформирования в целом действующей системы государственного контроля и надзора.

Признавая вклад ученых в исследование отдельных вопросов развития системы государственного контроля и надзора, следует констатировать, что в настоящее время отсутствует комплексное научное исследование, посвященное совершенствованию системы государственных контрольно-надзорных органов в РФ. Данная работа направлена на восполнение указанного пробела.

Объект исследования- общественные отношения, возникающие при осуществлении контрольно-надзорной деятельности государственными органами и должностными лицами.


Предмет исследования- общетеоретические основы контрольно-надзорной деятельности в системе государственного управления и актуальные проблемы правового регулирования в указанной сфере.

Цель работы: сформировать комплекс мероприятий по совершенствованию системы государственных контрольно-надзорных органов в Российской Федерации.

Задачи работы:

- охарактеризовать контроль и надзор как эффективные способы обеспечения законности и дисциплины;

- изучить нормативно-правовую основу организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации;

-осуществить организационно-экономическую характеристику системы налоговых органов Российской Федерации;

- провести анализ деятельности налоговых органов Российской Федерации;

- рассмотреть текущие проблемы в деятельности налоговых органов Российской Федерации;

- сформировать основные направления и мероприятия по совершенствованию деятельности налоговых органов Российской Федерации.

Методы исследования. В ходе проводимого исследования были использованы такие методы как функциональный, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, теоретико-прогностический и другие как общенаучные, специальные, так и частнонаучные методы познания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформированные рекомендации могут быть использованы в непосредственной деятельности государственных контрольно-надзорных органов в Российской Федерации.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.


Глава 1 Теоретические положения деятельности системы государственных контрольно-надзорных органов в РФ




1.1 Контроль и надзор как эффективные способы обеспечения законности и дисциплины



Прежде чем переходить к раскрытию содержания понятий «законности» и «дисциплины» необходимо уточнить, что из себя представляет понятие «государственное управление» в общем виде. Данная категория раскрывается в работах различных авторов, например: профессора Д.Н. Бахрах, Ю. М. Козлова, Г.В. Атамачука.

В раскрытии содержания такой категории как «государственное управление», важное значение, принадлежит толкованию двух его составных – «государственное» и «управление», потому что каждый из слагаемых носит многоаспектный характер.

Особенно много трактовок дано понятию «управление». Таким образом, предлагается, перейти к раскрытию такой категории как «управление».

Итак, сам по себе термин «управление» является ключевым в науке административного права, однако, до настоящего времени отсутствует единое понимание относительно его содержания. То есть можно сделать вывод о том, что «управление» является многоаспектным явлением, что уже вполне осознано теорией и практикой его научной организацией.

В философской литературе управление анализируется с точки зрения проявления в нем сущностных самоуправляемых свойств общества. Данный анализ можно проследить в работах К. Поппера, К. Ясперса и др.

Управление признано историческим феноменом, содержащим и преломляющим в себе многие диалектические закономерности природы, общества и мышления.

Положения и выводы философской мысли создают методологическую и мировоззренческую основу научного познания и практического совершенствования управления, способствуют ориентации творческих поисков.

Также существенные стороны управления были раскрыты и социологической мыслью (К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблен и др.), которая, в свою очередь, доказала глубокие коррелятивные зависимости между состоянием управления и уровнем упорядоченности общественных процессов.

Здесь и двойственный характер управления (ведение общих дел и классовая функция); и концепция «идеальной» управленческой бюрократии – общей теории административного управления; и отождествление управления с автоматизированным регулированием в машинно - технологических системах, что привело к технократическим подходам к управлению и их модифицированию в представлениях об информационном или технотронном обществах
1.

Также нельзя не отметить, что большую ценность для осознания сущности управления и его практического использования имеют экономические исследования.

Именно усилиями, прежде всего экономистов был заложена теория управления предпринимательством, производством, услугами.

Систематизация экономических и технологических знаний, осуществленная Г. Фордом, Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, А. Файолем и др. стала фактически тем «первозданным» толчком.

Опыт XX века показал и доказал, что управление есть обязательная интегрирующая функция любой коллективной экономической деятельности, обусловленная специализацией и кооперацией труда, производства и обслуживания.

Экономически исследуется само управление, которое с одной стороны требует существенных общественных затрат (духовных и материальных) на свое формирование и осуществление, а с другой призвано приносить некие объективные результаты, общественную пользу.

Так как в управлении задействованы люди со своими интересами, принципами, ценностями, мотивами деятельности, идеалами и другими субъективными элементами, которые играют немало важную роль в управлении, необходимо разобрать и психологический аспект управления. Психологическая сторона управления, инспирированная идеями психоанализа З. Фрейда, позволяет осознать управление как механизм психологического взаимодействия людей.

Анализу были подвергнуты положения такие как, непосредственно источники, все разновидности формы соответствующего взаимодействия (индивидуальная, коллективная), также структуры и процедуры согласования интересов и жизненных ориентаций.

Затем на основе этого, началась разработка психологической теории решений. Значение данного аспекта кроется в том, что понимание того, что только знание и учет многообразия человеческого сознания создают объективные условия для эффективного управления.

Также, управление можно рассматривать и в других, не менее ценных аспектах: культурный, исторический, информационный, политический, правовой и праксеологический2.

Значение вышеуказанных подходов состоит во – первых, каждый из них содержит в себе познавательный смысл, во – вторых, данные подходы логически согласованы между собой, это вытекает из единства сущности управления, то есть, каждый аспект должен соотноситься с сущностью управления, отражать и характеризовать именно управление, а не иную категорию, и в – третьих, не стоит их противопоставлять друг другу, так как каждый из них выполняет познавательную функцию.


Таким образом, управление можно определить, как: целеполагающее, сознательное, преднамеренное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, политические партии, общественные объединения и т.д.).

Управление имеет различные классификации. Однако, объектом данного анализа является государственное управление, которое является его разновидностью.

В литературе существует бесспорное мнение о том, что государственное управление занимает особое место. Оно вытекает из соответствующих свойств, которые присущи данному виду.

Первоочередное свойство сосредоточено в субъекте государственного управления, который, прежде всего, оказывает определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий. Речь идет о государстве.

Существует множество подходов к его пониманию. Однако, анализ самых разнообразных трактовок термина «государство» позволяет выделить в нем властную силу. Так, например, М. Вебер писал: «Государство… есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство».

Совершенно справедливым является суждение о том, что государство – является некой структурой, способной властно определять линию поведения общества и добиваться ее с помощью принуждения3.

Ведь тем самым государство отличается от иных общественных структур, потому что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть. В свою очередь власть представляет собой такую взаимосвязь, в процессе которой общество в силу разных причин (материальных, социальных, информационных и иных) добровольно или по принуждению признает верховенство воли и нормативных установлений и в соответствии с требованиями совершает те или иные действия.

Государственная власть имеет в источнике правовую обособленность, а в реализации – силу государственного аппарата, который обладает соответствующими средствами принуждения. Именно поэтому в государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть4.

Следующим свойством является – распространенность на все общество.

Данная отличительная черта государственного управления прослеживается во взаимосвязи государства и общества. Однако, данную взаимосвязь необходимо различать с негативной и положительной стороны.