Файл: Совершенствование системы государственных контрольнонадзорных органов в рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.03.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Контроль и надзор как эффективные способы обеспечения законности и дисциплины
2.1 Организационно-экономическая характеристика системы налоговых органов Российской Федерации
2.2 Анализ деятельности налоговых органов Российской Федерации
3.1 Текущие проблемы в деятельности налоговых органов Российской Федерации
3.2 Формирование основных направлений и мероприятий по совершенствованию деятельности налоговых органов Российской Федерации
В современных условиях социально-эконмического развития общества и государства в целом одной из важнейших задач является обеспечения функционирования эффективной системы налогового контроля.
От того насколько эффективно работают налоговые органы зависит финансовое положение страны, которое является основой для выполнения функций, стоящих перед государством.
Очень велика значимость налогов и сборов в бюджете Российской Федерации, следовательно, возникает необходимость в совершенствовании механизма функционирования экономики, среди которого особое место занимает налоговая система.
Считается, что в условиях нестабильной экономической среды правильнее проводить совершенствование качественных характеристик, а не количественных характеристик налогового механизма.
Среди ключевых проблем, сдерживающих полноценное развитие налогового контроля в РФ, особо остро стоит проблема недостатка или отсутствия информации о реальном положении компаний и физических лиц из-за использования различных процедур ухода от уплаты налогов и сокрытия реальных доходов.
В целях совершенствования системы налогового контроля и снижения количества налоговых правонарушений и преступлений предлагаются следующие рекомендации:
1. Максимальное упрощение налогового законодательства, однозначное толкование нормы закона, устранение имеющихся внутренних противоречий.
Первый шаг, который должен быть сделан для совершенствования налоговой системы, состоит в максимальном упрощении налогового законодательства, однозначном толковании нормы закона, устранении имеющихся внутренних противоречий.
Теоретическая необоснованность и смешение некоторых понятий в действующем НК РФ создают значительные трудности при осуществлении налогового контроля. Одним из ярких примеров является смешения таких понятий, как форма, вид и метод налогового контроля.
Необходимо систематизировать положения НК РФ и устранить противоречия в законодательстве.
Для этого следует внести ясность во многие формулировки НК РФ, которые могут быть неоднозначно истолкованы налогоплательщиком.
2. Преобразование идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Совершенствование налоговой системы включает в себя не только изменения налогового законодательства, но и преобразования взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Стоит так же сказать, что если перед налоговыми органами ставится задача пополнения бюджета любой ценой, то совершенствования системы не будет происходить. Ключевой направленностью в данных взаимоотношениях должен стать изменение характера взаимодействий, а именно, переход от соперничества к партнерству.
Отношения между налоговым органом и налогоплательщиком должны строятся в форме обмена мнениями.
Основные предложения для взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков следующие:
усиление индивидуальной консультативной работы налоговых органов с налогоплательщиками, предоставление информации по вопросам, которые интересуют налогоплательщиков, ответы на письма, личные беседы;
улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств;
повышения налоговой культуры населения и налогоплательщиков:
создание равных условий для всех категорий налогоплательщиков;
проведение семинаров, лекций для плательщиков налогов, «круглых столов» с участием предпринимателей, встреч с трудовыми коллективами предприятий, организаций, учреждений, посещения гражданами налоговых органов также повышают качественный уровень взаимоотношений между указанными сторонами.
При совершенствовании взаимодействий между налоговыми органами и налогоплательщиками, будет усиливаться доверия общества к налоговым органам, и сократиться число налоговых правонарушений.
Повышенное внимание должно уделяется тому, чтобы создать условия, при которых повысится уровень добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств, уменьшится число случаев нарушения налогового законодательства.
Высокий уровень добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств объясняется не только наличием отлаженного аппарата налогового контроля, но также и высоким уровнем доверия налогоплательщиков к налоговым органам.
Основной формой налогового контроля
, которая направлена на взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков является налоговый мониторинг.
Основные преимущества для налогоплательщиков:
возможность избежать выездной налоговой проверки;
планирования деятельности организации согласуется с налоговыми органами, что позволит контролировать им деятельность налогоплательщиков и повышает доверие к налоговым органам.
Налоговые органы должны акцентировать свое внимание на качестве обслуживания налогоплательщиков. Таким образом, усиление налогового контроля происходит за счет улучшения качественной составляющей взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами.
3. Институт предварительного анализ налогового контроля.
На сегодняшний день наиболее перспективной видится принципиально новая форма взаимодействия Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков как партнёров – институт предварительного налогового контроля.
Новая форма взаимодействия отношений базируется на предупредительных мероприятиях налогового контроля и направлена на создание доверительных отношений между налогоплательщиком и государством в лице Федеральной налоговой службы.
Институты предварительного налогового контроля, основанные на данной форме взаимоотношений с налогоплательщиками, позволят налоговым органам предотвращать незаконные схемы уклонения от налогообложения и минимизации налогов, снижать количество выездных проверок и в целом повышать уровень налогового контроля, по которому, как известно, оценивают качество работы всей налоговой службы.
Сотрудничество, основанное на партнёрских доверительных отношениях, способствует в определённой мере изменению сознания налогоплательщика, и, следовательно, подходов к концепции налогообложения в целом.
Необходимость применения предварительного налогового контроля обусловлена нарастанием разнообразия хозяйственных операций, проводимых экономическими агентами.
У налогоплательщиков возрастают налоговые риски, связанные с неверным применением отдельных законодательных норм в результате расхождения позиций Минфина и ФНС по их трактовке, неоднозначной арбитражной практикой.
Способом решения данных проблем стало внедрение института предварительного налогового контроля.
Предварительный налоговый контроль позволит налогоплательщикам получить информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить. Такой подход дает налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом.
4. Совершенствования предпроверочного анализа налогового контроля и отбора налогоплательщиков для налоговой проверки.
Одним из направлений работы, на которое необходимо обратить внимание первую очередь, является совершенствование механизма отбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий.
При сплошной проверке всех налогоплательщиков расходы на проведение проверок превышают поступления от доначислений, приводя к потерям бюджета.
Именно поэтому крайне важно проводить тщательный всесторонний анализ информации о налогоплательщике, имеющейся у налогового органа, в том числе учитывая критерии риска совершения налоговых правонарушений, представленных в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.
Данная Концепция была разработана с целью систематизации методов планирования выездных проверок. Зачастую в координационный план проверок включаются юридические и физические лица, проверка которых не даст значимых результатов, а те, кого необходимо проверить, остаются незамеченными.
Для обеспечения совершенствования механизма проведения проверок и предпроверочного отбора, в том числе, осуществляется работа над совершенствованием информационных систем налоговой службы. Одной из таких систем является АИС «Налог–3».
При условии постоянной и своевременной модернизации и доработки данной системы можно добиться следующих целей: – создание единого массива данных для упрощения доступа служащих налоговых инспекций к информации о налогоплательщиков, в том числе от внешних источников (таких как правоохранительные, таможенные органы и др.), что позволяет проводить анализ рисков совершения налоговых правонарушений более качественно;
– снижение издержек налогового администрирования и контроля за счёт автоматизации множества процессов;
– обеспечение служащих новыми аналитическими инструментами и возможностями.
Для качественного отбора налогоплательщиков необходимо непрерывное формирование досье налогоплательщика.
С помощью данной системы находятся наиболее правильные направления налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых предполагается наибольшей, вследствие чего, происходит доначисления задолженностей в бюджет Российской Федерации.
Полное внедрение автоматизированной системы АИС «Налог – 3» функция отбора налогоплательщиков будет происходить автоматически, путем отбора налогоплательщиков с максимальным уровнем риска обнаружения нарушения.
Происходить будет полный анализ финансовой отчетности организации по соответствующим критериям.
Также возможно анализ взаимоувязок финансовой отчетности организаций.
5. Совершенствование процедуры проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
Необходимость осуществления налогового контроля объясняется следующими причинами: систематическим не поступлением налоговых платежей в бюджеты различных уровней, нестабильностью самого налогового законодательства, нежеланием отдельных налогоплательщиков своевременно уплачивать в полном объеме налоговые платежи, нестабильностью социально-экономического развития государства и т.д.
Налоговый контроль представляет собой контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Одной из практических проблем процедуры камеральной проверки является отсутствие четких регламентаций по порядку сбора доказательств вины налогоплательщика.
В соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Учитывая вышесказанное, отсутствие данного механизма часто приводит к уклонению от налогов и невозможности привлечения виновников к ответственности.
В связи с этим, я предлагаю построить систему налогового законодательства таким образом, чтобы налоговый пресс был слабо выражен, но при этом, существовал жесткий контроль за уплатой государственных платежей. Это поможет увеличить предпринимательскую инициативу и в будущем повысит сознательность налогоплательщиков.