Файл: Реферат По дисциплине Экология Экология как самостоятельная научная.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Реферат

По дисциплине «Экология»

Экология как самостоятельная научная дисциплина

Выполнил: студент

Специальности

«»

ФИО

Проверил:

ФИО


Ростов-на-Дону

2017

Содержание

экология человечество

Введение

1. Общая экология.

2. Социальная экология.

3. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности.

Заключение

Список используемой литературы
Введение

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.

Если двадцать-тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о катастрофическом состоянии нашей планеты знают даже дети. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, частые аварии – это проблемы, которые качаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

К плохой среде обитания, загрязнённым воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях.

Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америки. Россия является регионом планеты, который вносит существенный вклад в развитие и сохранение отрицательных глобальных экологических тенденций.

Экологическая проблемы и катастрофы человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход их сложившийся ситуации. Таким образом, экологический кризис - это и кризис в головах, а не только порождение научно-технического прогресса. Его истоки уходят вглубь веков, к тем временам, когда человек противопоставлял себя природе.

1. Общая экология.

ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и... логия)- наука, изучающая взаимосвязи организмов с окружающей средой, т. е. совокупностью внешних факторов, влияющих на их рост, развитие, размножение и выживаемость. До некоторой степени условно факторы эти можно разделить на «абиотические», или физико-химические (температура,влажность, длина светового дня, содержание минеральных солей в почве и др.), и «биотические», обусловленные наличием или отсутствием других живых организмов (в том числе, являющихся объектами питания, хищниками или конкурентами).

В центре внимания экологии — то, что непосредственно связывает организм с окружающей средой, позволяя жить в тех или иных условиях.

Экологов интересует, например, что потребляет организм и что выделяет, как быстро он растет, в каком возрасте приступает к размножению, сколько потомков производит на свет, и какова вероятность у этих потомков дожить до определенного возраста. Объектами экологии чаще всего являются не отдельно взятые организмы, а популяции, биоценозы, а также экосистемы.

Среда обитания (экологическая ниша) — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид1, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Среда обитания (экологическая ниша), часто перекрывается с термином "ареал" - географическое распространение биологического вида. Например - бурый медведь. Среда обитания (экологическая ниша)- леса. Ареал - везде, где есть такие леса (Европа, Азия, Северная Америка). Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Нетронутая человеком среда обитания многих растений и животных

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутриорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:



Абиотическая среда (факторы среды)2 — это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.) Например: накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.

Биотическая среда (факторы среды)3 — это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза) Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.

Антропогенные (антропические) факторы — это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.

Возможно также выделить следующие компоненты среды обитания: естественные тела среды обитания, гидросреду, воздушное пространство среды, антропогенные тела, поле излучений и тяготения среды.

2. Социальная экология.

Социальная экология появилась в 20-е годы как ответ на возникшие экологические проблемы и соединила естественно-научное и гуманитарное знание. Бурная индустриализация и урбанизация привели к высокому уровню преобразования естественной среды в искусственную – достаточно сказать, что в1900 году в мире было 15 городов с населением более 1 миллиона, а к 1950 – уже 71. Каждый город представляет собой искусственную среду, созданную могуществом человеческого разума. Великий русский ученый В.И.Вернадский в 30-е годы назвал человечество «новой геологической силой». Социальная экология возникла как мировоззренческая наука, как социально-философская идея гармонии между природой и обществом. Она направлена на преодоление исторически сложившегося разрыва между общественными и естественными науками, поскольку решаемые ею задачи относятся к наиболее универсальным  за все время существования научного знания. Объектом социальной экологии выступает социоэкосистема, в которой общество и природа рассматриваются как среда обитания биосоциального существа – человека. Предметом социальной экологии являются законы взаимодействия общества и природы, механизмы снижения загрязнения окружающей природной среды, поддержания экологического равновесия, правовые, социокультурные условия устойчивого развития. Цель социальной экологии – оптимизировать совместное развитие (коэволюцию) общества и природы через изменение системы ценностей, интересов и потребностей людей.


Социальная экология включает:

· экологию человека – изучает изменения в окружающей среде, вызванные деятельностью человека, и их последствия для здоровья людей;

· экологию города – изучает взаимоотношения общества и природы в урбанизированной среде;

· экологию культуры – изучает способы адаптации общества к окружающей природной среде;

· экологию загрязненной среды – изучает взаимоотношения живых организмов в загрязненной среде;

· демэкологию – изучает влияние экологических факторов на демографическую ситуацию;

· экологическую этику – изучает нравственные основания отношения человека к природе;

· экологическую философию – изучает проблемы познаний людей в сфере взаимоотношений с природой, вопросы сотворения мира; экофилософия опирается как на рациональные, так и иррациональные источники знаний о природе.

Основные задачи социальной экологии:

1. анализирует природную среду как сложную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии;

2. рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества;

3. раскрывает воздействие общества на природные экосистемы;

4. оптимизирует и целенаправленно гармонизирует взаимодействие общества и природы;

5. вырабатывает новые теоретические подходы, изменяет научное мышление, способствует формированию экологической культуры и экологического сознания населения.

Принципы социальной экологии:

1. хозяйственная деятельность человека не должна уменьшать биоразнообразия (истреблять целые виды растительного и животного мира) и загрязнять биосферу;

2. общество в своем развитии должно учитывать законы природы, поскольку человек как живой организм не может существовать вне биосферы, или в биосфере с существенно измененными характеристиками;

3. человечество, как любая популяция живых организмов, имеет пределы роста численности;

4. хозяйственная деятельность должна основываться на экологическом прогнозе и экологической экспертизе;

5. каждый человек несет ответственность за свои действия по отношению к природе перед будущими поколениями;

6. устойчивое развитие цивилизации зависит от степени осознания экологических угроз, истощения природных ресурсов, изменения климата, загрязнения биосферы отходами;

7. глобальность экологических проблем требует согласованных действий правительств и общественности всех стран.


Благодаря своей междисциплинарной организации социальная экология преодолевает прежнюю разобщенность наук и их стремление рассматривать предмет изучения в чистом виде, утверждает широкий синтез наук различного профиля. Изучение социальной экологии имеет широкое общественное значение – социальная экология помогает видеть исследуемый объект в целостности, со всеми связями, находящимися как внутри объекта, так и вне его.

Функции социальной экологии:

1. теоретическая – разработка основных концептуальных парадигм, объясняющих характер экологического развития общества, человека и природы (концепция ноосферы, концепция нулевого роста, пределов роста, устойчивого развития, коэволюции);

2. прагматическая – распространение экологических знаний, экологической информации, экологической озабоченности, повышение квалификации руководящих и управленческих работников;

3. прогностическая – определение ближайших и отдаленных перспектив развития общества и изменения биосферы;

4. природоохранная – исследование влияния экологических факторов на окружающую среду.
3. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности.
В современной ландшафтной архитектуре выделяют понятия природного и антропогенного ландшафта.

Природный ландшафт - значительные по размерам открытые пространства, сохранившие свой естественный характер, например, лесные массивы, долины рек, возвышенности, обширные акватории. Они весьма чутки к изменениям, вызываемым процессом урбанизации, промышленного и сельскохозяйственного освоения, поэтому можно говорить лишь о частичном сохранении нетронутого ландшафта в градостроительстве.

В практике градостроительного и ландшафтного проектирования под термином «природный» понимают взаимосвязанные элементы природы, противопоставляемые застройке, инженерно-техническим системам города, в том числе и те, которые имеют антропогенное происхождение (лесопарки, водохранилища, сады, композиции из растительности и камней, газонные покрытия и т. п.).

Связи город-природа должны рассматриваться как исходная и решающая, а не второстепенная позиция проектирования (после решения селитебных, производственных, транспортных, коммунально-хозяйственных, парадно-репрезентативных вопросов).