Файл: Оглавление Введение 2 Особенности философии Древней Греции 4 Проблемы натурфилософии 5 Понимание философами фундаментального принципа мира 7 Школа чисел и атомистическая доктрина 14 Заключение 18 Список использованной литературы 20 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление





Введение 2

Особенности философии Древней Греции 4

Проблемы натурфилософии 5

Понимание философами фундаментального принципа мира 7

Школа чисел и атомистическая доктрина 14

Заключение 18

Список использованной литературы 20

Введение
Греческая культура VII - V веков до нашей эры - это культура общества, в котором рабский труд играет ведущую роль, хотя свободный труд широко использовался в определенных отраслях, требующих высокой квалификации производителей, например, в художественном ремесле.

Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода в основном сохранило идеи, имевшие место еще во втором тысячелетии до нашей эры. По-прежнему природа казалась грекам населенной и управляемой различными существами, о которых народная фантастика складывала красочные поэтические мифы. Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей жизни древних греков действительности постепенно вступало в противоречие с накопленным предметным опытом. Медленно, но неуклонно делались первые шаги наука, все еще наивная, но спонтанно материалистическая в своей естественной непосредственности.

Греческая философия начала формироваться в VI- V вв. до н.э. В его развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый - это формирование или рождение древнегреческой философии. В это время на первом плане стояла природа, поэтому этот период иногда называют нутурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, в которой человек еще не выделялся как отдельный объект исследования. Второй период - время расцвета древнегреческой философии (V- IV вв. до н.э.). В это время философия начала переходить от темы природы к теме человека и общества. Это была классическая философия, в рамках которой формировались самобытные образцы античной философской культуры. Третий период ( III век до нашей эры - IV век нашей эры) - это упадок и даже упадок древнегреческой философии, вызванный завоеванием Греции Древним Римом. Здесь эпистемологические, этнические и, в конечном итоге, религиозные вопросы вышли на первый план в форме раннего христианства. 

Особенности философии Древней Греции
Основой древнегреческой философии были: мифология, предфилософия, протонаука, учение об орфической, лирической поэзии. Древнегреческая философия началась с вопроса Что есть начало всего? Деятельность семи мудрецов оказала значительное влияние на формирование античной философии. Непосредственный состав группы в источниках указан неточно, но по четырем из семи имеется согласие: Фалес, Солон, Биент, Питтак. Лирическая поэзия была также связана с философскими афоризмами житейской мудрости: Phokylides, Theognides, Хилон, Клеобули, Каллины и т.д.


Вопрос о происхождении бытия и все связанные с ним философские проблемы решаются древними атомистами - сначала Левкипом и Демокритом, позже их последователями Эпикуром и эпикурейцами. По мнению атомистов, бытие нельзя делить до бесконечности. Должен быть неделимый предел. Для материи это атомы. В космосе есть амеры, а у времени есть хронос. Необходимо отдать должное древним атомщикам, которые в отсутствие экспериментальной и теоретической базы сумели реализовать идею атомарности материи.

В 5 веке до нашей эры. начинается расширение проблематики античной философии. Если раньше в центре внимания философов были проблемы бытия, космос и физика, т. е. поскольку преобладала натурфилософия, софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Проддик и др.) Выделяют проблему человека как члена общества. В этом их объективная заслуга. Но взгляды самих софистов подвергались резкой критике со стороны античных и современных философов, не имевших на то оснований.

Главный постулат философии софистов был выдвинут Протагором: Человек есть мера всего: существующего, что они существуют, несуществующего, что их не существует. Это означает, во-первых, что все в мире относительно, а во-вторых, мерой относительности является человек. В-третьих, относительны также идеи, знания и этические идеалы самого человека. Эта абсолютизация условностей, относительности бытия называется крайним релятивизмом. Философское понимание человека продолжил ученик софистов Сократ, который, однако, был их последовательным критиком. Изречение: Познай себя было для него девизом. Объективные знания общие для всех, они не зависят от предпочтений человека. Но знание рождается в душе и не может быть принесено извне.

Идеи Сократа оказали большое влияние на его ученика, одного из величайших философов античности и всей мировой философии Платона. Каждая идея, по Платону, имеет свою сущность и прототип. Человек состоит из тела и души, тело - тюрьма души, оно смертно. Душа-идея человека. Она бессмертна и переходит из одного тела в другое. Решая проблему познания, Платон опирается на теорию перевоплощений и сократовскую идею существования истины в глубинах души.

Если для Платона бытие - это только сверхчувственный мир идей, то для Аристотеля оно имеет множество разновидностей и значений. Он разделяет их на четыре группы: а) бытие как категория; б) бытие как действие и сила; в) бытие как случайность (философский термин, введенный Аристотелем, обозначающий случайное
, почти всегда несущественное свойство вещи ); г) быть правдой.

В теории познания философ опровергает скептицизм и субъективный идеализм. Аристотель также считается отцом логики как науки о законах мышления. В познании Аристотель выделил три типа наук: теоретические, практические и творческие. Проблематика практических наук у Аристотеля определяется высшей целью поступка человека. Это достижение высшего блага - счастья. Смысл жизни в том, чтобы стать лучше как личность.
Проблемы натурфилософии
В древнегреческой философии четко сформировались два основных типа философского мышления и миротворчества (идеализм и материализм), осознана предметная область философии, выявлены важнейшие области философского знания. Это был расцвет античной философской мысли, бурный прилив интеллектуальной энергии своего времени.

Общей чертой античной философии, в большей степени ее раннего развития, является космоцентризм. Введение понятия пространство приписывается милетским мыслителям и Пифагору. У них также есть окончательный разрыв с мифологическим мировоззрением. Представителями этой школы являются: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Не удовлетворившись мифологическими объяснениями возникновения Вселенной, они формулируют фундаментальный вопрос: каково начало всего сущего? - который еще долго будет стимулировать философские размышления древних мудрецов. Сначала этот вопрос решался преимущественно с натуралистических позиций: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Ксенофан- земля, Гераклит-огонь. В период расцвета греческой философии будут выдвигаться и другие версии: Платон - идеи, Левкипп и Демокрит - атомы.

Важным достижением античных мыслителей-физиков является следующее открытие: вещей много, они рождаются и умирают, т.е. преходящи, но есть единая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и к которой возвращаются. 

Другая школа - Пифагор. Известно, что он основывал свою философию на числовых соотношениях, понимаемых как универсальные абстрактные законы, принципе всеобщей гармонии. Мудрейшее число Естественно, что такой подход способствовал превращению математики из эмпирической практики в настоящую теоретическую науку.

Философская школа элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) продолжает развитие понятийного аппарата греческой философии проблемы субстанции. Главная заслуга Парменида - введение в философию понятия бытие. Бытие в нем - это неделимая и неподвижная субстанция.


По сути, Парменид ставит две проблемы:

  • отношения бытия и небытия; 

  • взаимосвязь бытия и мышления.

Уже в ранний период греческой философии появились диалектические идеи. Сначала у Анаксимандра, потом их развивает Гераклит. Последний уже ясно выразил две диалектические идеи: 

  • вечность и универсальность изменений в мире,

  • единство и противостояние противоположных принципов, исходящих из Единого.

Диалектические мотивы слышны и в творчестве Зенона. Однако, как последователь Парменида, он только создает проблемы, но не решает их.

Отметим еще несколько важных идей ранней греческой философии, Гераклит развивает идею логоса (слова) - некоего рационального начала, которое присуще всем вещам и в то же время контролирует их существование.

Эмпедокл начинает диалектически трактовать проблему изменчивости мира, Меллис впервые формулирует закон сохранения бытия - отправную точку в учении элеатов. Анаксагор выдвигает тезис Все во всем, предполагающий тесную взаимосвязь и взаимопроникновение явлений бытия. Кроме того, философ переосмысливает понятия возникновение и смерть. Ибо ни одна вещь не возникает без разрушения, но состоит из смеси существующих вещей или отделяется от них. То есть живое происходит из живого.

Понимание философами фундаментального принципа мира
Милетская школа

Рождение милетской натурфилософии (философия природы, космоса) характеризуется наличием множества мифологических образов. В то же время это уже рационализация космогонической мифологии, то есть выражение в абстрактных терминах концепции мира, развитой мифом и религией. Основателем первой античной философской школы был гражданин Милета ( 6), один из знаменитых семи мудрецов античности Фалес. Первый из ионийских философов, Фалес Милетский, жил примерно с 640-562 гг. ДО Н.Э. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) оказали определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что была некой базой для научной абстракции. Это то, что повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира. Он пытался ответить на вопрос, как устроен мир, можно ли от себя объяснить, что является первопричиной, источником всего сущего. Первоначально Фалес определил термин физис, который означал природу как первую и фундаментальную реальность. Фалес использует воду как таковую: все произошло из воды, и все, в конце концов, превращается в воду. Фалес думал о воде именно как о физисе, а то, что мы пьем, - лишь одно из его состояний. Таким образом, согласно Фалесу, у природы, как живой, так и неодушевленной, есть движущий принцип, который называется душой или Богом. 


Все полно богов, - сказал милетский мудрец. Аристотель, излагая учение Фалеса, использовал два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как фундаментальный, общий, субстрат всех вещей, происхождение, модификации которого дают различные состояния. Все остальное возникает из-за сгущения или разрежения этой первозданной материи. Все существующее многообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, рухнув, снова превращаются в воду. 

Он понимал воду не как конкретную форму или олицетворение мифологической силы, а как аморфную текущую концентрацию материи. В то же время вода Фалеса означает фундаментальный принцип как в смысле стоичейон, так и в смысле архе. Еще одним выдающимся философом Майлза был Анаксимандр (611-546 до н.э.). Как и Фалес, он стихийно тяготел к материализму. Как и Фалес, Анаксимандр поднял вопрос о начале мира. Он утверждал, что происхождение и основание - бесконечность ( APEIRON ), и не определял ее как воздух, воду или что-либо еще. Он учил, что части меняются, но целое остается неизменным. Фалес приписывал воде все материальное разнообразие мира, а Анаксимандр оставляет эту материальную уверенность. Его апейрон характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является одним из так называемых элементов, а является какой-то другой неограниченной природой., из которого возникают все небесные своды и миры в них . Апейрон Анаксимандра безграничен и безграничен не только в пространстве, но и во времени. Анаксимандр объяснил возникновение вещей не игрой стихий, а тем фактом, что что противоположности раскрываются в вечном движении. Т.е. с этим философом мы, по-видимому, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию.

У Анаксимандра есть проблема, которую Фалес обозначает лишь абстрактно - проблема возникновения и становления жизни. Здесь способность к жизни прямо приписывается определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр также включает людей в естественный ряд развития животных.

Анаксимандр видел начало не в какой-то конкретной субстанции, а в изначальной субстанции - апейроне (буквально - неограниченное). Алеурон все содержит в себе и все контролирует. Выбор противоположностей, содержащихся в апейроне, определяет развитие мира в его различных проявлениях. Анаксимандр определил алейрон как бесконечный, вечный и божественный принцип. Анаксимен предложил новый способ построения картины мира, представив этот процесс как разрежение и уплотнение воздуха, что он считал основополагающим принципом всего сущего. Анаксимен считал, что не только все сущее, но и боги возникают из воздуха. Бог равен природе, то есть воздуху.