Файл: Оглавление Введение 2 Особенности философии Древней Греции 4 Проблемы натурфилософии 5 Понимание философами фундаментального принципа мира 7 Школа чисел и атомистическая доктрина 14 Заключение 18 Список использованной литературы 20 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третий выдающийся философ Майлза - Анаксимен (585–524 гг. до н.э.). В определенном смысле Анаксимен усилил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма к поиску естественных причин явлений и вещей. Он считает определенный тип материи фундаментальным принципом мира. Он считает, что такая материя - это безграничный, бесконечный воздух неопределенной формы. Согласно Анаксимену, разрежение воздуха приводит к возникновению огня, а утолщение вызывает ветры - облака - вода - земля - ​​камни. При этом утолщение и истончение здесь понимаются как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний вещества. Анаксимен расширяет естественное объяснение происхождения и развития мира до объяснения происхождения богов. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения pra- материи и движения. Воздух как праматерь, по его мнению, постоянная колеблется, потому что, если бы она не двигалась, она не изменилась бы так сильно, как изменяется.

Как видите, идея пантеизма была характерна для милетских философов в целом. Милетцы обратили внимание на то, что все возникает, растет и исчезает. Они считали этот динамизм важной характеристикой оригинала. Но глубоко эта тема была раскрыта Гераклитом (544–480 до н. э.) Из ионического города-полиса Эфеса. Гераклит был убежден, что в мире нет ничего неизменного, что все движется, все течет.

Милетская школа известна как первая школа философии. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос об основных принципах всего сущего. В первую очередь это вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы по-разному решают этот вопрос, их взгляды имеют общий знаменатель: они видят основу мира в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа спонтанно тяготеет к материализму. Конечно, вопрос о взаимоотношении материальных и духовных принципов еще не поднимался; он был сформулирован позже. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Наряду со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и наивная диалектика, с помощью концептуальных средств, с помощью которых они стремятся постичь мир в динамике его развития и изменений. На главный вопрос предыдущей космогонии о первопричине мира они дали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический, хотя и наивный ответ.


Эфесская школа

С именем Гераклита из Эфеса (540–480 до н. э.) Связано появление еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохранилось около 130 фрагментов из произведения Гераклита, которое по одним источникам называлось О природе, по другим - Музами. Он выступал как стихийный диалектический материалист, величайший философ этого периода. В его сочинениях были завершены поиски Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

По своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником аристократии. Он резко атаковал чернь. Победа рабовладельческой демократии на его родине связана с пессимистическим отношением Гераклита к окружающей действительности. Выступая против победившей демократии, он хотел показать ее преходящий характер. Однако в своих философских построениях он пошел далеко за рамки этой цели. Согласно Гераклиту, высший закон природы - это вечный процесс движения и изменения. Элемент, из которого все возникает, - это огонь, который либо зажигается регулярно, либо гасится естественным путем. Гераклит естественным образом объяснил такие природные явления, как ветер, молния, гром, молния и другие. Все в природе состоит из противоположностей в борьбе, рожденных из огня, переходящих друг в друга и возвращающихся в огонь. В его понимании огонь, с одной стороны, похож на первую мать у представителей милетской школы и одновременно является основополагающим принципом мира ( арче ) и основным элементом ( стойхейрон ). С другой стороны, огонь для него - наиболее адекватный символ динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир возникает из огня и снова сгорает в определенные периоды в течение столетия; это сделано по воле судьбы.

Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира как о необходимой закономерности, присущей материи. Гераклит выразил естественную необходимость в греческом слове логос в философском смысле, обозначающем закон. Гераклиту приписывают известное изречение: Пантарей - все течет, все меняется, что резюмирует суть его философии. Диалектическое единство противоположностей формулируется как постоянно возникающая гармония взаимодополняющих и борющихся противоположностей. Процесс саморазвития огня не был создан кем-либо из богов или людей, он был, есть и всегда будет. Гераклит высмеивал религиозное и мифологическое мировоззрение своих соотечественников.


Учение Гераклита вначале проводило различие между понятиями бытие и бытие. Бытие понималось как неизменное, статичное существование, а под бытием - преходящее существование. Для Гераклита бытие появилось только как видимость. Но была и противоположная точка зрения, согласно которой бытие считалось явлением. Эта позиция была присуща элейской школе. Эта школа зародилась в городе Элея в Греции, который представляет собой собрание колоний, основанных древними греками на побережье южной Италии и на Сицилии. Элеаты сосредоточили свое внимание на анализе концепции отдельного существа. Основатель школы Парменид (540–470) утверждал: Одна и та же мысль и то, о чем мысль существует. Таким образом, по мнению Парменида, оказывается, что если мысль о небытии существует, то небытие существует, но не как не-бытие, а бытие, так как то, что существует, будучи Парменида в любимый ученик Зенон (490-430 г. до н.э. ) пытался доказать, что признание движения и множественности вещей существующими ведет к неразрешимым противоречиям. В своих апориях (логические трудности, противоречия в решении проблемы), таких как Дихотомия, Ахиллес и черепаха, Стрела и Стадион, Зенон показал, что мы не можем думать о движении, если понимаем пространство как состоящее отделенных частей друг от друга, а время - из моментов, отделенных друг от друга.

Наряду с акцентом на материальной основе всего сущего и утверждением бесконечности этого материального принципа исследователи находят мысль у Гераклита. Подчеркивая бесконечность материи в историческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворенности и неуничтожимости : Этот мир, который никто из богов не создал для всех, но всегда есть и всегда будет вечно живым огнем, пылающим до меры и тушение по мере. В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей Гераклит продвинулся дальше всех досократических мыслителей. Конечно, диалектика здесь представлена ​​не в ясном и упорядоченном виде, а скорее отдельными блестящими наблюдениями. Очень важное значение в воззрениях Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, то есть всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, по его словам, управляется судьбой или необходимостью. Концепция необходимости очень тесно связана с пониманием закономерности - закон, Логос, согласно Гераклиту, вечен, как нетварный и нерушимый мир. И мир, и первородная материя, и логос существуют объективно, то есть независимо от человеческого сознания. Гераклит одним из первых обратил внимание на природу человеческого сознания. Знание, согласно его взглядам, стремится постичь суть, то есть логос. Он уделяет большое внимание разнице между знанием и подлинной мудростью. Много познания, в отличие от истинной мудрости, не способствует действительному познанию принципов мира. Человеческое сознание - душа - подчинено логосу. Гераклит придавал большое значение оценке отношения мира к знаниям. Он подчеркнул, что все состояния и свойства мира всегда относительны. Он также отметил относительность общепринятых понятий: Самая прекрасная из обезьян отвратительна по сравнению с человеческим поколением.


Точка O. Гераклитова философия не является целостной теоретической системой диалектического подхода к миру, но по крайней мере здесь можно говорить об интуитивном объяснении существенных черт диалектики. Самым выдающимся из учеников Гераклита был Кратил. В заключение авторов книги История философии вкратце Кратил довел мысль Гераклита до абсурда, аргументируя это тем, что реальность ничего не может сказать. Относительность познания и оценки, открытая Гераклитом, приводит Кратила к абсолютному релятивизму.
Школа чисел и атомистическая доктрина
Одним из путей к идеалистической философии в Древней Греции был пифагореизм. Это название получила религиозно-философская школа, основанная Пифагором в V веке до нашей эры. в итальянском городе Кротон. ( 6) Пифагор Самосский, по-видимому, был мистиком, ученым и государственным деятелем аристократического толка. Пифагор создал Пифагорейский союз, представлявший собой своего рода полумистическое, полурелигиозное общество. Пифагорейцы были путешественниками; когда они встретились, они встретили друг друга звездой Пифагора, которую они нарисовали на земле веточкой. Пифагорейцы стремились найти неизменное в природе и обществе. Они приписывали числам особые сверхъестественные свойства, понимали, что каждая вещь или явление имеет сущность (содержание) и вид (форму). Форма постигается чувствами, а сущность - разумом и подчиняется логике чисел. Познав мир чисел, мы познаем суть вещей.

Все, что существует, - это число - лозунг пифагорейцев. Считается, что термин математика произошел от пифагорейцев. Пифагорейцы различали четыре математики (от греческого mathema - знание, наука, обучение через размышление): учение о числах (арифметика), теория музыки (гармония), учение о фигурах и измерениях (геометрия) и астрономия с астрологией.

После раскола пифагорейского союза сформировались два основных направления: акузматики (от греческого слова акусма - священное изречение) - сторонники религиозно-мистического учения Пифагора и математика - приверженцы науки. Название математика происходит от последнего.

Все, что открывали пифагорейцы, приписывалось самому Пифагору. В школе Пифагора арифметика из простого искусства исчисления перерастает в теорию чисел. Числа делятся на четные (мужские), нечетные (женские), также учитывались фигурные числа. Например, треугольные числа, соединяющие арифметику и геометрию.


Наш термин квадратные числа происходит от построений пифагорейцев.

Пифагорейцы делили числа на дружественные и совершенные. Дружественные числа - это пара натуральных чисел, каждое из которых равно сумме всех делителей другого числа. Совершенные числа. Также пифагорейцы открыли простые и составные числа. Пифагорейцам приписывают обозначение чисел буквами греческого алфавита:

Указанная символика не годилась для расчетов, но пифагорейцы расчетами не занимались. Вычислительную математику они называли логистикой и считали уделом торговцев. С точки зрения Пифагора, числа были набором единиц. Единица называлась монадой, пифагорейцы не считали ее числом, а считали только зародышем числа.

Древнегреческий софист Пифагореизм

В связи с делением чисел на четные и нечетные пифагорейцы заложили основы теории делимости чисел, которые впоследствии привели пифагорейцев к соотношению двух натуральных чисел, т. е. к понятию рационального числа. Однако само понятие рационального числа ими до сих пор не осмыслено. Изучение взаимосвязи чисел приводит их к созданию теории пропорции. Главное открытие пифагорейцев - открытие иррациональности.

Пифагорейцы были первыми, кто ввел в математику систематические доказательства, то есть они пытались доказать все утверждения.

Придание числу доминирующего значения привело к абсолютизации числа, мистике чисел. Каждое число превратилось в самостоятельную божественную сущность. Поскольку все в мире, согласно пифагорейцам, подчиняется числам, то познать мир - значит знать числа, которые им управляют. Учение о странствиях души (метемпсихоз) также связано с именем Пифагора, согласно которому бессмертная душа, в результате первородного греха, получила телесную оболочку, чтобы искупить свою вину, вынуждена после смерти тела, чтобы перейти в другое тело.

Из учений Эмпедокла и Анаксагора вырос атомизм. Левкипп (500–440 гг. до н.э.), выходец из Милета, основал школу, получившую известность при Демокрите (460–370 гг. до н.э.) в ионическом городе Абдера. Демокрит ввел в философский обиход новое понятие атом (буквально - то, что не делит).

Следствием атомизма является признание существования только материальной субстанции, которая несет в себе источник движения и в процессе этого движения порождает чувственно воспринимаемый мир. 

Мир, по мнению Демокрита, основан на двух принципах - атоме и пустоте. Атомос переводится с греческого как неделимый. Что касается атомов Демокрита, то он