Файл: Цель закрепление знаний об общении как основе деятельности педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать модель общения для решения практических задач.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Тарасевич Мира Константиновна

Преподаватель:

Семенова Евгения Викторовна
Задания по теме 1.2 Общение как основа деятельности педагога дополнительного образования

Цель: закрепление знаний об общении как основе деятельности педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать модель общения для решения практических задач.

 

Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «общение» и «профессионально – педагогическое общение» Выделите сходные и отличительные признаки данного понятия с учетом подходов, обозначенных К.А. Абульхановой-Славской, Г.К. Селевко, Н.П. Ерастовым, А.Н. Леонтьевым и др.

№ п/п

Виды общения

Сходные признаки

Отличительные признаки

1

Определение понятия «общение»

 

 

 

 

 

 

2

Определение понятия «профессионально- педагогическое общение»

 

 

 

 

 


Ответ:


№ п/п

Определение понятия “общение”

Сходные

признаки

Отличительные признаки

1.


Определение понятия «общение».

А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общество как “профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива”.

Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

Общение занимает значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направленно не только на само взаимодействие и на воспитанников в целях их личностного развития, но и является основным для самой педагогической системы, направленно на организацию освоения знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само взаимодействие, на воспитанников и на предмет освоения.

2.

Определение понятия «профессионально- педагогическое общение».

И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение “как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся”.




Задание 2. Разработайте примерное содержание этапов общения педагога дополнительного образования с ребенком в области социально-педагогической деятельности (реализация программы на ваш выбор).

При разработке опирайтесь на модель структуры педагогического общения, предложенную В.А. Кан-Каликом:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с одним ребенком или группой детей (прогностический этап).

2. Организация непосредственного общения с ребенком в момент изначального взаимодействия с ним (начальный период общения, который условно можно назвать коммуникативной атакой).

3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе

4. Анализ осуществленной системы общения (соотнесение цели, средств и результата) и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Примерные темы:

 «Искусство в современном обществе»

«Моя будущая профессия»

«Каким должен быть творческий человек?»

Авторская тема (определяется студентом самостоятельно)
Ответ:

Тема: «Моя будущая профессия»

Класс: 9

Цель:

Помощь учащимся в выборе будущей профессии

Задачи:

Обучающие:

- Сформировать представление о мире профессий, о требованиях предъявляемых профессиями к человеку.

Развивающие:

- Развить черты характера, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности и навыки самопрезентации.

Воспитывающие:

- Воспитать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

Метапредметные

Познавательные УУД:

- способность обучающегося принимать и сохранять учебно-профессиональную цель

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

Коммуникативные УУД- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебно-профессиональных проблем

Личностные:

- самоопределение;



- готовность к выбору направления профильного образования;

- формирование адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

Ключевые вопросы:

- как выбрать будущую профессию;

- как работать с профессиограммами;

-какие цели преследует человек, выбирая себе профессию
Ход внеклассного мероприятия.

Учитель предлагает расшифровать анаграмму: Пфсяреиос.

Ученики расшифровывают и говорят слово: Профессия.

- Верно! Профессия. Сегодня мы поговорим о профессиях.

- Проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом.

- Какие профессии вам известны? Немного вам помогу.

Учитель называет букву «О», а учащиеся должны назвать профессии на эту букву. Учащиеся называют профессии.

Далее на букву «Р», «П», «К». Учащиеся называют профессии.

Классификация профессора Е.А. Климова делит все профессии на 5 основных типов:

1.Человек-человек. Тут предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей.

Как вы думаете, кого сюда можно отнести?

- Врача, учителя, продавца, журналиста.

2.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы.

- Кого сюда можно отнести?

- Агроном, ветеринара, гидролога, пахаря, скотовода

3. Человек-техника. Люди, использующие технические устройства.

- Летчики, водители, матросы, электромонтёры, слесари, трактористы

4. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

- Художники, актёры, певцы, литераторы, поэты, писатели.

5. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

- Бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.


- Сейчас буду показывать слайды, а ваша задача определить к какому типу относится данная профессия

Показываются слайды, учащиеся определяют.

- Что необходимо учитывать при выборе профессии?

- Востребованность на рынке труда, доходность.

Основная масса учеников выбирает обыденную профессию.

-Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

У каждого из вас распечатка 16 основных мотивов.

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии.

Задача: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. Затем из 8 зачеркиваем еще 4, далее зачеркиваем еще 2. Остается то, что вы предпочли

Учащиеся выполняют это задание.

- Как вы считаете, во все времена актуальны одни и те же профессии или предпочтения меняются?

- Предпочтения меняются со временем.

- Скажите, что вы хотите сегодня на этой беседе узнать?

- Расширить свой круг знаний о профессиях.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Ты и твоя будущая профессия»

Ученики просматривают видеоролик.

Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды

- Раньше мы никогда не слышали о таких профессиях, как промоутер, байер, шоппер, флейворист, копирайтер.

- Как вы считаете, чем занимаются люди данных специальностей?

- Давайте, найдем информацию в информационных источниках.

Учащиеся находят информацию, озвучивают ее.

- Как вы считаете, какие профессии будут актуальны во все времена?

- Учитель, воспитатель, продавец, ветеринар, врач, юрист

Я раздам вам листочки с таблицей, в которой написаны профессии и род деятельности людей, характерный для них. Нужно поставить в соответствие эти два пункта и заполнить таблицу.

Учащиеся работают с таблицей. Далее проверяются результаты этой работы.

И в конце нашей беседы сыграем в игру: «Закончи предложения»

1.Люди работают ради…

2. Настоящий труд – это…

3. При выборе профессии люди часто не учитывают…

4. В любом профессиональном труде самое важное…

5. Счастье – это…

- Ребята, что вы интересного узнали на занятии? Были ли задания, которые принесли вам пользу и заставили задуматься?

Ответы учащихся.

- Сегодня вы вспомнили о различных типах профессии, узнали о востребованных профессиях. Поняли, что выбрать свое дело в жизни – задача нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.


Заключение.

На занятиях учащиеся учатся:

- анализировать профессиограммы, находить информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

- проектировать свою профессиональную карьеру;

- составлять личный профессиональный план.

Полученные на занятии знания, умения и навыки в дальнейшем помогут детям в профессиональном самоопределении.

Чем раньше они определят, что им нравится, к чему у них есть способности, тем успешнее будет их выбор в будущем.

 

Задания по теме 1.5. Анализ работы педагога дополнительного образования. Требования к ведению документации

 

Цель: формирование умения организовывать деятельность педагога дополнительного образования, анализировать принятые решения и результаты; формирование умения вести разнообразную документацию.

 

Задание 3. Составьте диагностическую «Карту интересов» для обучающегося (возраст на ваш выбор), занимающегося в учреждении дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.

Для составления данной карты используйте примерную схему. Добавьте свои пункты, связанные с особенностями деятельности ребёнка в учреждении дополнительного образования.

Примерная схема «Карты интересов»

1. ФИО учащегося

2. Возраст

3. Состав семьи

4. Увлечения, их характеристика

5. Любимые занятия. Их продолжительность и характеристика

6. Особые способности

7. Другое

Ответ:

1. ФИО учащегося: Игорь Николаевич А.

2. Возраст: 12 лет.

3. Состав семьи: отец, мать, младшая сестра.

4. Увлечения, их характеристика: любит русские шашки и тхэквондо.

5. Любимые занятия. Их продолжительность и характеристика: играть в шашки на компьютере, играть с ребятами в футбол во дворе, играть в видеоигры.

6. Особые таланты: врожденные математические способности.

7. Другое: интеллект выше среднего.

2. Также при изучении интересов школьников 5-7 кл., используем методику «Карта интересов», которая позволяет сравнить интенсивность интересов к разным областям знаний и деятельности и тем самым уточнить основную направленность интересов. Карта интересов включает лист вопросов и лист ответов. На каждый вопрос дети должны дать точный и обдуманный ответ. Ответы на вопросы могут быть в пределах трёх вариантов: -очень нравится (++), -просто нравится (+), -не нравится (-). Ответы на вопросы вносятся в клеточки «Лист ответов». Каждому вопросу соответствует номер клеточки, в котором следует поставить соответствующий знак. Ни одна клеточка не должна оставаться незаполненной. Ответы на все вопросы дадут картину интересов.