Файл: Цель закрепление знаний об общении как основе деятельности педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать модель общения для решения практических задач.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Тарасевич Мира Константиновна
Преподаватель:
Семенова Евгения Викторовна
Задания по теме 1.2 Общение как основа деятельности педагога дополнительного образования
Цель: закрепление знаний об общении как основе деятельности педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать модель общения для решения практических задач.
Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «общение» и «профессионально – педагогическое общение» Выделите сходные и отличительные признаки данного понятия с учетом подходов, обозначенных К.А. Абульхановой-Славской, Г.К. Селевко, Н.П. Ерастовым, А.Н. Леонтьевым и др.
№ п/п | Виды общения | Сходные признаки | Отличительные признаки |
1 | Определение понятия «общение» | | |
2 | Определение понятия «профессионально- педагогическое общение» |
Ответ:
№ п/п | Определение понятия “общение” | Сходные признаки | Отличительные признаки |
1. | Определение понятия «общение». А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общество как “профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива”. | Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания. Общение занимает значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования. | Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направленно не только на само взаимодействие и на воспитанников в целях их личностного развития, но и является основным для самой педагогической системы, направленно на организацию освоения знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само взаимодействие, на воспитанников и на предмет освоения. |
2. | Определение понятия «профессионально- педагогическое общение». И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение “как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся”. |
Задание 2. Разработайте примерное содержание этапов общения педагога дополнительного образования с ребенком в области социально-педагогической деятельности (реализация программы на ваш выбор).
При разработке опирайтесь на модель структуры педагогического общения, предложенную В.А. Кан-Каликом:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с одним ребенком или группой детей (прогностический этап).
2. Организация непосредственного общения с ребенком в момент изначального взаимодействия с ним (начальный период общения, который условно можно назвать коммуникативной атакой).
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе
4. Анализ осуществленной системы общения (соотнесение цели, средств и результата) и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Примерные темы:
«Искусство в современном обществе»
«Моя будущая профессия»
«Каким должен быть творческий человек?»
Авторская тема (определяется студентом самостоятельно)
Ответ:
Тема: «Моя будущая профессия»
Класс: 9
Цель:
Помощь учащимся в выборе будущей профессии
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать представление о мире профессий, о требованиях предъявляемых профессиями к человеку.
Развивающие:
- Развить черты характера, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности и навыки самопрезентации.
Воспитывающие:
- Воспитать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебно-профессиональную цель
Регулятивные УУД:
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;
Коммуникативные УУД- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебно-профессиональных проблем
Личностные:
- самоопределение;
- готовность к выбору направления профильного образования;
- формирование адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
Ключевые вопросы:
- как выбрать будущую профессию;
- как работать с профессиограммами;
-какие цели преследует человек, выбирая себе профессию
Ход внеклассного мероприятия.
Учитель предлагает расшифровать анаграмму: Пфсяреиос.
Ученики расшифровывают и говорят слово: Профессия.
- Верно! Профессия. Сегодня мы поговорим о профессиях.
- Проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом.
- Какие профессии вам известны? Немного вам помогу.
Учитель называет букву «О», а учащиеся должны назвать профессии на эту букву. Учащиеся называют профессии.
Далее на букву «Р», «П», «К». Учащиеся называют профессии.
Классификация профессора Е.А. Климова делит все профессии на 5 основных типов:
1.Человек-человек. Тут предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей.
Как вы думаете, кого сюда можно отнести?
- Врача, учителя, продавца, журналиста.
2.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы.
- Кого сюда можно отнести?
- Агроном, ветеринара, гидролога, пахаря, скотовода
3. Человек-техника. Люди, использующие технические устройства.
- Летчики, водители, матросы, электромонтёры, слесари, трактористы
4. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
- Художники, актёры, певцы, литераторы, поэты, писатели.
5. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.
- Бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
- Сейчас буду показывать слайды, а ваша задача определить к какому типу относится данная профессия
Показываются слайды, учащиеся определяют.
- Что необходимо учитывать при выборе профессии?
- Востребованность на рынке труда, доходность.
Основная масса учеников выбирает обыденную профессию.
-Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
У каждого из вас распечатка 16 основных мотивов.
Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии.
Задача: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. Затем из 8 зачеркиваем еще 4, далее зачеркиваем еще 2. Остается то, что вы предпочли
Учащиеся выполняют это задание.
- Как вы считаете, во все времена актуальны одни и те же профессии или предпочтения меняются?
- Предпочтения меняются со временем.
- Скажите, что вы хотите сегодня на этой беседе узнать?
- Расширить свой круг знаний о профессиях.
Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Ты и твоя будущая профессия»
Ученики просматривают видеоролик.
Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды
- Раньше мы никогда не слышали о таких профессиях, как промоутер, байер, шоппер, флейворист, копирайтер.
- Как вы считаете, чем занимаются люди данных специальностей?
- Давайте, найдем информацию в информационных источниках.
Учащиеся находят информацию, озвучивают ее.
- Как вы считаете, какие профессии будут актуальны во все времена?
- Учитель, воспитатель, продавец, ветеринар, врач, юрист
Я раздам вам листочки с таблицей, в которой написаны профессии и род деятельности людей, характерный для них. Нужно поставить в соответствие эти два пункта и заполнить таблицу.
Учащиеся работают с таблицей. Далее проверяются результаты этой работы.
И в конце нашей беседы сыграем в игру: «Закончи предложения»
1.Люди работают ради…
2. Настоящий труд – это…
3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
4. В любом профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
- Ребята, что вы интересного узнали на занятии? Были ли задания, которые принесли вам пользу и заставили задуматься?
Ответы учащихся.
- Сегодня вы вспомнили о различных типах профессии, узнали о востребованных профессиях. Поняли, что выбрать свое дело в жизни – задача нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
Заключение.
На занятиях учащиеся учатся:
- анализировать профессиограммы, находить информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;
- проектировать свою профессиональную карьеру;
- составлять личный профессиональный план.
Полученные на занятии знания, умения и навыки в дальнейшем помогут детям в профессиональном самоопределении.
Чем раньше они определят, что им нравится, к чему у них есть способности, тем успешнее будет их выбор в будущем.
Задания по теме 1.5. Анализ работы педагога дополнительного образования. Требования к ведению документации
Цель: формирование умения организовывать деятельность педагога дополнительного образования, анализировать принятые решения и результаты; формирование умения вести разнообразную документацию.
Задание 3. Составьте диагностическую «Карту интересов» для обучающегося (возраст на ваш выбор), занимающегося в учреждении дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.
Для составления данной карты используйте примерную схему. Добавьте свои пункты, связанные с особенностями деятельности ребёнка в учреждении дополнительного образования.
Примерная схема «Карты интересов»
1. ФИО учащегося
2. Возраст
3. Состав семьи
4. Увлечения, их характеристика
5. Любимые занятия. Их продолжительность и характеристика
6. Особые способности
7. Другое
Ответ:
1. ФИО учащегося: Игорь Николаевич А.
2. Возраст: 12 лет.
3. Состав семьи: отец, мать, младшая сестра.
4. Увлечения, их характеристика: любит русские шашки и тхэквондо.
5. Любимые занятия. Их продолжительность и характеристика: играть в шашки на компьютере, играть с ребятами в футбол во дворе, играть в видеоигры.
6. Особые таланты: врожденные математические способности.
7. Другое: интеллект выше среднего.
2. Также при изучении интересов школьников 5-7 кл., используем методику «Карта интересов», которая позволяет сравнить интенсивность интересов к разным областям знаний и деятельности и тем самым уточнить основную направленность интересов. Карта интересов включает лист вопросов и лист ответов. На каждый вопрос дети должны дать точный и обдуманный ответ. Ответы на вопросы могут быть в пределах трёх вариантов: -очень нравится (++), -просто нравится (+), -не нравится (-). Ответы на вопросы вносятся в клеточки «Лист ответов». Каждому вопросу соответствует номер клеточки, в котором следует поставить соответствующий знак. Ни одна клеточка не должна оставаться незаполненной. Ответы на все вопросы дадут картину интересов.