ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 °С градуса от оптимальных значений, если в помещении поддерживаются оптимальные параметры климата. В противном случае места должны быть удалены от этих конструкций более чем на 1 м.
При невозможности поддерживания на постоянных рабочих местах допустимых параметров микроклимата должна быть обеспечена защитаработающих от возможного перегрева или охлаждения.
Основными параметрами микроклимата на рабочем месте являются: температура и влажность воздуха, его подвижность; температура окружающих поверхностей и их тепловое излучение.
Температура воздуха на рабочем месте может колебаться от + 45°С и выше (в горячих цехах) до – 30°С и ниже на открытом воздухе зимой. Как высокая, так и низкая температура окружающего воздуха отрицательно сказывается на самочувствии и надёжности трудовой деятельности человека. В первом случае дело может дойти до теплового удара, во втором — до обморожения.
Влажность воздуха тоже может колебаться в широких пределах — от 20 до 80 – 100 %. Крайние пределы влажности воздуха негативно отражаются на самочувствии и надёжности работника. Наиболее благоприятным является диапазон значений относительной влажности 40–60 %.
Подвижность воздухана рабочем месте вызывается либо естественной конвекцией, либо искусственной рабочей вентиляцией. При повышении температуры воздуха его подвижность может расширить зону оптимального микроклимата, а при понижении — сузить.
Помимо параметров микроклимата, на состояние здоровья, надёжность, производительность труда человека, на уровень травматизма и профессиональных заболеваний в данной технической системе влияют и другие, перечисленные выше факторы окружающей производственной среды. Оптимальные и приемлемые значения этих параметров и факторов определены действующими в РФ «Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию». Надзор и контроль за соблюдением таких правил и норм осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности достигается рациональной организацией рабочего места с учётом требований эргономики, технической эстетики и инженерной психологии.
Немаловажное значение имеет рационализация режима труда и отдыха. В РФ продолжительность работы в неделю установлена 40 часов для взрослых работников, 36 часов для рабочих 16–18 лет, 24 часа для работников 15–16 лет, при вредных условиях труда не более 36 часов в неделю.
Начало и продолжительность перерывов устанавливают с учётом динамики работоспособности, под которой понимаются закономерности изменения качества деятельности и функционального состояния работников в процессе непрерывной работы.
В соответствии с усреднёнными результатами специальных исследований высокая работоспособность в течение смены сохраняется при организации нескольких кратковременных перерывов через каждые 1,5 ч и одного длительного перерыва (на обед) в середине смены. В течение суток наивысшая работоспособность отмечена с 8 до 12 ч и с 14 до 17 ч, а в течение недели — во вторник, в среду и четверг. В остальные часы суток и дни недели работоспособность человека понижена
Вопросы для самопроверки:
1. Почему определение термина «экологическая безопасность» как состояние защищённости от негативного воздействия неблагоприятных экологических факторов является неполным?
2. В каких случаях пересматриваются численные значения ПДК?
3. Почему численные значения ПДК загрязнителей для водоёмов рыбохозяйственного назначения меньше чем значения ПДК этих же загрязнителей для водоёмов культурно-бытового и хозяйственно-питьевого назначения?
4. Почему с увеличением площади поверхности тела человека, облучаемой источником тепла уменьшается допустимой значений интенсивности теплового облучения?
5. Какими способами можно обеспечить защиту работающих от возможного перегрева или охлаждения?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник для вузов. 2‑е изд., — М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / кол. авторов; под ред. д-ра техн. Наук, проф. А.И. Сидорова — М.: КНОРУС, 2007.
2. Графкина М.В., Михайлов В.А., Нюнин Б.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под общ. ред. Б.Н. Нюнина. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
3. Кармазинов Ф.В., Русак О.Н., Гребенников С.Ф., Осенков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник / Под общей редакцией С.Ф. Гребенникова. — СПб.: Издательство «Лань», 2001.
4. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Ю. Микрюков — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Практическое задание:
Оценить напряжённость труда студента при проведении семинара.
Методика проведения расчётов.
Учитываются все 23 показателя, перечисленные в таблице классов условий труда по показателям напряжённости трудового процесса. По каждому из них в отдельности определяется свой класс условий труда. Не допускается выборочный учёт каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряжённости труда, в том случае, если какой-либо показатель не представлен, то по нему ставится 1 класс (оптимальный) — напряжённость труда лёгкой степени.
Окончательная оценка напряжённости труда
Классы условий труда по показателям напряжённости трудового процесса
Тема 2. Безопасность производственной деятельности
Вопросы темы:
1. Нормализация микроклимата рабочих мест.
2. Освещение рабочей зоны.
3. Вредные вещества в рабочей зоне.
4. Шум и вибрация в рабочей зоне.
5. Электромагнитные поля в рабочей зоне.
6. Основы электробезопасности.
7. Основные санитарные требования и нормы при работе с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ.
Цели и задачи:
Цели и задачи изученияданной темы — получение общетеоретических знаний об основах безопасности производственной деятельности. Серьёзное и целенаправленное изучение второй темы познакомит студентов с основными негативными факторами, воздействующими на человека в процессе трудовой деятельности, основами электробезопасности, а также продолжит знакомство с основами понятийного аппарата дисциплины.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
· как нормализуется микроклимат рабочих мест;
· какие требования предъявляются к освещению рабочих мест;
· какими показателями характеризуется освещение рабочих мест;
· как классифицируются вредные вещества, присутствующие в воздухе рабочей зоны;
· какими показателями характеризуется шум и вибрация на рабочих местах;
· как нормируются электромагнитные поля на рабочих местах;
· как зависит степень воздействия на человека электрического тока от его параметров;
· какие санитарные требования предъявляются к рабочим местам с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ.
Приобретёте следующие профессиональные компетенции:
· умение определять основные показатели освещения и шума на рабочих местах.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
· Опасные производственные факторы— факторы, воздействие которых при определённых условиях может привести к травме или острому ухудшению здоровья.
· Вредные производственные факторы — факторы, воздействие которых приводит к профессиональному или профессионально обусловленному заболеванию.
· Световой поток — часть лучистого потока, воспринимаемая человеком как свет.
·
При невозможности поддерживания на постоянных рабочих местах допустимых параметров микроклимата должна быть обеспечена защитаработающих от возможного перегрева или охлаждения.
Основными параметрами микроклимата на рабочем месте являются: температура и влажность воздуха, его подвижность; температура окружающих поверхностей и их тепловое излучение.
Температура воздуха на рабочем месте может колебаться от + 45°С и выше (в горячих цехах) до – 30°С и ниже на открытом воздухе зимой. Как высокая, так и низкая температура окружающего воздуха отрицательно сказывается на самочувствии и надёжности трудовой деятельности человека. В первом случае дело может дойти до теплового удара, во втором — до обморожения.
Влажность воздуха тоже может колебаться в широких пределах — от 20 до 80 – 100 %. Крайние пределы влажности воздуха негативно отражаются на самочувствии и надёжности работника. Наиболее благоприятным является диапазон значений относительной влажности 40–60 %.
Подвижность воздухана рабочем месте вызывается либо естественной конвекцией, либо искусственной рабочей вентиляцией. При повышении температуры воздуха его подвижность может расширить зону оптимального микроклимата, а при понижении — сузить.
Помимо параметров микроклимата, на состояние здоровья, надёжность, производительность труда человека, на уровень травматизма и профессиональных заболеваний в данной технической системе влияют и другие, перечисленные выше факторы окружающей производственной среды. Оптимальные и приемлемые значения этих параметров и факторов определены действующими в РФ «Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию». Надзор и контроль за соблюдением таких правил и норм осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности достигается рациональной организацией рабочего места с учётом требований эргономики, технической эстетики и инженерной психологии.
Немаловажное значение имеет рационализация режима труда и отдыха. В РФ продолжительность работы в неделю установлена 40 часов для взрослых работников, 36 часов для рабочих 16–18 лет, 24 часа для работников 15–16 лет, при вредных условиях труда не более 36 часов в неделю.
Начало и продолжительность перерывов устанавливают с учётом динамики работоспособности, под которой понимаются закономерности изменения качества деятельности и функционального состояния работников в процессе непрерывной работы.
В соответствии с усреднёнными результатами специальных исследований высокая работоспособность в течение смены сохраняется при организации нескольких кратковременных перерывов через каждые 1,5 ч и одного длительного перерыва (на обед) в середине смены. В течение суток наивысшая работоспособность отмечена с 8 до 12 ч и с 14 до 17 ч, а в течение недели — во вторник, в среду и четверг. В остальные часы суток и дни недели работоспособность человека понижена
Вопросы для самопроверки:
1. Почему определение термина «экологическая безопасность» как состояние защищённости от негативного воздействия неблагоприятных экологических факторов является неполным?
2. В каких случаях пересматриваются численные значения ПДК?
3. Почему численные значения ПДК загрязнителей для водоёмов рыбохозяйственного назначения меньше чем значения ПДК этих же загрязнителей для водоёмов культурно-бытового и хозяйственно-питьевого назначения?
4. Почему с увеличением площади поверхности тела человека, облучаемой источником тепла уменьшается допустимой значений интенсивности теплового облучения?
5. Какими способами можно обеспечить защиту работающих от возможного перегрева или охлаждения?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник для вузов. 2‑е изд., — М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / кол. авторов; под ред. д-ра техн. Наук, проф. А.И. Сидорова — М.: КНОРУС, 2007.
2. Графкина М.В., Михайлов В.А., Нюнин Б.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под общ. ред. Б.Н. Нюнина. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
3. Кармазинов Ф.В., Русак О.Н., Гребенников С.Ф., Осенков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник / Под общей редакцией С.Ф. Гребенникова. — СПб.: Издательство «Лань», 2001.
4. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Ю. Микрюков — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Практическое задание:
Оценить напряжённость труда студента при проведении семинара.
Методика проведения расчётов.
Учитываются все 23 показателя, перечисленные в таблице классов условий труда по показателям напряжённости трудового процесса. По каждому из них в отдельности определяется свой класс условий труда. Не допускается выборочный учёт каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряжённости труда, в том случае, если какой-либо показатель не представлен, то по нему ставится 1 класс (оптимальный) — напряжённость труда лёгкой степени.
Окончательная оценка напряжённости труда
Класс | Количество показателей | |||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | |
Оптимальный (1 класс) | ³ 17 | остальные | — | — |
Допустимый (2 класс) | остальные | ³ 6 | — | — |
остальные | 1–5 | |||
Вредный (3 класс) | остальные | ³ 6 (обязательно) | ||
3.1 | остальные | ³ 6 | | |
остальные | 3–5 | 1–3 | ||
3.2 | остальные | 6 | ||
остальные | ³ 6 | — | ||
остальные | 1–5 | 4–5 | ||
остальные | 6 | 1–5 |
Классы условий труда по показателям напряжённости трудового процесса
Показатели напряжённости трудового процесса | Классы условий труда | |||
Оптимальный (напряжённость труда лёгкой степени) | Допустимый (напряжённость труда средней степени) | Вредный (напряжённый труд) | ||
1-й степени | 2-й степени | |||
1. Интеллектуальные нагрузки | ||||
1. Содержание работы. | Отсутствует необходимость принятия решения. | Решение простых задач по инструкции. | Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций). | Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях. |
2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка. | Восприятие сигналов, но без коррекции действий. | Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций. | Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров. | Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности. |
3. Распределение функций по степени сложности задания. | Обработка и выполнение задания. | Обработка, выполнение задания и его проверка. | Обработка, проверка и контроль за выполнением задания. | Контроль по распределению заданий между другими лицами. |
4. Характер выполняемой работы. | Работа по индивидуальному плану | Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности. | Работа в условиях дефицита времени. | Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат. |
2. Сенсорные нагрузки | ||||
1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены). | < 25 | 26–50 | 51–75 | > 75 |
2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы. | < 75 | 76–175 | 176–300 | > 300 |
3. Число производственных объектов одновременного наблюдения. | < 5 | 6-10 | 11-25 | > 25 |
4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены). | > 5 мм (100 %) | 5–1,1 мм (> 50 %); 1–0,3 мм (до 50 %); < 0,3 мм (до 25 %) | 0,3–1 мм (> 50 %); < 0,3 мм (26–50 %) | < 0,3 мм (> 50 %) |
5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены). | < 25 | 26–50 | 51–75 | > 75 |
6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): | | |||
при буквенно-цифровом типе отображения информации. | < 2 | < 3 | < 4 | > 4 |
при графическом типе отображения информации. | < 3 | < 5 | < 6 | > 6 |
7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов). | Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90 %. Помехи отсутствуют. | Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м. | Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м. | Разборчивость слов и сигналов менее 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м. |
8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю). | < 16 | < 20 | < 25 | < 25 |
3. Эмоциональные нагрузки | ||||
1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки. | Ответственность за выполнение отдельных эле ментов задании, влечёт за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника. | Ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (задании); влечёт за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства. | Ответственность за функциональное качество основной работы (задания); влечёт за собой исправления за счёт дополнительных усилий всего коллектива. | Ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания, влечёт за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса. Может возникнуть опасность для жизни. |
2. Степень риска для собственной жизни. | Исключена | | | Вероятна |
3. Степень ответственности за безопасность других лиц. | Исключена | | | Возможна |
4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену. | Отсутствуют | 1–3 | 4–8 | > 8 |
4. Монотонность нагрузок | ||||
1. Число элементов (приёмов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях. | > 10 | 9–6 | 5–3 | < 3 |
2. Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций. | > 100 | 100–25 | 24–10 | < 10 |
3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время — наблюдение за ходом производственного процесса. | > 20 | 19–10 | 9–5 | < 5 |
4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены). | > 75 | 76–80 | 81–90 | > 90 |
5. Режим работы | ||||
1. Фактическая продолжительность рабочего дня. | 6–7 ч | 8–9 ч | 10–12 ч | > 12 ч |
2. Сменность работы. | Односменная работа (без ночной смены). | Двухсменная работа (без ночной смены). | Трёхсменная работа (работа в ночную смену). | Нерегулярная сменность с работой в ночное время. |
3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность. | Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7 % и более рабочего времени. | Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7 % рабочего времени. | Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3 % рабочего времени. | Перерывы отсутствуют. |
Тема 2. Безопасность производственной деятельности
Вопросы темы:
1. Нормализация микроклимата рабочих мест.
2. Освещение рабочей зоны.
3. Вредные вещества в рабочей зоне.
4. Шум и вибрация в рабочей зоне.
5. Электромагнитные поля в рабочей зоне.
6. Основы электробезопасности.
7. Основные санитарные требования и нормы при работе с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ.
Цели и задачи:
Цели и задачи изученияданной темы — получение общетеоретических знаний об основах безопасности производственной деятельности. Серьёзное и целенаправленное изучение второй темы познакомит студентов с основными негативными факторами, воздействующими на человека в процессе трудовой деятельности, основами электробезопасности, а также продолжит знакомство с основами понятийного аппарата дисциплины.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
· как нормализуется микроклимат рабочих мест;
· какие требования предъявляются к освещению рабочих мест;
· какими показателями характеризуется освещение рабочих мест;
· как классифицируются вредные вещества, присутствующие в воздухе рабочей зоны;
· какими показателями характеризуется шум и вибрация на рабочих местах;
· как нормируются электромагнитные поля на рабочих местах;
· как зависит степень воздействия на человека электрического тока от его параметров;
· какие санитарные требования предъявляются к рабочим местам с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ.
Приобретёте следующие профессиональные компетенции:
· умение определять основные показатели освещения и шума на рабочих местах.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
· Опасные производственные факторы— факторы, воздействие которых при определённых условиях может привести к травме или острому ухудшению здоровья.
· Вредные производственные факторы — факторы, воздействие которых приводит к профессиональному или профессионально обусловленному заболеванию.
· Световой поток — часть лучистого потока, воспринимаемая человеком как свет.
·