Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подзаконные акты. Указы Президента Российской Федерации.

Среди них назовем Указ Президента РФ от 24 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Указ Президента РФ от 2 ноября 2007 г. №1541 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления» и др.

Постановления Правительства Российской Федерации. В частности, к ним относятся Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2005 г. №350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 №1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» и др.

Муниципальную направленность имеют и акты отдельных федеральных министерств и ведомств. Например, Приказ Минюста РФ от 24 августа 2005 г. №139 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечении доступности сведений, включенных в него», Приказ Росстата от 29 ноября 2011 г. №472 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования».

Акты Конституционного Суда Российской Федерации. Для муниципального права крайне важны правовые позиции, изложенные в постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации. В числе наиболее значимых необходимо выделить Постановления от 24.01.97 №1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1997 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике», от 30.11.2000 №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области».

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации регулирование вопросов организации местного самоуправления осуществляется:

  1. Конституциями (Уставами) субъектов Российской Федерации;

  2. региональными законами;

  3. актами исполнительных органов;

  4. актами должностных лиц субъекта Российской Федерации.


В конституциях (уставах) вопросы, касающиеся организации местного самоуправления, как правило, регулируются в самом общем виде.

В законах субъектов Российской Федерации определяется перечень вопросов местного значения (закон о местном самоуправлении, избирательные законы, закон о местном референдуме, ряд других законов)III. Например, Закон Московской области от 3 ноября 2007 г.№199/2007-ОЗ «Об утверждении типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих Московской области».

Муниципальные нормативные акты.

Система муниципальных правовых актов включает:

  1. устав муниципального образования;

  2. правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

  3. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

  4. правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Лекция 4. Понятие и система местного самоуправления

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации1.

Определение местного самоуправления дается в ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Отметим, что это определение несколько отличается от определения, закрепленного в Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург 1985г.). В соответствии с п.1 ст.3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона. В Хартии под местным самоуправлением в первую очередь понимается деятельность органов местного самоуправления, а в российском законе подчеркивается участие населения.


В ст.3 Конституции РФ местное самоуправление определено как одна из форм народовластия. Оно может осуществляться народом непосредственно или опосредованно, путем создания местных органов власти. В соответствии со ст.131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это особый уровень публичной власти, не находящийся в иерархической подчиненности государственной. Вместе с тем в отдельных случаях органы государственной власти могут контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления.

Основы местного самоуправления - это находящаяся под защитой государства система принципов, общих основополагающих начал, определяющих и регламентирующих общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления местного самоуправления. Основы местного самоуправления могут быть разделены на несколько основных групп:

Правовые — совокупность правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее существенные коренные общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе организации и IV осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которыми должны находиться все другие муниципально-правовые нормы нормативных правовых актов.

Гуманистические - основополагающие принципы, которые закрепляют права и свободы человека в качестве высшей ценности, которые должны определять смысл, содержание и деятельность местного самоуправления.

Социальные - совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих социальную политику местного самоуправления, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Территориальные — совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления.

Организационные - совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих осуществление власти населением непосредственно через органы местного самоуправления, порядок образования органов местного самоуправления, формы и принципы их деятельности.

Местное самоуправление базируется на определенных принципах:

  • самостоятельность в пределах своих полномочий;

  • организационная обособленность в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;

  • многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления с учетом исторических, национальных и культурных особенностей;

  • сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления народа;

  • соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции;

  • законность в организации и деятельности;

  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

  • гласность деятельности;

  • государственная гарантия местного самоуправленияV.


Система местного самоуправления.

Система — форма организации чего-либо, целое, составленное из частей, соединение, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Систему местного самоуправления (МС) можно определить как совокупность форм прямого волеизъявления граждан на местном уровне и органов местного самоуправления, существующих в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. Систему МС можно классифицировать по разным основаниям: по видам деятельности, по формам деятельности, по субъектам местного самоуправления.

По видам деятельности систему местного самоуправления можно определить как сочетание публичной власти, формы исполнительно­распорядительного управления, специфического механизма государственного административного управления, формы общественного самоуправления.

По его субъектам систему местного самоуправления можно определить как осуществление местного самоуправления населением, органами и должностными лицами местного самоуправления, гражданами, общественными объединениями.

По формам реализации местного самоуправления — осуществляется населением посредством форм непосредственной демократии (местного референдума, муниципальных выборов, сходов граждан, отзыва выборных лиц, роспуска выборного органа), форм представительной демократии, как посредством деятельности самих органов местного самоуправления, так и участия населения в осуществлении местного самоуправления через депутатов и представительные органы МС, местную администрацию и её органы, иные органы местного самоуправления.

Лекция 5. Организационные основы местного самоуправления

Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих порядок образования органов МСУ, их статус, компетенцию, формы и методы деятельности.

Представительный орган местного самоуправления (ПО) - это выборный коллегиальный представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, количество и срок полномочий которых определяется в Уставе муниципального образования. Глава муниципального образования может быть ее председателем.


Организационными формами работы ПО являются:

  • заседания ПО;

  • работа постоянных и временных депутатских комиссии;

  • функционирование рабочих групп.

Организационно - техническое обеспечение работы ПО осуществляется аппаратом ПО. Срочность, порядок проведения заседаний Думы, правила кворума определяются в Регламенте.

Заседания ПО проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседания правомочны, когда на них присутствуют не менее 2/3 от числа избранных депутатов.

Компетенция Думы.

  1. Сфера исключительного ведения Думы:

а) общеправовые вопросы (принятие Устава, назначение даты выборов, принятие решения о проведении референдума);

б) социально - экономические вопросы жизни города (утверждение бюджета, принятие планов и программ социально-экономического развития);

в) внутриорганизационные (избрание председателя Думы, формирование депутатских комиссий и рабочих групп);

г) контрольные (проверки, истребование соответствующих документов, публичные слушания).

  1. Дума может осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уставом и законодательством.

Формы реализации компетенции городской Думы.

  1. По степени обязательности:

  • индивидуальные и нормативно - правовые;

  • общеобязательные акты.

  1. По форме:

  • решения и постановления.

По содержанию акты Думы должны быть приняты в пределах компетенции. Требованием, предъявляемым к форме, выступает соблюдение правила кворума. При этом наличие кворума, как обязательное условие, выступает последовательно в виде правомочности заседания, а затем - кворума для принятия решения. Правомочность заседания здесь выступает как способность принимать решения, неоспоримые по форме их принятия.

Правовые акты Думы могут быть отменены ею самой, а также обжалованы в судебном порядке и опротестованы в порядке прокурорского надзора.

Полномочия Думы прекращаются досрочно в случаях:

  • самороспуска;

  • невозможности в течение шести месяцев созыва заседания Думы из- за неявки необходимого для кворума числа депутатов;

  • решения органов государственной власти в порядке, установленном законодательством.

  1. Понятие правового статуса депутата.

Правовой статус депутата - это его положение в общественных отношениях, урегулированное нормами права.