ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подзаконные акты. Указы Президента Российской Федерации.
Среди них назовем Указ Президента РФ от 24 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Указ Президента РФ от 2 ноября 2007 г. №1541 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления» и др.
Постановления Правительства Российской Федерации. В частности, к ним относятся Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2005 г. №350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 №1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» и др.
Муниципальную направленность имеют и акты отдельных федеральных министерств и ведомств. Например, Приказ Минюста РФ от 24 августа 2005 г. №139 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечении доступности сведений, включенных в него», Приказ Росстата от 29 ноября 2011 г. №472 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования».
Акты Конституционного Суда Российской Федерации. Для муниципального права крайне важны правовые позиции, изложенные в постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации. В числе наиболее значимых необходимо выделить Постановления от 24.01.97 №1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1997 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике», от 30.11.2000 №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области».
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации регулирование вопросов организации местного самоуправления осуществляется:
-
Конституциями (Уставами) субъектов Российской Федерации; -
региональными законами; -
актами исполнительных органов; -
актами должностных лиц субъекта Российской Федерации.
В конституциях (уставах) вопросы, касающиеся организации местного самоуправления, как правило, регулируются в самом общем виде.
В законах субъектов Российской Федерации определяется перечень вопросов местного значения (закон о местном самоуправлении, избирательные законы, закон о местном референдуме, ряд других законов)III. Например, Закон Московской области от 3 ноября 2007 г.№199/2007-ОЗ «Об утверждении типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих Московской области».
Муниципальные нормативные акты.
Система муниципальных правовых актов включает:
-
устав муниципального образования; -
правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); -
нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; -
правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Лекция 4. Понятие и система местного самоуправления
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации1.
Определение местного самоуправления дается в ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Отметим, что это определение несколько отличается от определения, закрепленного в Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург 1985г.). В соответствии с п.1 ст.3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона. В Хартии под местным самоуправлением в первую очередь понимается деятельность органов местного самоуправления, а в российском законе подчеркивается участие населения.
В ст.3 Конституции РФ местное самоуправление определено как одна из форм народовластия. Оно может осуществляться народом непосредственно или опосредованно, путем создания местных органов власти. В соответствии со ст.131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это особый уровень публичной власти, не находящийся в иерархической подчиненности государственной. Вместе с тем в отдельных случаях органы государственной власти могут контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления.
Основы местного самоуправления - это находящаяся под защитой государства система принципов, общих основополагающих начал, определяющих и регламентирующих общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления местного самоуправления. Основы местного самоуправления могут быть разделены на несколько основных групп:
Правовые — совокупность правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее существенные коренные общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе организации и IV осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которыми должны находиться все другие муниципально-правовые нормы нормативных правовых актов.
Гуманистические - основополагающие принципы, которые закрепляют права и свободы человека в качестве высшей ценности, которые должны определять смысл, содержание и деятельность местного самоуправления.
Социальные - совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих социальную политику местного самоуправления, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Территориальные — совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления.
Организационные - совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих осуществление власти населением непосредственно через органы местного самоуправления, порядок образования органов местного самоуправления, формы и принципы их деятельности.
Местное самоуправление базируется на определенных принципах:
-
самостоятельность в пределах своих полномочий; -
организационная обособленность в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач; -
многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления с учетом исторических, национальных и культурных особенностей; -
сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления народа; -
соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции; -
законность в организации и деятельности; -
соблюдение прав и свобод человека и гражданина; -
гласность деятельности; -
государственная гарантия местного самоуправленияV.
Система местного самоуправления.
Система — форма организации чего-либо, целое, составленное из частей, соединение, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Систему местного самоуправления (МС) можно определить как совокупность форм прямого волеизъявления граждан на местном уровне и органов местного самоуправления, существующих в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. Систему МС можно классифицировать по разным основаниям: по видам деятельности, по формам деятельности, по субъектам местного самоуправления.
По видам деятельности систему местного самоуправления можно определить как сочетание публичной власти, формы исполнительнораспорядительного управления, специфического механизма государственного административного управления, формы общественного самоуправления.
По его субъектам систему местного самоуправления можно определить как осуществление местного самоуправления населением, органами и должностными лицами местного самоуправления, гражданами, общественными объединениями.
По формам реализации местного самоуправления — осуществляется населением посредством форм непосредственной демократии (местного референдума, муниципальных выборов, сходов граждан, отзыва выборных лиц, роспуска выборного органа), форм представительной демократии, как посредством деятельности самих органов местного самоуправления, так и участия населения в осуществлении местного самоуправления через депутатов и представительные органы МС, местную администрацию и её органы, иные органы местного самоуправления.
Лекция 5. Организационные основы местного самоуправления
Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих порядок образования органов МСУ, их статус, компетенцию, формы и методы деятельности.
Представительный орган местного самоуправления (ПО) - это выборный коллегиальный представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, количество и срок полномочий которых определяется в Уставе муниципального образования. Глава муниципального образования может быть ее председателем.
Организационными формами работы ПО являются:
-
заседания ПО; -
работа постоянных и временных депутатских комиссии; -
функционирование рабочих групп.
Организационно - техническое обеспечение работы ПО осуществляется аппаратом ПО. Срочность, порядок проведения заседаний Думы, правила кворума определяются в Регламенте.
Заседания ПО проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседания правомочны, когда на них присутствуют не менее 2/3 от числа избранных депутатов.
Компетенция Думы.
-
Сфера исключительного ведения Думы:
а) общеправовые вопросы (принятие Устава, назначение даты выборов, принятие решения о проведении референдума);
б) социально - экономические вопросы жизни города (утверждение бюджета, принятие планов и программ социально-экономического развития);
в) внутриорганизационные (избрание председателя Думы, формирование депутатских комиссий и рабочих групп);
г) контрольные (проверки, истребование соответствующих документов, публичные слушания).
-
Дума может осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уставом и законодательством.
Формы реализации компетенции городской Думы.
-
По степени обязательности:
-
индивидуальные и нормативно - правовые; -
общеобязательные акты.
-
По форме:
-
решения и постановления.
По содержанию акты Думы должны быть приняты в пределах компетенции. Требованием, предъявляемым к форме, выступает соблюдение правила кворума. При этом наличие кворума, как обязательное условие, выступает последовательно в виде правомочности заседания, а затем - кворума для принятия решения. Правомочность заседания здесь выступает как способность принимать решения, неоспоримые по форме их принятия.
Правовые акты Думы могут быть отменены ею самой, а также обжалованы в судебном порядке и опротестованы в порядке прокурорского надзора.
Полномочия Думы прекращаются досрочно в случаях:
-
самороспуска; -
невозможности в течение шести месяцев созыва заседания Думы из- за неявки необходимого для кворума числа депутатов; -
решения органов государственной власти в порядке, установленном законодательством.
-
Понятие правового статуса депутата.
Правовой статус депутата - это его положение в общественных отношениях, урегулированное нормами права.