Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовой статус депутата представительного орган местного самоуправления (далее - депутата ПО) в общих чертах регулируется ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Более подробная регламентация депутатской деятельности отнесена к юрисдикции муниципального образования.

Срок полномочий - не менее 2-х и не более 5 лет. Более конкретно в Уставе.

Выделяют:

  • депутаты, работающие на постоянной основе (не более 10% от общей численности ПО);

  • депутаты на непостоянной основе.

  1. Элементы правового статуса депутата. Правовой статус депутата ПО состоит из следующих элементов:

  1. формирование - избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

  2. компетенция:

а) права депутата

  • внутриорганизационные (избирать и быть избранным в комиссии представительного органа местного самоуправления; предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом местного самоуправления; вносить на рассмотрение проекты решений представительного органа местного самоуправления);

  • работа с избирателями (вести прием граждан своего избирательного округа; проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными организациями; участвовать в работе различных объединений избирателей, органов общественного территориального самоуправления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям);

  • контрольные (участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории муниципального образования, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей; осуществлять по поручению представительного органа местного самоуправления контроль за исполнением решений, принятых представительным органом местного самоуправления; осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении);

б) формы депутатской деятельности:

  • участие в заседаниях ПО;

  • участие в работе комиссий и рабочих групп;

  • нормотворческая инициатива;

  • обращение с депутатским запросом;

  • работа с избирателями;


  1. ограничения:

  • не могут быть депутатами Г осдумы, регионального законодательного органа, членами Совета Федерации, занимать иные государственные должности РФ или субъекта РФ категории А;

  • не могут состоять на государственной или муниципальной службе;

  • депутаты, работающие на постоянной оплачиваемой основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

  1. гарантии:

  • неприкосновенность на территории муниципального образования (депутатский иммунитет - устанавливается соответствующим ФЗ);

  • освобождение от военной службы и военных сборов на срок его полномочий;

  • трудовые гарантии (сохранение общего и непрерывного трудового стажа, предоставление прежнего места работы по окончанию срока полномочий);

  • гарантии при досрочном прекращении полномочий;

  • освобождение от выполнения производственных обязанностей по основному месту работы на время осуществления депутатской деятельности;

  1. ответственность - отзыв избирателями в результате утраты доверия в случае:

  • невыполнения своих обязанностей;

  • нарушения нормативно-правовых актов РФ, субъекта, муниципального образования;

  • совершения действий, порочащих статус выборного лица;

  • нетрудоспособности.

Досрочная отставка также возможна в случае:

  • смерти;

  • по собственному желанию;

  • признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

  • вступления в отношении его в силу обвинительного приговора суда;

  • выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

  • прекращения гражданства РФ;

  • досрочного прекращения полномочий соответствующего органа МСУ;

  • в иных случаях, установленным ФЗ №131.

Источник: Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовые основы местного самоуправления»: конспект лекций. «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Лекция 6. Правотворческая деятельность органов местного
самоуправления. Муниципальные правовые акты


Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно
, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

  2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

  3. правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.


Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования должны определяться:

  1. наименование муниципального образования;

  2. перечень вопросов местного значения;

  3. формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

  4. структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

  5. наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

  6. виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

  7. срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

  8. виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

  9. порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

  10. порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.


Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом

муниципального образования порядка учета предложений по проекту устава.

1. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении в него изменений и дополнений подлежат государственной регистрации в территориальном органе Министерства юстиции РФ.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

  1. противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

  2. нарушение установленного порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.