Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним мест­ностей с ограниченными сроками завоза грузов утверждается Прави­тельством РФ.XL

Особенности организации местного самоуправления на тер­ритории инновационного центра «Сколково» устанавливаются Федеральным законом от 27 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об ин­новационном центре «Сколково». В частности из полномочий орга­нов местного самоуправления изъяты: резервирование земель и изъя­тие земельных участков, в том числе путем выкупа, в границах посе­ления для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; создание, содержание и органи­зация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно­спасательных формирований на территории поселения; создание ус­ловий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка; обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории Центра и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищ­ным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищно­го строительства; выдача разрешений на установку рекламных конст­рукций, аннулирование таких разрешений; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуще­ствления дорожной деятельности и др.

Объединения муниципальных образований. В целях организа­ции взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований могут образо­вываться объединения муниципальных образований. Однако в отли­чие от Закона 1995 года Закон 2003 года предписывает обязатель­ное образование в каждом субъекте РФ совета муниципальных образований соответствующего субъекта РФ, организация и дея­тельность которого осуществляются в соответствии с требованиями ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организаци­ях», применяемыми к ассоциациям. Совет должен иметь устав. Му­ниципальные образования обязаны уплачивать членские взносы.


Созданный совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ог­раничивать их деятельность (ст. 66 Закона 2003 года).

В Ростовской области 23 марта 2006 года на базе Ассоциации муниципальных образований Ростовской области создан Совет муни­ципальных образований Ростовской области. В него вошли 463 муни­ципальных образования Дона.

Единое общероссийское объединение муниципальных образо­ваний могут образовывать только советы муниципальных образо­ваний субъектов РФ (в его состав должны войти не менее двух третей субъектов РФ). Целями его создания являются:

  • организация взаимодействия муниципальных образований, со­ветов муниципальных образований субъектов РФ;

  • выражение и защита общих интересов муниципальных образо­ваний Российской Федерации, в том числе в целях представления ука­занных интересов в федеральных органах государственной власти;

  • организация сотрудничества муниципальных образований Рос­сийской Федерации с международными организациями и иностран­ными юридическими лицами.

7 июля 2006 года на базе Конгресса муниципальных образований создан Общероссийский Конгресс муниципальных образований, в ко­торый вошли 79 советов муниципальных образований субъектов РФ.

С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Например, Союз российских городов создан в форме ассоциации и на конец 2007 года в него входило 90 городов.

Для объединения финансово-материальных и иных ресурсов му­ниципальные образования могут выступать участниками дого­ворных отношений, образовывать межмуниципальные объедине­ния, учреждать хозяйственные общества и другие организации в соответствии с действующим законодательством в форме ЗАО и ООО. Передача таким объединениям полномочий органов местного самоуправления запрещается.

Цель установления данной нормы, являющейся новеллой феде­рального законодательства, - расширение возможностей муниципаль­ных образований по организации решения вопросов местного значе­ния на основе межмуниципальной кооперации. В первую очередь эта норма направлена на обеспечение взаимодействия небольших, имею­щих слабую материальную базу муниципальных образований.


Муниципальные образования могут учреждать межмуниципаль­ные печатные средства массовой информации.

Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

На 1 января 2010 года на добровольной основе в объединениях муниципальных образований, в межмуниципальных некоммерческих организациях участвовало 20890 муниципальных образований.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы признаки муниципального образования?

  2. Какими принципами и правилами должен руководство­ваться субъект РФ при определении территории муниципального об­разования?

  3. Как осуществляется изменение границ муниципальных об­разований?

  4. В какой форме возможно преобразование муниципальных образований? Какими правилами следует руководствоваться при преобразовании муниципальных образований?

  5. Каковы формы объединения муниципальных образований?


Тема 6. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В


ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Местный референдум. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ме­стный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Кон­ституцией РФ, этим Федеральным законом, иными федеральными за­конами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом му­ниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Как правило, в субъектах РФ принимаются собственные законы о местном референдуме (например, ОЗ Ростовской области от 19 мая 2006 года № 483-ЗС «О местном ре­ферендуме в Ростовской области»).

В соответствии с Конституцией РФ местный референдум, наряду с муниципальными выборами, является высшей формой непосредст­венного народовластия на муниципальном уровне (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 130). Однако местный референдум, в отличие от муниципальных вы­боров, рассматривается как факультативный инструмент осуществле­ния местного самоуправления. Предполагается инициативное исполь­зование института местного референдума - то есть по мере необходи­мости. В большинстве муниципальных образований сегодняшней России местный референдум не проводился ни разу.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выбо­ров;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должно­стных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здо­ровья и безопасности населения.


Институт референдума не должен подменять институты выборов и отзыва выборных лиц.

На местный референдум не может быть вынесен устав муници­пального образования, так как он принимается представительным ор­ганом. Однако федеральный закон не запрещает принимать на мест­ном референдуме правовые решения, противоречащие уставу муни­ципального образования, правовым актам органов местного само­управления. Поэтому население может прибегать к инициированию референдума именно тогда, когда представительный орган местного самоуправления не вносит по его требованию в устав муниципально­го образования необходимые изменения.

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъек­та РФ, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный рефе­рендум. Однако в муниципальных образованиях такая возможность фактически не реализовывалась. Проведение местных референдумов считалось возможным, но не обязательным. К полномочиям, осуще­ствляемым исключительно прямым волеизъявлением населения, но не органами местного самоуправления, Закон 2003 года относит лишь введение и использование средств самообложения граждан (ч. 2 ст. 56). Оно продиктовано не особой значимостью вопроса о самообло­жении, а желанием избежать коллизии с налоговым законодательст­вом: добровольные платежи не должны обладать качествами налогов и сборов, следовательно, они не могут устанавливаться иначе как са­мим населением.

Субъекты проведения референдума только коллективные. Ини­циатива проведения местного референдума может исходить от:

  • граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме;

  • избирательных объединений, иных общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) рефе­рендумах;

  • представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Избирательное объединение, иное общественное объединение может выдвинуть инициативу проведения референдума, если его Ус­тав предусматривает участие в выборах или референдуме и оно заре­гистрировано не позднее чем за год до образования инициативной группы.

Условием назначения местного референдума по инициативе гра­ждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с феде­ральным законом (в Ростовской области - 5 процентов). Создается инициативная группа (в Ростовской области в количестве 10 человек). Она должна быть зарегистрирована и с этого момента она может со­бирать подписи (в Ростовской области подписи собираются в течение 25 дней).