Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обращение гражданина - направленные в государственный ор­ган, орган местного самоуправления или должностному лицу в пись­менной форме или в форме электронного документа предложение, за­явление или жалоба, а также устное обращение гражданина в госу­дарственный орган, орган местного самоуправления. Обращения мо­гут выступать в форме предложений, заявлений и жалоб. На обраще­ние гражданина дается ответ в письменной форме. Если в письмен­ном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего об­ращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен от­вет, ответ на обращение не дается.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответст­вии с их компетенцией, рассматривается, по общему правилу, в тече­ние 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в государственных органах, органах ме­стного самоуправления проводится их руководителями и уполномо­ченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об уста­новленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа ме­стного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ му­ниципального образования, преобразования муниципального об­разования. Институт отзыва впервые появился в 1917 году в Декрете ВЦИК от 24 ноября 1917 года «О праве отзыва делегатов». В 1970-80­ые годы этот институт имел декларативный характер. В соответствии с ФЗ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» муни­ципальное образование могло закрепить этот институт в уставе, если это разрешал закон субъекта РФ.

Право отзыва депутата избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом своих полно­мочий, закрепленных законодательством. Право отзыва не мо­жет быть использовано для ограничения самостоятельности и ини­циативы депутата, создания препятствий его законной деятельно­сти, оно используется в случаях, когда невозможны либо исчерпаны иные средства обеспечения деятельности депутата, соответствую­щей закону.

В ряде субъектов РФ были приняты законы об отзыве депутатов представительного органа, выборных должностных лиц местного са­моуправления (например, в Брянской области, в Саратовской облас­ти). Центральная избирательная комиссия РФ в декабре 1998 года предложила модельный закон о порядке отзыва депутатов представи­тельных органов местного самоуправления. Перечень оснований от­зыва депутата включал:
невыполнение депутатских полномочий; на­рушение законодательства Российской Федерации, субъекта РФ, устава муниципального образования, нормативных актов местного самоуправления, принятых представительным органом местного самоуправления; утрата доверия избирателей; совершение действий, порочащих звание депутата.

Под невыполнением депутатских полномочий, понималось систематическое, без уважительных причин и умышленное укло­нение депутата от осуществления своих прав и обязанностей, преду­смотренных законодательством, в том числе неучастие в заседа­ниях (сессиях) представительного органа местного самоуправле­ния, работе его комитетов, комиссий и иных органов, отказ от выполнения или невыполнение их поручений. Факт систематическо­го, без уважительных причин и умышленного уклонения депутата от осуществления своих полномочий должен был констатироваться решением представительного органа местного самоуправления.

Под нарушением законодательства Российской Федерации, субъ­екта РФ, устава муниципального образования, нормативных актов местного самоуправления, принятых представительным органом местного самоуправления, понималось однократное грубое на­рушение либо многократные (систематические) нарушения депу­татом требований этих актов, повлекшие тяжкие последствия. Факты нарушения депутатом требований этих актов должны быть установ­лены судом.

Под утратой депутатом доверия избирателей понималось не­удовлетворенность избирателей деятельностью депутата, связанная, совокупно или по отдельности, с такими причинами, как невыпол­нение депутатом предвыборной программы, отказ от контактов с избирателями, ведения приема избирателей, рассмотрения их жа­лоб и заявлений.

Под совершением действий, порочащих звание депутата, понималось совершение депутатом проступков, грубо нарушающих общепринятые нормы морали и (или) депутатской этики. Факт (факты) грубого нарушения депутатом общепринятых норм морали и (или) депутатской этики должно быть подтверждено решени­ем соответствующих комитета, комиссии представительного органа местного самоуправления либо самого представительного органа.

Отзыв депутата является позитивной юридической ответственно­стью. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 7 июня 2000 го­даXLII отметил, что необходимо учитывать вытекающее из ст. 3 (части 2 и 3) Конституции РФ соотношение форм (институтов) непосредст­венной демократии. Отзыв как одна из таких форм не должен исполь­зоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конеч­ном счете самой демократии. Следовательно, законодатель,
если он вводит институт отзыва, обязан предусмотреть общие принципы ме­ханизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов. В силу этого облегченная процедура отзыва недопустима. В условиях свободных выборов может иметь место избрание соответствующего должностного лица голосами меньшинства от общего числа зарегист­рированных избирателей. Без установления дополнительных, более строгих требований к голосованию при отзыве в сравнении с выбора­ми, отзыв может быть осуществлен голосами граждан, также состав­ляющих меньшинство, но голосовавших на выборах против избрания данного лица. Во избежание этого необходимо предусмотреть, чтобы голосование по отзыву назначалось лишь при условии, что собраны подписи весьма значительного числа избирателей по отношению к голосовавшим на выборах соответствующего должностного лица, а также, чтобы отзыв мог иметь место исключительно по решению большинства всех зарегистрированных избирателей, а не большинст­ва принявших участие в голосовании.

В силу закрепленных Конституцией РФ принципов демократиче­ского правового государства, в том числе принципов идеологического и политического многообразия, многопартийности (ст. 13, части 1, 2 и 3), основанием для отзыва может служить лишь его неправомерная деятельность, т.е. конкретное правонарушение, факт совершения ко­торого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном по­рядке.

Сама процедура отзыва должна обеспечивать лицу возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва, а избирателям - проводить агитацию как за, так и против отзыва, а также гарантировать всеобщее, равное, прямое участие избирателей в тайном голосовании по отзыву.

Без установления четких правовых критериев (оснований) отзыва, надлежащих процедур его осуществления не достигаются те консти­туционные цели, для обеспечения которых данный институт может вводиться. В таком случае отзыв утрачивает признаки демократиче­ского института, создает предпосылки для недобросовестного его ис­пользования в целях, противоречащих принципам народовластия и свободных демократических выборов, и, следовательно, не может быть реализован, как нарушающий предписания Конституции РФ.

Причем эти положения применительно к данному институту сов­падают на государственном и на муниципальном уровне публичной власти. Это вытекает из правовых позиций, выраженных Конституци­онным Судом РФ в Постановлении от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности статей 80, 90, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми «Об органах исполнительной власти в Республике Коми».


Согласно правовой позиции, сформулированной Конституцион­ным Судом РФ применительно к отзыву выборных должностных лиц государственной власти в Постановлениях от 7 июня 2000 года по де­лу о проверке конституционности отдельных положений Конститу­ции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 24 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности Зако­на Московской области «О порядке отзыва депутата Московской об­ластной Думы», облегченная процедура отзыва, которая может при­водить к злоупотреблению его использованием, недопустима, в том числе с точки зрения необходимости обеспечения непрерывности осуществления функций выборной публичной власти.

Эта правовая позиция распространяется и на институт отзыва вы­борного должностного лица местного самоуправления.XLIII Конституци­онный Суд РФ дал толкование ст. 133 Конституции РФ во взаимосвя­зи со ст. 46 (части 1 и 2) Конституции РФ: право на судебную защиту местного самоуправления призвано обеспечить защиту в суде прав и законных интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты в про­цессе отзыва, с тем чтобы гарантировать, в том числе и право возра­жать против его проведения. Право на судебную защиту может быть использовано отзываемым выборным должностным лицом, органами местного самоуправления, а также самими избирателями - как сто­ронниками, так и противниками отзыва и должно служить предупре­ждению необоснованного отзыва, объективно приводящего к деста­билизации местного самоуправления в соответствующем муници­пальном образовании. Данное право может быть использовано в свя­зи с назначением и осуществлением отзыва и реализуется в процеду­рах административного судопроизводства. Поскольку это вытекает из федерального регулирования, отсутствие дублирующих его норм в законах субъектов РФ не может расцениваться как свидетельствую­щее об отрицании судебного механизма защиты прав отзываемого лица, а также любых других лиц и органов местного самоуправления, участвующих в процедуре отзыва выборного должностного лица.

Конституционный Суд РФ указал, что в силу особенностей мест­ного самоуправления как публичной власти, наиболее тесно связан­ной с населением, которыми предопределяется роль отзыва в меха­низме местного самоуправления, то или иное решение либо действие (бездействие) выборного должностного лица, которое ставит под со­мнение доверие к нему населения и является согласно уставу муни­ципального образования основанием для отзыва, может стать извест­ным избирателям без его предварительного юрисдикционного под­тверждения. Тем большее значение при отзыве приобретает судебная защита, предполагающая, в частности, возможность установления су­дом по инициативе отзываемого лица или другого надлежащего зая­вителя, что то или иное действие (бездействие) отзываемого лица не имело места или что от его воли не зависело наступление тех послед­ствий, которые оцениваются как основание для утраты к нему дове­рия, и потому дальнейшее осуществление процедуры отзыва исклю­чается. Не допускается расширительная интерпретация оснований от­зыва выборного должностного лица местного самоуправления, недо­пустима субъективная оценки его деятельности, не может быть об­стоятельством, с которыми связывается утрата доверия избирателей к этому должностному лицу как основание его отзыва, общая негатив­ная оценка деятельности должностного лица без ее обоснования под­лежащими проверке фактами.


Лица, инициирующие процедуру отзыва, а также должностные лица, ответственные за организацию заседания (сессии) представи­тельного органа местного самоуправления, учитывая общие принци­пы демократических правовых процедур, в том числе принцип «audiatur et altera pars», предполагающий обязанность выслушать обе стороны, должны обеспечить уведомление о времени и месте рас­смотрения вопроса об отзыве.

Таким образом, только при наличии соответственно конкре­тизированных оснований и при предоставлении отзываемому ли­цу возможности давать пояснения по их поводу на всех этапах процедуры отзыва может быть гарантирована защита прав от­зываемого лица и стабильность осуществления местного само­управления в целом.

Во избежание необоснованного отзыва, и прежде всего произ­вольного вынесения на голосование вопроса об отзыве, в уставе му­ниципального образования или в законе субъекта РФ должна уста­навливаться достаточно высокая норма сбора подписей в поддержку начала процедуры отзыва - не менее числа подписей, требуемых при выдвижении на выборах, с тем чтобы соответствующее регулирова­ние не было неопределенным. Процентные показатели, определяю­щие минимальное число голосов избирателей, необходимое для осу­ществления отзыва выборного должностного лица местного само­управления, должны гарантировать от необоснованного противопос­тавления голосования по отзыву волеизъявлению избирателей на со­стоявшихся муниципальных выборах. Поэтому недопустимо, чтобы отзыв мог быть осуществлен в основном голосами граждан, остав­шихся на соответствующих выборах в меньшинстве, т.е. голосовав­ших за кандидатов, которые не получили необходимого большинства.

Законодатель, защищая такие конституционно - правовые ценно­сти, как стабильность и непрерывность функционирования публичной власти, осуществляемой в том числе выборными органами местного самоуправления, обязан исходить из того, что за отзыв должно прого­лосовать по крайней мере не меньшее число граждан, чем то, кото­рым отзываемое лицо было избрано, чтобы голосованием по отзыву не умалялось значение выявленного в ходе выборов волеизъявления избирателей и обеспечивалась охрана его результатов. Иначе созда­ются условия не только для произвольного, не основанного на дейст­вительной воле населения досрочного прекращения полномочий кон­кретных должностных лиц местного самоуправления, но и для суже­ния сферы действия представительной демократии, что может приво­дить (тем более в случае неназначения новых выборов) к нарушению баланса институтов народовластия и дестабилизации муниципальной власти.