Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предостав­ляемые на осуществление органами местного самоуправления от­дельных государственных полномочий, переданных им федеральны­ми законами и законами субъектов РФ. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправ­ления переданных им отдельных государственных полномочий, опре­деляется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных госу­дарственных полномочий.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предостав­ляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъ­екта РФ регионального фонда компенсаций. Указанный фонд форми­руется за счет:

1) субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществ­ление органами местного самоуправления отдельных государствен­ных полномочий, переданных им федеральными законами;

2) иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных го­сударственных полномочий, переданных им законами субъектов РФ.

Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им от­дельные государственные полномочия, пропорционально численно­сти населения (отдельных групп населения) или потребителей соот­ветствующих бюджетных услуг муниципального образования с уче­том объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются законом субъекта РФ о бюд­жете субъекта РФ на очередной финансовый год по каждому муници­пальному образованию и виду субвенции.

Субвенции, предоставляемые из федерального фонда компенса­ций на осуществление отдельных государственных полномочий, пе­реданных органам местного самоуправления федеральными закона­ми, распределяются между всеми субъектами РФ пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребите­лей соответствующих бюджетных услуг субъекта РФ с учетом объек­тивных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются федеральным законом о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту РФ и виду субвенции.


Понимание местного самоуправления как признаваемой и гаран­тируемой Конституцией РФ формы осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное решение населением во­просов местного значения, обусловливает необходимость учета при­роды данной публичной власти как наиболее приближенной к населе­нию и ориентированной, в том числе, на выполнение задач социаль­ного государства, связанных, в частности, с непосредственным обес­печением жизнедеятельности населения муниципальных образова­ний. Из конституционной природы Российской Федерации как соци­ального государства, политика которого направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, вытекает необходимость достижения баланса конституционных ценностей, получающих воплощение в гарантиро­ванности принципа финансовой самостоятельности муниципальных образований, с одной стороны, и выравнивании уровня их социально­экономического развития, в том числе путем справедливого перерас­пределения публичных финансов, включая бюджетные средства, с целью выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченно­сти муниципальных образований, - с другой.

Выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности и, в конечном счете, социально-экономического развития муници­пальных образований - часть общей государственной политики, на­правленной на реализацию конституционного принципа социального. Это соответствует также требованиям ратифицированной Европей­ской хартии местного самоуправления, устанавливающей, что защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправ­ления требует ввода процедур финансового выравнивания или экви­валентных мер, направленных на корректировку последствий нерав­номерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов (п. 5 ст. 9).

Данное положение является весьма актуальным, поскольку на 1 января 2010 года дефицит местного бюджета по Российской Федера­ции составил 78757 млн. рублей.

Выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности муни­ципальных образований осуществляется посредством бюджетного ре­гулирования через установление регулирующих источников доходов и оказание прямой финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Особое значение занимают фонды финансовой поддержки му­ниципальных образований,
из которых осуществляется выравнива­ние уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в со­ставе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансо­вой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюдже­тов муниципальных районов районных фондов финансовой поддерж­ки поселений.

Размеры дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений определяются для каждого поселения субъекта РФ в расче­те на одного жителя городского, сельского поселения.

Указанные дотации могут быть полностью или частично замене­ны установленными для бюджетов поселений дополнительными нор­мативами отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми ре­жимами.

Распределение дотаций из регионального фонда финансовой под­держки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнитель­ные нормативы отчислений от федеральных и (или) региональных на­логов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговы­ми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты поселений, ут­верждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очеред­ной финансовый год.

В случае наделения органов местного самоуправления муници­пальных районов государственными полномочиями субъекта РФ по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений дотации из ре­гионального фонда финансовой поддержки поселений предоставля­ются из бюджета муниципального района (районного фонда финансо­вой поддержки поселений) за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта РФ и (или) путем установления представительным органом муниципального района для поселений, входящих в состав данного муниципального района, дополнительных нормативов отчис­лений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, нало­гов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Дота­ции предоставляются поселениям, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджет­ной обеспеченности поселений. Методика расчета бюджетной обес­печенности определяется законом субъекта РФ в соответствии с тре­бованиями Бюджетного кодекса РФ. Распределение дотаций из рай­онного фонда финансовой поддержки поселений утверждается реше­нием представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.


В случае, если уровень расчетной бюджетной обеспеченности по­селения до выравнивания уровня расчетной бюджетной обеспеченно­сти поселений в отчетном финансовом году в расчете на одного жи­теля в два и более раза превышал средний уровень по данному субъ­екту Российской Федерации, законом субъекта РФ о бюджете субъек­та РФ на очередной финансовый год могут быть предусмотрены пе­речисление субвенций из бюджета данного поселения в региональный фонд финансовой поддержки поселений либо при невыполнении му­ниципальным образованием требований указанного закона субъекта РФ о перечислении субвенций централизация части доходов от мест­ных налогов и сборов и (или) снижение для данного поселения нор­мативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режи­мами, до уровня, обеспечивающего поступление средств в региональ­ный фонд финансовой поддержки поселений в размере указанных субвенций. Размер данной субвенции для отдельного поселения не может превышать 50 процентов разницы между общими доходами бюджета поселения, учтенными при расчете уровня бюджетной обес­печенности поселения в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности посе­лений.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципаль­ных районов (городских округов) осуществляется путем предоставле­ния дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муни­ципальных районов (городских округов). Дотации из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) распределяются исходя из уровня бюджетной обеспеченно­сти муниципальных районов (городских округов), а также исходя из численности жителей муниципальных районов (городских округов). Дотации предоставляются тем муниципальным районам (городским округам), уровень расчетной бюджетной обеспеченности бюджета ко­торого не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), определенный в каче­стве критерия.

Распределение дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) утверждает­ся законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финан­совый год.

Часть дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) может предоставляться каждому муниципальному району (городскому округу) субъекта РФ, по общему правилу, в расчете на одного жителя. Законом субъекта РФ может быть установлен различный порядок расчета дотаций для муниципального района и для городского округа, предоставляемых из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных рай­онов (городских округов) на одного жителя муниципального района (городского округа).


Указанные дотации могут быть полностью или частично замене­ны дополнительными нормативами отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты муниципальных районов (городских округов). Порядок расчета данных нормативов устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Распределение дотаций утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

В случае, если уровень бюджетной обеспеченности муниципаль­ного района (городского округа) до выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в от­четном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту РФ, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год могут быть предусмотрены перечисление субвенций из бюджета дан­ного муниципального района (городского округа) в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских ок­ругов) либо при невыполнении муниципальным образованием ука­занных требований, централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного муниципального района (го­родского округа) нормативов отчислений от федеральных и (или) ре­гиональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специаль­ными налоговыми режимами, до уровня, обеспечивающего поступле­ние средств в региональный фонд финансовой поддержки муници­пальных районов (городских округов) в размере указанных субвен­ций. Размер такой субвенции для отдельного муниципального района (городского округа) не может превышать 50 процентов разницы меж­ду общими доходами бюджета муниципального района (городского округа), учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

В составе расходов бюджета субъекта РФ могут быть образованы и иные фонды:

  • фонд муниципального развития, из которого местным бюдже­там могут предоставляться субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной ин­фраструктуры муниципальных образований.

  • фонд софинансирования социальных расходов, из которого местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюд­жетов муниципальных образований.