Файл: Образы Степана и Хозяйки Медной горы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

70. Класс: 5. Литература.

Тема: Образы Степана и Хозяйки Медной горы.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова П.П.Бажова из сказа «Синюшкин колодец»:

Глубокий, сказывают тот… колодец. Страсть глубокий.

Как вы думаете, что можно увидеть в колодце? Кто и почему может так говорить о воде?

В колодце, конечно, вода. А сказать так может только человек из народа, рассказчик. Он поэтичен, поэтому видит в серебристой воде такую глубину, очарование и тайну. Именно эта внутренняя глубина и привлекает нас своей непохожестью на ранее слышанные и прочитанные сказки. Только не увидеть её сразу.

- О чем еще можно так сказать?

-Какова же тема нашего урока?

-Какие цели поставим перед собой?

(Тема нашего урока – «Образы Степана и Хозяйки Медной горы». Мы остановимся на одном сказе Бажова «Медной горы Хозяйка», познакомимся с особенностями жанра сказа, с его героями, будем сравнивать словесное описание и художественное изображение героев).

3. Актуализация знаний

-Ребята, а что вы уже знаете о Бажове?

- Вспомните основные особенности жанра сказки?

Проблемный вопрос: А чем же сказ отличается от сказки?

4. Первичное усвоение новых знаний

  • Доклад обучающегося (составление синквейна)

  • Слово учителя.

Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.

Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала.

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать.

У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.

Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.


В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов.

Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.

Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.

5. Первичная проверка понимания

  • Составление синквейна «Бажов»

  • Проверка домашнего задания (краткий пересказ сказа)

6. Первичное закрепление.

  • Знакомство с жанром сказа (составление таблицы) Работа в парах.

Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка» П.П. Бажова.

Что же называется сказом? В чём сказ не похож на сказку? Откроем учебники и узнаем точный ответ на вопрос. (Ответы учащихся).

-Ребята, Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.

-Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.

Сказ –

это повествование, ведущееся от лица рассказчика;

не имеет зачина;

имеет реальную основу.

-Как вы думаете, чем отличается сказ и сказка?

-Давайте прочитаем и запомним отличительные черты сказа и сказки:

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои – добрые и злые

Нет рассказчика

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание

Не имеют реальной основы.


-Вам теперь понятно, что такое сказ и сказка?

Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные

Фольклорная первооснова

Присутствие рассказчика – человека из народа

Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Вывод: Значит, отличие сказа от сказки в том, что в события, описываемые в сказках, люди верили; в сказах, как в сказках, есть чудеса и фантастика, но они служат объяснению непонятных явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи; в сказе всегда слышится голос рассказчика, причастного к событиям, ободряющий или осуждающий героев, он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений; сказ – устная форма речи, перенесённая в книгу.

  • Словарная работа.

Многие слова, которые встречаются в сказе, вам не понятны, поэтому наши ребята (индивидуальное д/з учеников) записали их в словарик . Сейчас они дадут разъяснения:

1 ученик 2 ученик (пишут на доске)

Пялишь – смотришь. Приказчик – представитель Наигрыш –пустые разговоры. владельца на заводе, главное лицо.

Душной козёл – злой, жестокий, подлый человек. Приискаться – придраться.

Изробленный –измученный. Артуть девка – очень живая.

Надзирать – наблюдать. Хезнуть – слабеть.

Забой – место, где вырубают руду. Пониток–одежда из домотканого

Роблю – работаю. сукна. Коли – если.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  • Сопоставление словесных портретов героев сказа.

-В сказе Бажова « Медной горы Хозяйка» несколько героев.

Кого вы назовёте главными героями сказа? (Хозяйку и Степана)

-Прочтите описание портрета Хозяйки… Что необычного в её облике?

-Что особенно удивило Степана?

-Какой вы себе представляете Хозяйку…?

-Сравните это литературное описание с портретами «Хозяйка Медной горы» П.Караченцова, И.Пчелко и Н.Кочергина. (Демонстрация иллюстраций)

Какой из них вам нравится больше и почему? ( Ответы детей)

Хозяйка на иллюстрации П. Караченцова и И. Пчелко похожа на колдунью, у неё хитрый взгляд, коварная улыбка. Чёрная коса переброшена на грудь, красные серёжки, ярко выделяющиеся на её фоне, усиливают это впечатление. Есть в Хозяйке что-то ведьминское.


Хозяйка в изображении Н.Кочергина скорее величавая русская красавица, серьёзно и пытливо смотрят её глаза, нежные руки бережно держат сундучок или шкатулку с горными секретами. Она ждёт от тех, кто встретится ей чего-то важного, ответственного.

  • Беседа.

-Встреча с Малахитницей стала для Степана судьбоносной.

-Как он объясняет, что не боится малахитницу? ( «Кого мне бояться, коли я в горе роблю?»)

-Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Приказчик)

-Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка? (Приказчик «душной был - гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать - тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».)

-Чем закончилось это событие? ( Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое .)

-Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? ( «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку» . ---Подарила шкатулку, помогла получить вольную.)

-Как сложилась судьба Степана? ( Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел».)

-Почему сказ закончился печально? ( В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю. )

-Что в сказке реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса.)

  • Возвращение к проблемному вопрсу.

8. Информация о домашнем задании

Нарисовать свои рисунки к сказу П.П. Бажова.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что вы сегодня узнали нового?

- О каких проблемах задумались?

- Как оцениваете свою работу?

- Как вы думаете, чем же займемся на следующем уроке?

Выставление оценок.