ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
(Игорь Северянин)
Ответ:
Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мы (1) пока лишь интуитивно представляем себе (2) чем грозит нарушение законов «экологии культуры» (3) поскольку (4) такой науки ещё нет.
Ответ:
Задание 20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Достоевский полагал (1) что (2) если бога нет (3) то всё дозволено (4) а (5) раз дозволено (6) то можно и духом пасть (7) отчаяться.
Ответ:
Задание 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Летний сад – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. (2)Для устройства этого парка Пётр I выбрал выгодно расположенную мызу на том месте, где располагалось имение шведского майора Эриха фон Коноу, – небольшой домик с хозяйственным двором и садом. (3)Однако болотистая территория не годилась для садоводчества – требовалось создать твёрдую поверхность. (4)Подсыпка земли, выкапывание каналов и прудов, посадка деревьев – эти мелиоративные работы имели важное значение и незамедлительно начались на месте будущего парка. (5)Вскоре сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков – закрытых мероприятий, попасть на которые могли только избранные вельможи по особому приглашению царя. (6)Мраморные скульптуры – главное украшение сада – заказывались в основном в Венеции. (7)Нанятые Петром французские архитекторы спроектировали и установили в центре парка фонтаны с изображениями по сюжетам басен Эзопа – великолепный ансамбль, поставивший Летний сад в один ряд с Версалем. (8)Со времён Петра I Летний сад – один из самых любимых горожанами парков, по его тенистым аллеям гуляли многие известные петербуржцы: Пушкин, Лихачёв, Бродский... (9)«Я к розам хочу, в тот единственный сад, / Где лучшая в мире стоит из оград», – писала о Летнем саде Анна Андреевна Ахматова.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 22–27. |
(1)Разбивать – слово неоднозначное. (2)Оно имеет два противоположных по направленности значения: разрушать и создавать, – например, парк. (3)Сейчас в России садово-парковый период: в Москве недавно создали «Зарядье», в Петербурге готовятся разбить парк на берегу Малой Невы против Пушкинского Дома. (4)Не сомневаюсь, что это только начало движения. (5)После всего, что мы в нашей истории разбили и разрушили, стремление разбивать парки можно только приветствовать.
(6)Говоря о семантике садов и парков, можно вспомнить о связи сада с Раем. (7)Не думаю, что создание парков вернёт нас к райскому состоянию, но само стремление разбивать сады лежит в правильном направлении. (8)Замечательную книгу о садово-парковом искусстве написал Дмитрий Сергеевич Лихачёв, научные интересы которого не ограничивались литературой.
(9)В обеих столицах новым зонам отдыха отданы лучшие места – соответственно, у Кремля и Петропавловской крепости. (10)В сущности, идея парка у Малой Невы не является новой. (11)Ещё в дореволюционное время в Петербурге разрабатывался план создания садово-паркового пояса, начинающегося на Петровском острове и оканчивающегося у Троицкого моста. (12)Несчастья, свалившиеся на нашу страну в XX веке, эту идею похоронили. (13)На пространство между Тучковым и Биржевым мостами вторглись два малопривлекательных сооружения – Институт прикладной химии и спортивно-концертный комплекс «Юбилейный». (14)Химический институт к тому же захватил всю прибрежную территорию, не допуская даже мысли о том, что здесь могла бы быть набережная.
(15)Случилось, однако же, невероятное: несколько лет назад прикладную химию, словно порошок из стиральной машины, из центра города вымыло. (16) Появилась реальная возможность вернуться к забытой идее паркового пояса – по крайней мере, частично. (17)Впрочем, история химического института вселяет надежду на то, что в один прекрасный день мы увидим на низком старте и спорткомплекс «Юбилейный».
(18)С появлением нового петербургского парка возникла и проблема его наименования. (19)Если быть точным, то эта проблема возникла несколько раньше – вскоре после смерти Дмитрия Сергеевича, когда забрезжила идея отвоевать у химиков хотя бы набережную. (20)Этой набережной сотрудники Пушкинского Дома предложили дать имя Лихачёва. (21)Мы с коллегами присутствовали тогда на заседании городской Топонимической комиссии.
(22)Основания для такого выбора нам виделись в следующем: Дмитрий Сергеевич Лихачёв – бесспорно, один из самых известных петербуржцев. (23)Велики его заслуги не только перед нашей культурой, но и перед российской жизнью в целом. (24)Может быть, благодаря его тихому голосу в эпоху перемен мы избежали гораздо худшего сценария развития событий. (25)Окна кабинета Дмитрия Сергеевича в Пушкинском Доме выходили как раз на предполагаемую набережную, так что её название было бы не абстрактным «увековечением памяти» – в основе этого лежала бы реальная связь человека и места. (26)Можно вспомнить и о том, что в стоящий рядом Князь-Владимирский собор Лихачёв ходил в блокаду. (27)В этом соборе его и отпевали.
(28)К нашему предложению Топонимическая комиссия отнеслась тогда прохладно. (29)Одним из контраргументов было несколько экзотическое заявление о том, что если на набережной будет построено что-то неподобающее, то это будет дискредитировать имя Лихачёва. (30)Я предложил было простой и рациональный выход: не строить ничего неподобающего. (31)Но это возражение не было услышано.
(32)Между тем сфера неподобающего тогда катастрофически разрасталась. (33)Вопреки всем градостроительным принципам Петербурга был возведён так называемый петербургский Монблан – китчевое сооружение, нанёсшее непоправимый урон великим петербургским горизонталям, которые Лихачёв называл «небесной линией города». (34)При его жизни Монблан бы построить не посмели, как не посмели после его вмешательства сделать гостиницу «Ленинград» (сейчас «Санкт-Петербург») на пять этажей выше.
(35)Теперь речь идёт о наименовании парка. (36)Этот вопрос вполне демократично решается голосованием в интернете. (37)Предложено множество вариантов, из которых будет выбрано название. (38)После первых дней голосования лидируют «Тучков буян», «Петроградский» и «Невский сад». (39)Есть несколько романтических названий: «Сердце Петербурга», «Пальмира», «Парадиз».
(40)«Парк Лихачёва» получил пока только 2% голосов. (41)Кстати говоря, я бы предложил здесь ещё подумать. (42)В своё время Дмитрий Сергеевич отмечал, что русской топонимической традиции более свойственны названия в форме прилагательного. (43)Это замечание было сделано им по поводу улиц, но в равной степени оно касается и садово-парковой сферы: Александровский парк, Румянцевский сад, Юсуповский сад. (44)В этом ряду мне представляется вполне логичным появление Лихачёвского парка.
(45)Приветствуя интернет-голосование сограждан, я бы хотел, чтобы демократизм сочетался в нём с исторической памятью. (46)Памятью о человеке, защищавшем «небесную линию». (47)Не только в архитектуре – в жизни каждого из нас.
(По Е. Г. Водолазкину*, текст адаптирован С. А. Громиной)
*Евгений Германович Водолазкин (род. 1964 г.) – писатель, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы.
Задание 22. Какие из перечисленных высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
-
Автор убеждён, что строительство в Москве парка «Зарядье» является свидетельством завершения садово-паркового периода. -
Д. С. Лихачёв считал, что стремление разбивать сады лежит в правильном направлении, поскольку приведёт нас к райскому состоянию. -
Идея создания садово-паркового пояса, начинающегося на Петровском острове и оканчивающегося у Троицкого моста, возникла в Петербурге ещё до революции. -
Заслуги Д. С. Лихачёва перед отечественной культурой и наукой велики, поэтому его память должна быть увековечена в названии парка на берегу Малой Невы против Пушкинского Дома. -
При жизни Д. С. Лихачёва градостроители Петербурга не посмели бы соорудить в центре города так называемый Монблан, нанёсший непоправимый урон великим петербургским горизонталям.
Ответ:
Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
-
Предложения 13 и 14 противопоставлены друг другу по содержанию. -
В предложении 16 содержится указание на следствие из того, о чём говорится в предложении 15. -
В предложениях 22–24 представлено рассуждение. -
Предложение 33 поясняет, раскрывает содержание предложения 32. -
В предложениях 43–44 содержится описание.
Ответ:
Задание 24. Из предложений 32–34 выпишите слово со значением «безвкусный, примитивный по содержанию, рассчитанный на невзыскательный вкус, отличающийся чрезмерной броскостью, крикливостью элементов».
Ответ:
Задание 25. Среди предложений 18–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
Задание 26. «Известный филолог, писатель Евгений Водолазкин рассуждает о создании нового парка в Петербурге. Особую выразительность тексту придаёт лексическое средство (А)____ («не допуская … мысли» – предложение 14). Стараясь выдержать рассуждение в ироническом стиле, писатель использует троп (Б)_____ (предложение 15). Убедить читателя в собственной точке зрения автору удаётся с помощью синтаксического средства (В)______ (предложения 38, 39, 43). Синтаксический приём (Г)______(предложения 46, 47) способствует привлечению внимание читателя к рассматриваемому вопросу».
Список терминов:
|
| ||||
А | Б | В | Г | | |
| | | | |
Часть 2
Задание 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.