Файл: Учебники по предмету Общее устройство судов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 359

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

К. Н. Чайников

Общее устройство судов

ОТ АВТОРА

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Общие сведения о судах

§ 1. Классификация судов по общим основным признакам

§ 2. Классификация гражданских судов

§ 3. Классификация кораблей военно-морских сил

Глава II. Геометрия судового корпуса и главные измерители судна

§ 4. Форма судового корпуса

§ 5. Главные размерения судна

§ 6. Соотношения главных размерений и коэффициенты, характеризующие форму судового корпуса

§ 7. Весовые и объемные измерители судна

§ 8. Назначение и принцип построения теоретического чертежа

Глава III. Основные качества судов

§ 9. Эксплуатационные качества судов

§ 10. Тактико-технические (или боевые) качества кораблей ВМС

§11. Экономические качества судов

§ 12. Мореходные качества судов. Часть 1

§ 12. Мореходные качества судов. Часть 2

§ 13. Судовые движители

§ 14. Суда, достигающие неводоизмещающего режима движения

§ 15. Катамараны

Глава IV. Судовая архитектура

§ 16. Определение судовой архитектуры и архитектурные элементы судов

§ 17. Архитектурные типы судов

§ 18. Расположение судовых помещений

§ 19. Архитектура подводных кораблей и судов

Глава V. Материалы, применяемые в судостроении

§ 20. Общие сведения о материалах

§ 21. Металлические материалы

§ 22. Неметаллические материалы

§ 23. Коррозия и эрозия металлов

Глава VI. Прочность судового корпуса и его конструкция

§ 24. Силы, действующие на корпус плавающего судна

§ 25. Понятие прочности судна

§ 26. Системы набора корпуса судна

§ 27. Конструктивные элементы корпуса

§ 28. Конструкция корпуса подводных лодок

§ 29. Способы соединения деталей корпуса судна

Глава VII. Судовые устройства

§ 30. Основные элементы судовых устройств

§ 31. Рулевое устройство

§ 32. Якорное устройство

§ 33. Швартовное устройство

§ 34. Буксирное устройство

§ 35. Грузовые устройства

§ 36. Шлюпочное устройство

§ 37. Промысловые устройства

§ 38. Прочие судовые устройства

Глава VIII. Судовые системы

§ 39. Основные элементы и классификация систем

§ 40. Конструктивные элементы судовых систем

§ 41. Принципы проектирования судовых систем

§ 42. Корабельные системы подводных лодок

Глава IX. Судовые силовые установки

§ 43. Общие сведения

§ 44. Паровые котельные установки

§ 45. Турбинные установки

§ 46. Двигатели внутреннего сгорания

§ 47. Передача мощности двигателей на гребной вал

Глава X. Электрооборудование судов

§ 48. Общие сведения

§ 49. Источники электрической энергии

§ 50. Главный распределительный щит

§ 51. Судовые электрические сети, кабели и провода

Глава XI. Судовые навигационные приборы и связь

§ 52. Электро и радионавигационные приборы

§ 53. Внутренняя и внешняя связь и сигнализация

Глава XII. Корабли военно-морских сил

§ 54. Влияние нового вида оружия на корабельную архитектуру(1)

§ 55. Корабельное оружие

§ 56. Защита и живучесть кораблей

Глава XIII. Судостроение и судоремонт

§ 57. Основы организации судостроения

§ 58. Задание на разработку проекта судна и этапы его проектирования

§ 59. Постройка судов

§ 60. Ремонт и докование судов

Приложение 1

Приложение 2

Литература



Узкие отсеки, отделяющие цистерны от остальных помещений, называются коффердамами , они должны быть пустыми, хорошо вентилируемыми и удобными для осмотра образующих их переборок. На танкерах их иногда заполняют водой во избежание скопления в них взрывоопасных газов.

Для разделения корпуса судна по ширине в некоторых случаях ставят прочные водонепроницаемые продольные переборки. На наливных судах продольные переборки ставят для уменьшения момента инерции свободной поверхности жидкости, оказывающей влияние на остойчивость судна.

Продольные переборки ставятся и для выделения бортовых цистерн, в которых размещается топливо, вода или прочие жидкие грузы.

Выгородками на судне называются всякие легкие водопроницаемые переборки, разделяющие помещения. Шахтам и называются отсеки, ограниченные вертикальными переборками, проходящими через несколько палуб, и не имеющие горизонтальных перекрытий. Могут быть шахты светлого люка, машинно-котельные, вентиляционные, грузовые, запасных выходов и т. п.

Надстройкой называется закрытое сооружение на верхней палубе, простирающееся от одного борта до другого или не доходящее до бортов на расстояние, не превышающее 0,04 ширины судна. Надстройки увеличивают общую вместимость судна при основных его размерениях, повышают высоту надводного борта, улучшая одно из мореходных качеств судна – непотопляемость, а также всхожесть на волну, уменьшают заливаемость палубы и т. п.

Носовая надстройка , идущая от форштевня в корму, называется баком , а кормовая , идущая от кормового образования в нос, – ютом. Бак и ют улучшают непотопляемость судна в случае затопления отсеков, создающих дифферент судна. При расположении машинно-котельных отделений в корме судна ют улучшает их защиту от попадания воды.

Полубаком или полуютом называются концевые надстройки, имеющие высоту менее допускаемого междупалубного расстояния, в этом случае верхняя палуба идет не по всей длине судна, а начинается или оканчивается у торцевых переборок этих надстроек или с наклоном поднимается на эти надстройки, переходя в палубы полубака или полуюта.

Средней называется надстройка, расположенная посредине длины судна или сдвинутая в нос или корму. Она защищает во время качки от заливания водой наиболее важные помещения судна: пассажирские и жилые помещения, машинно-котельные отделения, командные посты и т. д.


Если протяженность надстроек не превосходит 15% длины судна, то их принято называть короткими, а если протяженность надстроек превосходит эту длину, то их считают длинными.

Рубкой называется всякого рода закрытое помещение на верхней или вышележащих палубах надстроек, продольные наружные переборки которого не доходят до бортов основного корпуса судна на расстояние более 0,04 ширины судна.

Мостиком называется узкая поперечная платформа, идущая поперек судна с одного борта на другой. Обычно на мостиках расположены легкие рубки со средствами управления судном на ходу. Свое название мостики носят в соответствии с расположенными на них помещениями.

Часть мостика, выдающаяся в сторону наружного борта за продольные наружные переборки расположенной под ним рубки, называется крылом мостика.

Фальшбортом называется сплошное ограждение открытой палубы, выполненное из листового материала. Он служит для крепления находящихся на палубе грузов и предотвращения смывания за борт находящихся на ней предметов. На верхней торцевой кромке фальшборт обделан горизонтальной полосой, называемой планширем. Обшивка фальшборта подкрепляется косыми стойками, которые называются контрфорсами (рис. 33). По длине фальшборта делаются отверстия для быстрого стока воды, попавшей на палубу с накрывшей ее волной.

Рангоутом называются круглые деревянные или стальные трубчатые части вооружения судов, расположенные на открытой палубе и предназначенные для несения сигналов и конструкции приборов связи (антенны всех видов радио и радиолокации), для размещения и крепления своего вооружения или служащие опорами для грузовых устройств (подвеска и раскрепление грузовых стрел). К рангоуту относятся: мачты, стеньги (продолжение мачт по высоте), а к его вооружению: стрелы, реи, гафел и и т. п.

Верхняя часть мачты, называемая топом, заканчивается шаром или специальной наделкой, называемой клотиком. В некоторых случаях для обеспечения устойчивости мачт, в особенности при качке судна, их раскрепляют тросами , которые в зависимости от направления, называются: вантами, когда они раскрепляют мачты в плоскости шпангоутов, и штагами, когда они поставлены по диаметральной ПЛОСКОСТИ судна.

Рис. 33. Фальшборт. 1 – обшивка фальшборта; 2 – планширь; 3 – стойка фальшборта (контрфорс); 4 – продольное ребро жесткости; 5 – холостая стойка.

Первая от форштевня мачта на судне называется фок-мачтой, вторая – гротмачтой, третья – бизаньмачтой, четвертая – второй бизанью и т. д.

Такелаж – наименование всех тросов, составляющих вооружение отдельных мачт. Такелаж, служащий для удержания или постоянного раскрепления рангоута в надлежащем положении, называется стоячим , а весь остальной такелаж, который может передвигаться (скользить по блокам),-переменны м ил и бегучим, с его помощью выполняют работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением.

Дельными вещами называют унифицированные или стандартные изделия, которые являются не составной частью корпуса судна, а частью его оборудования, необходимого для эксплуатации судна и нормальных условий обитаемости. К ним относятся: судовые двери, необходимые для доступа с палуб в закрытые помещения; горловины или крышки люков – для закрытия отверстий в палубах; иллюминаторы, окна и светлые люки – для естественного освещения судовых помещений; судовые трапы – для сообщения между палубами или схода за борт; петли, задрайки, крючки и прочие изделия.



§ 17. Архитектурные типы судов




Основной архитектурный тип судна определяется формой основного корпуса и его оконечностей, числом надстроек и рубок и их расположением на судне, размещением машинно-котельных отделений, расположением палуб, рангоута, дымовых труб и т. п. и их общим архитектурно-эстетическим оформлением, в совокупности обусловливающими общий вид судна.

Внешний вид судна не создается искусственно, а зависит от его основного назначения. Формы судна должны быть рациональными, в максимальной степени отвечающими его назначению. Развитие науки судостроения изменило архитектурный облик судна: от пароходов неуклюжих форм с вертикальными форштевнями, развитыми угловыми надстройками и т. п. перешли к современным судам, имеющим легкий и изящный вид.

В основу современной архитектурной композиции судна кладутся линии его корпуса, приспособленного для движения по воде. Главной линией, определяющей внешний облик судна, является бортовая линия, образуемая пересечением поверхностей борта и верхней палубы или верхней кромки фальшборта.

Кроме скорости хода и мореходных качеств, на архитектуру современного транспортного судна оказывают влияние элементы и конструкции, обеспечивающие сокращение времени погрузочно- разгрузочных операций на стоянке судна в порту.

СЛОЖНУЮ задачу представляет согласование надстроек с основным корпусом на пассажирских судах, внешний вид которых должен быть в максимальной степени эстетичен. Сдвиг надстроек надводного судна к носу и вписывание его контура в выпуклую каплевидную огибающую кривую со скругленным переходом от верхней палубы к форштевню (наподобие старой подводной лодки) создает впечатление нединамичности, чрезмерной перегруженности носовой оконечности надстройки, как бы стремление судна к дифференту на нос и зарыванию в волну.

Если же судно имеет подчеркнутую седловатость, согласованную с ней форму штевней и компоновку надстроек, облегчающие оконечности судна, и силуэт всех сооружений, находящихся выше верхней палубы, вписывается в плавную кривую, приближающуюся к трохоиде (форме волны), то внешний вид судна создает впечатление легкости, изящества и хорошей мореходности (рис. 34).


Для создания такой формы судна следует надстройки располагать ступеньками. Такое расположение и технически целесообразно.

В настоящее время появилась возможность помещения, расположенные выше верхней палубы (особенно на пассажирских судах), выполнять со сплошным остеклением, что придает надстройкам легкость и изящество.

Трубы – завершающая архитектурная деталь, они органически связаны с комплексом надстроек и создают эффект устремленности вверх, отчасти возмещая недостаток вертикальной устремленности, из-за которого современные суда сильно проигрывают в стройности и легкости парусникам с их устремленным вверх рангоутом и парусами.

Рис. 34. Судно с волнообразной компоновкой надстроек.
На судне, имеющем красивый вид, должны быть продуманы и остальные детали: размещение и наклон мачт, их гармония с наклоном фронтальных стенок надстроек, наклоном оси дымовых труб, ритмичность вертикальных линий силуэта судна и т. д.

Современные растущие эстетические требования к судам заставляют специалистов-архитекторов заниматься вопросами судовой архитектуры на самых ранних стадиях проектирования судна.

Украшать уже спроектированное судно чисто декоративными средствами, исправлять его внешний вид нерационально, а зачастую невозможно. Чтобы найти более совершенные технические и эстетические решения, необходимо иметь знания технической эстетики, истории развития архитектурных типов судов, путей развития современного судостроения.

Если рассмотреть по всем рассмотренным признакам современные суда, то можно установить основные их архитектурные типы (рис. 35):

1) трехостровное судно, имеющее три надстройки, расположенные по длине судна в виде выступающих «островов»: в носу (бак), в средней части корпуса (средняя надстройка) и в корме (ют). В большинстве случаев сухогрузные суда являются судами такого типа;

2) двухотровное судно – судно с баком и ютом, с силовой установкой, расположенной в корме. Судами такого типа часто бывают танкеры и суда для перевозки сыпучих грузов:

3) судно с удлиненным баком . Удлинение носовой надстройки увеличивает всхожесть судна на волну, повышая этим мореходные качества судов, работающих в тяжелых морских условиях. К судам такого типа относятся боевые корабли, спасательные суда и т.п.;