ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 379
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Общие сведения о судах
§ 1. Классификация судов по общим основным признакам
§ 2. Классификация гражданских судов
§ 3. Классификация кораблей военно-морских сил
Глава II. Геометрия судового корпуса и главные измерители судна
§ 6. Соотношения главных размерений и коэффициенты, характеризующие форму судового корпуса
§ 7. Весовые и объемные измерители судна
§ 8. Назначение и принцип построения теоретического чертежа
Глава III. Основные качества судов
§ 9. Эксплуатационные качества судов
§ 10. Тактико-технические (или боевые) качества кораблей ВМС
§11. Экономические качества судов
§ 12. Мореходные качества судов. Часть 1
§ 12. Мореходные качества судов. Часть 2
§ 14. Суда, достигающие неводоизмещающего режима движения
§ 16. Определение судовой архитектуры и архитектурные элементы судов
§ 17. Архитектурные типы судов
§ 18. Расположение судовых помещений
§ 19. Архитектура подводных кораблей и судов
Глава V. Материалы, применяемые в судостроении
§ 20. Общие сведения о материалах
§ 22. Неметаллические материалы
§ 23. Коррозия и эрозия металлов
Глава VI. Прочность судового корпуса и его конструкция
§ 24. Силы, действующие на корпус плавающего судна
§ 26. Системы набора корпуса судна
§ 27. Конструктивные элементы корпуса
§ 28. Конструкция корпуса подводных лодок
§ 29. Способы соединения деталей корпуса судна
§ 30. Основные элементы судовых устройств
§ 38. Прочие судовые устройства
§ 39. Основные элементы и классификация систем
§ 40. Конструктивные элементы судовых систем
§ 41. Принципы проектирования судовых систем
§ 42. Корабельные системы подводных лодок
Глава IX. Судовые силовые установки
§ 44. Паровые котельные установки
§ 46. Двигатели внутреннего сгорания
§ 47. Передача мощности двигателей на гребной вал
Глава X. Электрооборудование судов
§ 49. Источники электрической энергии
§ 50. Главный распределительный щит
§ 51. Судовые электрические сети, кабели и провода
Глава XI. Судовые навигационные приборы и связь
§ 52. Электро и радионавигационные приборы
§ 53. Внутренняя и внешняя связь и сигнализация
Глава XII. Корабли военно-морских сил
§ 54. Влияние нового вида оружия на корабельную архитектуру(1)
§ 56. Защита и живучесть кораблей
Глава XIII. Судостроение и судоремонт
§ 57. Основы организации судостроения
§ 58. Задание на разработку проекта судна и этапы его проектирования
технический проект – главный этап проектирования. Как правило, перед разработкой технического проекта организации судостроительной промышленности назначают завод-строитель проектируемого судна. В техническом проекте окончательно определяются главные элементы и размерения судна. Разрабатываются окончательный вариант общего расположения, теоретического чертежа с расчетами всех его элементов, принципиальная технология постройки судна и предварительные ведомости на необходимые материалы, машины, оборудование и т. п., окончательно согласовываются контрагенты и их поставки.
Разрабатывается документация, представляющая проект в описательном виде, дающая исчерпывающее представление о судне. С этой целью составляются два документа: спецификация и объяснительная записка по всем разделам, в которой перечисляется все, что должно быть выполнено на судне, указывается, как это должно быть сделано, и даны основные характеристики всех элементов судна.
Основные материалы технического проекта утверждаются наблюдающими организациями: Регистром Союза ССР, Министерством здравоохранения, органами, наблюдающими за охраной труда, пожарной инспекцией и пр.
После этого проект утверждается Министерством судостроительной промышленности и заказчиком и через Госплан СССР назначаются все контрагенты и заводы-поставщики.
Проектируемое судно вносится в государственный план развития народного хозяйства, и все материалы проекта и организации, связанные с его созданием, становятся официальными, не подлежащими изменению или дальнейшему уточнению. Технический проект необходимо разрабатывать с особым вниманием и тщательностью, так как попавшие в него неточности или недоработки в дальнейшем подлежат изменению лишь в исключительных случаях.
Разработка рабочих чертежей выполняется после утверждения технического проекта с учетом технологии, принятой на заводе-строителе. В этой стадии проектирования корректируют и уточняют заказные ведомости, изготовляют все рабочие чертежи, монтажные чертежи, инструкции по обслуживанию и т. д. В чертежах широко используются унифицированные изделия, а также детали и узлы, выполненные в соответствии с общесоюзными стандартами и отраслевыми нормалями (ОН). Применение в проекте стандартных, нормализованных и унифицированных деталей
упрощает проектирование и постройку судна, дает возможность выполнять мелкие и трудоемкие детали и конструкции на заводах-поставщиках и монтировать их готовыми, что значительно снижает стоимость и сроки постройки судна.
Обычно рабочую документацию изготовляют в два этапа: первый – исполнительный, по которому строят головное судно, и второй – отчетный, после уточнения и внесения изменений в процессе его постройки. Откорректированные при постройке головного (первого) судна чертежи поступают для серийной постройки судов.
Руководство разработкой проекта судна, начиная с самого раннего этапа – уточнения технического задания, в проектном бюро поручается главному конструктору с группой специалистов высокой квалификации. Разработку специальных вопросов, связанных со специфическим назначением судна (например, специальное оборудование рыбоконсервного завода), целесообразнее поручать специализированным конструкторским бюро (СКВ) – контрагентам. Разработку вопросов, связанных с проектированием конструкции корпуса, главных силовых установок, электрооборудования судов и т. п., выполняют специализированные отделы бюро под руководством главного конструктора специализации.
Общее техническое руководство всеми отделами осуществляет главный инженер бюро.
Для решения на месте всех вопросов, связанных с осуществлением проекта при постройке судна, от бюро-проектанта на завод направляют рабочую группу конструкторов, которая совместно с заводским конструкторским бюро (КБ) должна оперативно устранять затруднения.
§ 59. Постройка судов
Судостроительные предприятия специализируются по следующим признакам: организации постройки судов (судостроительные заводы, судостроительные верфи и сдаточные базы);
основному материалу корпуса судна (предприятия стального судостроения, предприятия, строящие суда из легких сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные и т. п.);
типу судов (предприятия, строящие танкеры, промысловые суда, сухогрузы, ледоколы и т. д.);
району плавания судов (предприятия, строящие морские, озерные, речные и т. п.).
Судостроительные заводы – крупные самостоятельные предприятия, имеющие цехи, изготовляющие все элементы современного судна: корпусные конструкции, главные и вспомогательные энергетические установки, устройства, оборудование и т. п.
Как уже говорилось выше, из-за исключительной сложности постройки современных судов на одном предприятии судостроительные заводы организационно и экономически нецелесообразны.
Судостроительные верфи – предприятия, полностью изготовляющие все корпусные элементы, строящие суда на стапельном месте и производящие монтаж поставляемых контрагентами машин, механизмов и всего необходимого судну оборудования, спуск судна на воду, достройку, испытание и сдачу судна заказчику.
Сдаточные базы – предприятия, расположенные в районе сдачи судна, доставленного из отдаленных районов его постройки. На сдаточных базах судно окончательно достраивают, оснащают специфическим оборудованием, например АЭУ, вооружением и т. п., проводят испытание в условиях, близких к эксплуатационным, и сдают судно.
Основными цехами всякого судостроительного предприятия являются:
корпусообрабатывающий, в состав которого входит плаз и участки разметки деталей корпуса из листового и профильного материала, газовой резки металла (ручной, полуавтоматической и автоматической), станочный парк по обработке деталей (гнутье на прессах, строжка кромок и т. п.) и горячей обработки их на плите;
сборочно-сварочный, выполняющий сборку отдельных готовых деталей корпусных конструкций в узлы, секции и блоки, их сварку и частичный монтаж насыщения судна;
стапельный, производящий сборку и сварку корпуса из секций и блоков, его насыщение и монтаж устройств, механизмов и оборудования. Кроме того, цех проверяет качество корпусных работ (проводит соответствующие испытания), производит подготовку судна к спуску и спуск его на воду;
корпусомонтажный (слесарно-достроечный, такелажный и малярный), выполняющий монтажные работы, достройку и отделочные работы на судне;
заготовительные-модельный, литейный, кузнечный, электродный и т. п., предназначенные для обеспечения строящегося судна необходимыми литыми деталями, поковками, электродами и т. д. (кронштейны, штевни, валы, клюзы, электроды и т. д.).
К механической группе цехов относятся:
механический со станочным парком по доводке и механической обработке новых деталей;
котельный, который изготовляет паровые котлы, емкости, работающие под давлением, и прочие относительно мелкие, но сложные корпусные работы;
арматурный, где обрабатывают детали арматуры и автоматических устройств и производят сварку, испытание, монтаж и наладку их на судне.
Механомонтажная группа цехов включает трубомедницкий цех, который изготовляет конструкционные элементы судовых трубопроводов и монтирует судовые системы на судах;
слесарно-монтажный цех, выполняющий монтаж на судне механизмов, судовых устройств и другие монтажные работы.
В состав деревообделочных цехов входят: лесопилки, склады хранения круглого леса и пиломатериалов, сушилы, плотницкий цех, выполняющий работы по достройке судна (обрешетник изоляции, настил опалубника и т. п.), а также обслуживающий другие цехи строительными лесами, ограждением, приспособлениями из дерева и т. п.; наконец, столярный цех, изготовляющий детали насыщения судна из дерева (мебель, отделка помещения и т. п.).
Вспомогательная группа цехов: инструментальный, ремонтномеханический, электроремонтный и ремонтно-строительный – обеспечивает все производственные цехи предприятия инструментами, приспособлениями, а также ремонтирует оборудование производственных цехов и здания.
Контрагентские цехи и участки являются цехами других предприятий, выполняющих на судах самостоятельные работы.
Энергетическое хозяйство судостроительного предприятия состоит из теплоэлектроцентрали (снабжающей завод силовой энергией, а также энергией для его освещения и отопления), трансформаторной подстанции, паросилового цеха (с испытательным стендом), компрессорной сжатого воздуха, водопроводной, кислородной, ацетиленовой станции и т. д.
Транспортный цех завода представляет собой водный, железнодорожный, автомобильный, автокарный и прочий транспорт и средства его эксплуатации, содержания и ремонта.
Складское хозяйство включает общезаводские склады, хранящие различные материалы, идущие на постройку судна (металлы, лесные материалы, топливо, текстильные и кожевенные товары, строительные материалы, готовое оборудование, машины и механизмы, электроматериалы, аппаратуру, приборы и многое другое). Это хозяйство представляет собой сложную организацию, обеспечивающую строящееся судно всем необходимым.
Методы постройки судов определяются технологией, принятой на каждом судостроительном предприятии.
Секционный метод заключается в том, что весь корпус судна разбивается на отдельные секции: палубы, борта, днище, переборки, платформы, надстройки и т. д.
Детали корпусных конструкций, заготовленные в корпусообрабатывающем цехе, подаются на участок сборки и сварки, где из них собирают отдельные секции. При сборке и сварке секций их насыщают оборудованием и деталями крепления. Затраты труда при постройке судна таким способом резко уменьшаются. Готовые корпусные секции поступают на стапельные построечные места, где из них формируют корпус судна, выполняют монтажные и сварочные работы.
После изготовления таким методом целого отсека или замкнутого помещения и испытания их на непроницаемость на стапельном месте продолжают монтаж насыщения корпуса (машин, механизмов, устройств, систем).
При блочном методе, который представляет собой развитие секционного метода, судно разбивается на крупные объемные части – блоки, изготовляемые в сборочно-сварочном цехе из отдельных секций, и подают на стапельное место в готовом виде – как бы часть судна, со всех сторон ограниченную конструкциями, образующими замкнутые отсеки или помещения. В готовом блоке выполняют и весь монтаж насыщения. Готовность отдельных блоков, подаваемых на стапель, доходит до 90%.
Такой метод постройки судна сокращает время, необходимое для формирования корпуса на стапельном месте, увеличивает пропускную способность стапелей. Кроме того, изготовление корпусных конструкций, образующих блоки судна в цеховых условиях,- в закрытом помещении, при максимальной механизации работ, улучшают качество работ, облегчают труд рабочих и резко увеличивают производительность труда.