Файл: Учебники по предмету Общее устройство судов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 396

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

К. Н. Чайников

Общее устройство судов

ОТ АВТОРА

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Общие сведения о судах

§ 1. Классификация судов по общим основным признакам

§ 2. Классификация гражданских судов

§ 3. Классификация кораблей военно-морских сил

Глава II. Геометрия судового корпуса и главные измерители судна

§ 4. Форма судового корпуса

§ 5. Главные размерения судна

§ 6. Соотношения главных размерений и коэффициенты, характеризующие форму судового корпуса

§ 7. Весовые и объемные измерители судна

§ 8. Назначение и принцип построения теоретического чертежа

Глава III. Основные качества судов

§ 9. Эксплуатационные качества судов

§ 10. Тактико-технические (или боевые) качества кораблей ВМС

§11. Экономические качества судов

§ 12. Мореходные качества судов. Часть 1

§ 12. Мореходные качества судов. Часть 2

§ 13. Судовые движители

§ 14. Суда, достигающие неводоизмещающего режима движения

§ 15. Катамараны

Глава IV. Судовая архитектура

§ 16. Определение судовой архитектуры и архитектурные элементы судов

§ 17. Архитектурные типы судов

§ 18. Расположение судовых помещений

§ 19. Архитектура подводных кораблей и судов

Глава V. Материалы, применяемые в судостроении

§ 20. Общие сведения о материалах

§ 21. Металлические материалы

§ 22. Неметаллические материалы

§ 23. Коррозия и эрозия металлов

Глава VI. Прочность судового корпуса и его конструкция

§ 24. Силы, действующие на корпус плавающего судна

§ 25. Понятие прочности судна

§ 26. Системы набора корпуса судна

§ 27. Конструктивные элементы корпуса

§ 28. Конструкция корпуса подводных лодок

§ 29. Способы соединения деталей корпуса судна

Глава VII. Судовые устройства

§ 30. Основные элементы судовых устройств

§ 31. Рулевое устройство

§ 32. Якорное устройство

§ 33. Швартовное устройство

§ 34. Буксирное устройство

§ 35. Грузовые устройства

§ 36. Шлюпочное устройство

§ 37. Промысловые устройства

§ 38. Прочие судовые устройства

Глава VIII. Судовые системы

§ 39. Основные элементы и классификация систем

§ 40. Конструктивные элементы судовых систем

§ 41. Принципы проектирования судовых систем

§ 42. Корабельные системы подводных лодок

Глава IX. Судовые силовые установки

§ 43. Общие сведения

§ 44. Паровые котельные установки

§ 45. Турбинные установки

§ 46. Двигатели внутреннего сгорания

§ 47. Передача мощности двигателей на гребной вал

Глава X. Электрооборудование судов

§ 48. Общие сведения

§ 49. Источники электрической энергии

§ 50. Главный распределительный щит

§ 51. Судовые электрические сети, кабели и провода

Глава XI. Судовые навигационные приборы и связь

§ 52. Электро и радионавигационные приборы

§ 53. Внутренняя и внешняя связь и сигнализация

Глава XII. Корабли военно-морских сил

§ 54. Влияние нового вида оружия на корабельную архитектуру(1)

§ 55. Корабельное оружие

§ 56. Защита и живучесть кораблей

Глава XIII. Судостроение и судоремонт

§ 57. Основы организации судостроения

§ 58. Задание на разработку проекта судна и этапы его проектирования

§ 59. Постройка судов

§ 60. Ремонт и докование судов

Приложение 1

Приложение 2

Литература

экономить дорогой и дефицитный никель;

4) жароупорная сталь, легированная хромом, кремнием и алюминием, не окисляется и, благодаря введению молибдена, вольфрама, ванадия и прочих примесей, обладает высоким сопротивлением механическим нагрузкам во время работы при высоких температурах;

5) износоустойчивая сталь содержит 1,0-1,3% углерода и 11,0-14,0% марганца, применяется для изготовления способом фасонного литья деталей, работающих на износ под давлением, таких, например, как детали землечерпательных ковшей, драг и т. п.

Чугуны. В судостроении широко используется серый чугун благодаря его хорошим литейным качествам и относительной легкости механической обработки. Чугунные отливки дешевле стальных и применяются для изготовления гребных винтов, кнехтов, деталей судовых устройств, дельных вещей и т. д.

Широкое применение в судостроении получили и модифицированные чугуны, в состав которых вводятся примеси-модификаторы (силикокальций, ферросилиций, силикоалюминий и т. д.), повышающие механические свойства отливок. Из этого чугуна изготовляют рамки иллюминаторов, гребные винты, цилиндрические втулки и прочее.

Ковкий чугун, являющийся разновидностью серого чугуна, получается путем длительной термической обработки (отжига), отливок из хрупкого белого чугуна. Благодаря такой обработке чугун получает некоторую пластичность – ударостойкость и меньшую хрупкость при механическом воздействии. Детали из ковкого чугуна широко применяют в судовых системах.

В судостроении применяются следующие цветные металлы.

Алюминий и его сплавы получили широкое применение благодаря малому удельному весу (26-28 г/см³), относительной прочности (бв до 470 кг/мм²), а также немагнитности и легкости обработки и т. п.

Введение в алюминиевые сплавы магния, марганца, кремния, меди, железа и других компонентов (от 1,5 до 20%) изменяет их механические и технологические свойства.

Дюралюминий – алюминиево-медный сплав, термически обработанный, превосходит по прочности даже некоторые стали, но из-за низкой коррозионной стойкости он находит ограниченное применение в судостроении.

Присадки кремния, магния, меди и цинка улучшают некоторые качества алюминия, например литейные, прочность, твердость, но одновременно и ухудшают его пластичность, коррозионную стойкость и т. д.


Медь и ее сплавы. Мед ь в судостроении применяется почти исключительно для изготовления трубопроводов в специальных системах, в электротехнике или как декоративный поделочный материал.

Бронза представляет собой сплав меди и олова, марганца, железа и других элементов. Кроме оловянистых бронз, применяют и безоловянистые, представляющие собой сплавы меди с алюминием и другими металлами без добавления олова, которое является дефицитным и дорогим металлом.

Бронзы отличаются высокой антикоррозионной стойкостью и применяются преимущественно для изготовления ответственных отливок, работающих на трение в морской воде. Из бронзы изготовляют арматуру, детали судовых устройств, втулки, муфты и т. г

Латунь – сплав меди с цинком. Цинк повышает прочность и пластичность сплава. Содержание в латуни около 30% цинка делает ее максимально пластичной, а около 45%-максимально прочной.

Латунь хорошо прокатывается и куется. Из нее изготовляют поделочные листы и прутки, трубы, прессованные детали сложной конфигурации и прочие детали, получаемые литьем, прокатом, ковкой, штамповкой и прессованием и предназначенные для работы в воде, влажном воздухе и других агрессивных средах.

Антифрикционные сплавы изготовляют на основе олова, свинца и алюминия. Эти сплавы применяют в судостроении для заливки подшипников скольжения, которые характеризуются малым коэффициентом трения, высокой пластичностью, минимальным износом и нагревом.

Титан и его сплавы являются новейшими прогрессивными конструкционными материалами. Они характеризуются высокой прочностью, пластичностью, малым удельным весом (45 г/см³), высокой температурой плавления и большой антикоррозионной стойкостью.

Легирующие добавки к титану – алюминий, хром, марганец, ванадий, железо, молибден и олово – значительно повышают прочность сплава.

Титановые сплавы хорошо свариваются электросваркой в атмосфере аргона или гелия. Титановые сплавы куются, штампуются и прокатываются, что позволяет изготовлять из них и профильные материалы.

Титан и его сплавы пока относительно дорогие материалы, но по мере совершенствования технологии их производства стоимость их быстро снижается, и эти материалы все шире применяют в судостроении для изготовления особенно ответственных деталей корпуса и его элементов.





§ 22. Неметаллические материалы




Лесоматериалы находят широкое применение в судостроении из-за небольшого объемного веса, достаточной прочности, легкости обработки и невысокой стоимости. Из дерева изготовляют корпуса некоторых судов, настилы палуб, детали обрешетника под изоляцию другими материалами, обшивку переборок и выгородок, подушки под механизмы, детали оборудования и многое другое. Древесиной дорогих пород, имеющей красивое строение, отделывают парадные помещения. Вес применяемой древесины достигает 15% от веса корпуса.

Все древесные породы делятся на хвойные и лиственные . Из хвойных пород в судостроении применяются сосна, лиственница, кедр, пихта, ель, из лиственных – красное дерево, тик, ясень, береза, дуб и др. Наилучшими породами древесины являются красное дерево, тик, сосна, кедр, лиственница, ясень.

Особый интерес представляет бакаут – твердая тяжелая древесина, которая особенно ценится как материал для изготовления вкладышей дейдвудных подшипников, работающих в воде без смазки.

Красное дерево, тик и бакаут, хорошо зарекомендовавшие себя в судостроении, поступают для отечественного судостроения как импортные товары, поэтому требуют особенно бережного использования.

Для защиты древесины от гниения ее пропитывают специальными растворами, называемыми антисептиками, а для увеличения ее огнестойкости – антипиренами.

Пластические массы, или пластики, изготовляют на основе высокомолекулярных органических веществ, называемых смолами. Смолы являются главными связующими веществами и могут иметь вид жидкости, густой пластической массы и твердого вещества. По происхождению они могут быть естественными (например копалы, шеллак, сандарак, канифоль, природный асфальт и др.) и синтетическими, полученными в результате химических реакций из каменноугольного дегтя или из бензола и метилового спирта, органических кислот, аммиака и пр.

Применяемые в промышленности пластмассы представляют собой сложную механическую смесь, состоящую из многих компонентов, а также различных наполнителей
, повышающих прочность пластмасс, ее термостойкость и прочие качества.

Добавление в некоторые смолы вспенивающих веществ делает пластмассы газонаполненными (пено- и поропласты). Такие материалы с очень малым удельным весом находят широкое применение в качестве тепло- и звукоизоляции судовых помещений. К недостаткам пластмасс относят невысокую теплостойкость, низкую теплопроводность и низкий модуль упругости. При температуре около 300° С они начинают разлагаться и обугливаться.

Изоляционные материалы применяют в судостроении для тепловой, противопожарной и противошумной изоляции. К этим материалам относятся: экспанзит (в виде плит, спрессованных из размельченной коры пробкового дуба или бархатного дерева); пробковая крупа (крошка), древесно-волокнистые и торфоизоляционные плиты, вермикулитовая противопожарная изоляция, пеностекло, стекловойлок, фольга алюминиевая, плиты из гофрированного винипласта и многие другие материалы. К ним предъявляются, кроме основных требований теплоизоляции, также требования не поддерживать горение, быть стойкими к воздействию влаги, для чего изоляция покрывается шпаклевкой и окрашивается. Чтобы защитить изоляцию от механических повреждений и придать судовым жилым и служебным помещениям вид, отвечающий требованиям современной эстетики, места изоляции закрывают зашивкой, которая крепится на обрешетнике (деревянных брусках или металлических планках).

Покрасочные материалы применяют для покрытий судовых поверхностей. Покрытия принято разделять на антикоррозионные, декоративные и противообрастающие ; для покрытий используют масляные, смоляные и силикатные краски, лаки, синтетические краски. Для покрытия подводной поверхности корпуса применяют специальные химические краски.

Бетоны применяются для постройки корпуса судна, в судоремонте и при борьбе за живучесть судна во время аварийного повреждения корпуса. Для этих целей используют различные цементы (марок не ниже 500).

Бетон приготовляют из цемента, пресной воды и заполнителей (песок, щебень и гравий) с введением различных добавок. Железобетон представляет собой монолит, изготовленный из бетона с арматурой из горячекатаных стальных прутков диаметром 3- 28 мм.

Для покрытия палуб применяются материалы, предохраняющие их от износа и коррозии,