ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 393
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Общие сведения о судах
§ 1. Классификация судов по общим основным признакам
§ 2. Классификация гражданских судов
§ 3. Классификация кораблей военно-морских сил
Глава II. Геометрия судового корпуса и главные измерители судна
§ 6. Соотношения главных размерений и коэффициенты, характеризующие форму судового корпуса
§ 7. Весовые и объемные измерители судна
§ 8. Назначение и принцип построения теоретического чертежа
Глава III. Основные качества судов
§ 9. Эксплуатационные качества судов
§ 10. Тактико-технические (или боевые) качества кораблей ВМС
§11. Экономические качества судов
§ 12. Мореходные качества судов. Часть 1
§ 12. Мореходные качества судов. Часть 2
§ 14. Суда, достигающие неводоизмещающего режима движения
§ 16. Определение судовой архитектуры и архитектурные элементы судов
§ 17. Архитектурные типы судов
§ 18. Расположение судовых помещений
§ 19. Архитектура подводных кораблей и судов
Глава V. Материалы, применяемые в судостроении
§ 20. Общие сведения о материалах
§ 22. Неметаллические материалы
§ 23. Коррозия и эрозия металлов
Глава VI. Прочность судового корпуса и его конструкция
§ 24. Силы, действующие на корпус плавающего судна
§ 26. Системы набора корпуса судна
§ 27. Конструктивные элементы корпуса
§ 28. Конструкция корпуса подводных лодок
§ 29. Способы соединения деталей корпуса судна
§ 30. Основные элементы судовых устройств
§ 38. Прочие судовые устройства
§ 39. Основные элементы и классификация систем
§ 40. Конструктивные элементы судовых систем
§ 41. Принципы проектирования судовых систем
§ 42. Корабельные системы подводных лодок
Глава IX. Судовые силовые установки
§ 44. Паровые котельные установки
§ 46. Двигатели внутреннего сгорания
§ 47. Передача мощности двигателей на гребной вал
Глава X. Электрооборудование судов
§ 49. Источники электрической энергии
§ 50. Главный распределительный щит
§ 51. Судовые электрические сети, кабели и провода
Глава XI. Судовые навигационные приборы и связь
§ 52. Электро и радионавигационные приборы
§ 53. Внутренняя и внешняя связь и сигнализация
Глава XII. Корабли военно-морских сил
§ 54. Влияние нового вида оружия на корабельную архитектуру(1)
§ 56. Защита и живучесть кораблей
Глава XIII. Судостроение и судоремонт
§ 57. Основы организации судостроения
§ 58. Задание на разработку проекта судна и этапы его проектирования
§ 56. Защита и живучесть кораблей
Защита кораблей от воздействия боевых средств противника всегда должна быть на уровне этих средств. При разработке защиты кораблей необходимо учитывать возможность ответных ударов противника различным оружием.
Особенное влияние на развитие как активных, так и пассивных средств защиты корабля оказало появление ракетно-ядерного оружия: оно заставило коренным образом пересмотреть основные принципы проектирования защиты кораблей различных классов. По мнению иностранных специалистов, надводные корабли должны иметь, в первую очередь, средства противоатомной защиты, которым уделяется особенное, все возрастающее внимание, затем защиту от оружия, реагирующего на физические поля кораблей, и, наконец, конструктивную защиту корпуса.
Противоатомная защита (ПАЗ) кораблей состоит из следующих конструктивных и организационно-технических мероприятий:
повышение прочности основного корпуса, дверей и люков; объединение напалубных элементов корабля в общие конструкции- в надстройки с рубками в мачтотрубы и др.;
сокращение числа и упрощение формы образований напалубных элементов (надстроек, рубок и т. п.);
придание внешним архитектурным элементам корабля обтекаемых форм;
применение иллюминаторов, «равнопрочных», с основным корпусом и надстройками;
максимальный перевод открытых постов в помещения; размещение важных боевых постов в основном корпусе ниже верхней палубы;
герметизация боевых и жизненно важных постов и помещений, создание в них микроклимата;
применение газовых фильтров для вентиляции помещений корабля и автоматически действующих герметических крышек на приемных и вытяжных каналах естественной вентиляции;
применение закрытых кожухов для повышения прочности антенных постов (АП) РЛС и открытых, элементов прочих средств связи;
установка на палубных архитектурных элементах (надстройках и рубках) корабля систем «водяной защиты» для смыва за борт осаждающихся из воздуха продуктов радиоактивного распада;
повышение ударостойкости отдельных элементов корпуса, энергетических установок, электрооборудования, вооружения, средств наблюдения и связи и т. п.;
введение дистанционного управления механизмами, устройствами (в том числе и боевыми), системами и другими средствами из специальных герметизированных и прочно защищенных постов;
применение автоматизации управления энергетическими установками, электрооборудованием, вооружением и др.; повышение требований к нормам остойчивости; применение новых конструкционных материалов с повышенной прочностью и вязкостью;
запрещение использования горючих материалов на кораблях. Совсем недавно физические поля кораблей – тепловое, магнитное, гидродинамическое и гидроакустическое – не имели значения. В современных условиях эти поля широко используются для конструирования многих основных образцов управляемых и самонаводящихся ракет, торпед, глубинных бомб и мин, предназначенных для нанесения ударов по кораблям. Для защиты кораблей от этого оружия появились и средства уничтожения физических полей кораблей.
Проводятся большие исследования с целью изыскания мер и средств снижения физических полей кораблей, что обеспечит их пассивную защиту в условиях действия современного самонаводящегося оружия.
Одним из таких средств защиты является размагничивающее устройство, уничтожающее магнитные поля корабля.
Размагничивающее устройство (РУ) корабля служит для резкого снижения магнитного поля, возникающего вокруг корабля вследствие движения его в магнитном поле Земли. На рис. 80 приводится типовая схема расположения обмоток размагничивающего устройства тральщика США. Обмотка кабеля выполнена из четырех секций, расположенных в трех плоскостях: основной, батоксовой и шпангоутной. Каждая из секций предназначается для компенсации определенной составляющей магнитного поля.
Рис. 80. Схема расположения обмоток размагничивающего уст ройства корабля. 1 – основная; 2 – шпангоутная; 3 – батоксовая обмотка.
Секция обмотки, расположенная параллельно основной плоскости, является основной. Эта секция компенсирует вертикальную составляющую магнитного поля корабля и обычно состоит из одной секции, идущей от носа в корму по всей длине корабля, либо, как изображено на рисунке,-из нескольких небольших секций, соединенных последовательно между собой.
Батоксовая обмотка размещается вертикальными продольными плоскостями
, параллельными ДП, обычно в тех же районах, где и основная обмотка, и компенсирует поперечную составляющую магнитного поля корабля.
И, наконец, шпангоутная обмотка, секции которой устанавливаются в плоскости шпангоутов, компенсирует продольную составляющую магнитного поля корабля.
Четвертая обмотка, проложенная в кабелях основной, батоксовой и шпангоутной обмоток, соединена последовательно и служит для компенсации остаточного поля корабля.
В секциях обмотки пропускается постоянный электрический ток в направлениях, обратных магнитному полю корабля. Сила тока в основной, батоксовой и шпангоутной обмотках изменяется автоматически в зависимости от магнитного поля при движении, качке и рыскании корабля. Сила же тока в четвертой обмотке, служащей для компенсации остаточного поля, при этом остается постоянной.
Размагничивающее устройство управляется автоматически специальной системой, основным элементом которой является магнитометр, срабатывающий при изменении каждой из трех составляющих магнитного поля во время движения корабля. Электрические сигналы, поступающие от магнитометра, передаются приборам, автоматически изменяющим силу тока в соответствующей обмотке.
Конструктивная защита корабля представляет собой в надводной части корпуса вертикальное и горизонтальное бронирование в виде цитадели с дополнительным местным бронированием жизненно важных помещений (артиллерийских башень, боевых рубок, погребов боезапаса, румпельного отделения, машинно-котельных помещений и т. п.).
Нет таких средств защиты, которые могли бы противостоять прямым попаданиям снарядов и авиабомб с ядерными зарядами при воздействии на корабль современного оружия, но все же средства конструктивной защиты обеспечивают сокращение радиуса действия на корабль ударной волны ядерного взрыва;
уменьшение эффективности воздействия взрывов мин, торпед, авиабомб и снарядов с обычными взрывчатыми веществами; защиту командных, боевых постов и постов живучести от снарядов малого калибра и разного типа осколков.
Корабли США последней постройки имеют значительно более легкое бронирование, выполненное в виде «экранированной» системы ряда броневых преград.
Средствами подводной защиты служат конструкции, рассчитанные на поглощение энергии подводного взрыва.
Размеры повреждения и затопления помещений могут быть уменьшены знакомыми нам способами – устройством двойного дна, коффердамов и бортовых отсеков (двойного дна) с
жидким заполнителем, а также применением легких сухих заполнителей – пористого пластика (пенопласта) и т. п.
Живучесть корабля является одним из основных его качеств, к ним относятся непотопляемость, прочность, взрывобезопасность и пожаробезопасность, живучесть вооружения и технических средств и защита от боевых радиоактивных, отравляющих и бактериологических воздействий.
Живучесть кораблей должна оцениваться с учетом современных боевых средств вооружения противника.
Повреждения корпуса корабля, причиненные противником, или другие аварии приводят, в первую очередь, к ухудшению или полной потере мореходных качеств и, как следствие – к потере боевых качеств корабля. Особенно опасны повреждения корпуса в тех случаях, когда они вызывают затопление отсеков корабля.
Статистика показывает, что во второй мировой войне в2/з случаев гибель или потеря боеспособности надводных кораблей иностранных флотов были связаны с утратой ими плавучести. Поэтому каждый корабль должен быть рассчитан на такие повреждения, при которых он будет обладать необходимой непотопляемостью.
Непотопляемость надводных кораблей должна быть такой, чтобы при затоплении не менее двух отсеков корабли сохраняли в определенных пределах осадку и остойчивость. Допустимая величина крена корабля не должна ограничивать использование корабельного оружия. Пока корабль с затопленными отсеками остается на плаву и не опрокидывается, он обладает непотопляемостью, и нельзя считать, что исчерпаны все возможности ее поддержания.
Практически непотопляемость кораблей обеспечивается:
1) конструктивными мероприятиями при постройке (или модернизации) кораблей, ограничивающими размеры его повреждений от действия боевых средств противника;
2) организационно-техническими мероприятиями, проводимыми на протяжении всего периода службы корабля и включающими правильную повседневную эксплуатацию корабля, высокую выучку, тренировку и дисциплину личного состава и содержание в постоянной готовности всех технических средств, обеспечивающих борьбу за непотопляемость;
3) борьбой за непотопляемость, ведущейся после получения кораблем повреждения и заключающейся в применении мер, позволяющих выяснить состояние поврежденного корабля и предотвратить его гибель.
Корабельные посты живучести должны быть оборудованы приборами, показывающими, какие отсеки и как затоплены, а для замеров статического крена и дифферента при качке – статическим демпфированным кренометром и дифферентометром, быстродействующими электронно-вычислительными машинами для механизации расчетов состояния поврежденного корабля, средствами внутрикорабельной связи и системами трюмной сигнализации. К мерам борьбы за непотопляемость относятся также снабжение кораблей переносными водоотливными средствами, аварийно-спасательным имуществом и материалами.