Файл: Дисциплина Технологии ведения тренинга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дисциплина:Технологии ведения тренинга



Задание №1

1. Подберите из сборников или разработайте сами 2 формирующих и 2 исследовательских упражнения для тренинга

2. Оформите описание упражнений в файл с использованием следующего алгоритма:

  • название

  • цель

  • инструкция участникам (прямая речь ведущего, с которой он обращается к участникам)

  • описание хода проведения

  • вопросы к шерингу

  • в каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение (на какую тему, с какими участниками).


Исследовательские упражнения

Упражнение 1

Название: «Дом, в котором живут деньги»

Цель: Исследовать собственное отношение к деньгам. Способствовать осознанию причин своего финансового поведения, ресурсов и возможных проблем.

Инструкция участникам: «Встать на место другого человека — значит постараться понять его переживания, мотивы поступков, позицию. Этот прием психологи часто применяют в своей работе. Но усилием воображения можно представить себя на месте неодушевленного предмета. И в этом случае мы сможем понять свое собственное отношение к нему.

На тренингах, посвященных деньгам, очень часто рассматривается финансовое поведение участников. Предлагаю начать исследование с рассматривания собственного кошелька: иногда эта процедура дает большую почву для размышления.».

Описание хода проведения:

  1. Участники должны сесть в круг и достать кошелек или что-то его заменяющее.

«Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы мысленно найдите на них ответы. Позже вы сможете это озвучить…

Возьмите в руки свой кошелек и посмотрите на него пристрастным взглядом.

— Как он выглядит? — Как давно он у вас? — Как он попал к вам?

— Если у вас нет кошелька и деньги хранятся в другом месте: кармашке сумочки или в записной книжке, вспомните — как давно и в связи с чем вы отказались от кошелька?

— Сможете ли вы безошибочно сказать, сколько у вас сейчас денег? Предположите, какая это сумма?

— А теперь откройте свой кошелек и проверьте. На сколько вы ошиблись и в какую сторону?

— Посмотрите, что еще, кроме денег, лежит в вашем кошельке? Как эти вещи попали сюда и для чего они предназначены?»


  1. Предложите участникам взять в руки одну купюру или монету и закрыть глаза.

Представь себе, что ты — денежка, которая живет в твоем кошельке. — Как давно ты здесь появилась? Откуда ты взялась? — Кто твои соседи и как много их? — Удобно ли тебе здесь находиться?

— Предположи — как долго ты здесь пробудешь, и на что тебя потратят?

— Как твой хозяин (хозяйка) к тебе относятся?

— Если бы ты умела говорить, что бы ты ему сказала?

  1. Участники в парах рассказывают о своих выводах и переживаниях.

Вопросы к шерингу:

— Какие чувства вызвало упражнение?

— Что нового вы узнали о себе и своем отношении к деньгам?

— В каком состоянии находится ваш кошелек и как это отражает ваше отношение к деньгам?

— Сумели ли вы безошибочно назвать, сколько у вас денег и как этот факт проявляется в жизни?

— Как вы себя чувствовали на месте купюры, и какие выводы в связи с этим у вас появились?

В каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение: Упражнение может быть использовано в тренингах по финансовой грамотности, работе с ограничивающими убеждениями
Упражнение 2

Название: Карта моей жизни

Цель: Исследовать сферы своей жизни и их соотношение. Способствовать гармонизации жизненных приоритетов: семья, работа, учеба, друзья, хобби и т. д.

Инструкция участникам: «Очень тяжело бывает расставить в жизни приоритеты, понять, что для тебя важнее и чем можно поступиться. Мы тратим время нашей жизни и силы на работу, общение, увлечения, у нас есть обязательства и хобби, которые доставляют удовольствия. Исследовать из чего состоит ваша жизнь, и понять, устраивает ли вас эта картина — значит взять контроль над ситуацией, и строить жизнь по желанному сценарию.».

Описание хода проведения:

Визуализация проводится на ковриках. Заранее приготовьте все для рисования: бумагу (формат А2), цветные карандаши, фломастеры. Во время упражнения включите тихую, спокойную музыку.

1. Визуализация

«…Представь себе, что вся твоя жизнь на настоящий момент — это большой город, в котором есть все, что бывает в обычном городе: жилые дома, дороги, предприятия, стадионы, парки и детские площадки. Представь себе, что ты поднимаешься над этим городом на высоту птичьего полета. Отсюда весь город виден как на ладони. Ты не можешь разглядеть мелкие детали и подробности, но зато тебе видны районы этого города, магистрали, которые их соединяют. Вот, к примеру, ты пролетаешь над районом, который называется «МОЯ СЕМЬЯ». Какую площадь он занимает в городе твоей жизни? Что он в себя включает? Где находится? А вот еще один район — «РАБОТА». Он отличается от предыдущего, не правда ли? Из каких сооружений он состоит? Что в нем примечательного? Рассмотри подробно все, что ты видишь, и отправляйся дальше — это часть города под названием «БЫТ» Где она расположена? Как велика? Какие сооружения включает? Следующий район города — «ОТДЫХ И УВЛЕЧЕНИЯ». Как он велик и что из себя представляет? Может быть, он включает в себя парки или сквер, а может быть, там есть аттракционы или кинотеатр —
посмотри и запомни, из чего состоит район «Отдых». Ты отправляешься дальше, и видишь часть города, которая символизирует твое общение — «ДРУЗЬЯ». Исследуй её, как можно подробнее… Осталось ли еще что-то, что входит в черту твоего города? Как называются эти районы? Какие они по размеру? А теперь обрати внимание, как соединены между собой районы — дороги, мосты, переходы? Что находится в центре города, а что на периферии? Какие наиболее примечательные сооружения есть в твоем городе? Может быть здесь есть стадионы или зоопарк, памятники, фонтаны, театры, предприятия, больницы, магазины… Где они расположены?

Ты видишь город своей жизни — он лежит как на ладони. Какие чувства вызывает у тебя это зрелище? Что бы тебе хотелось изменить в этом городе? Что нового хотелось бы построить? В какую сторону он будет развиваться? Запомни все увиденное и, когда посчитаешь возможным, возвращайся и открывай глаза…»

2. Участникам предлагается нарисовать карту Города своей жизни. Обратите их внимание, что город рисуется таким, какой он есть в настоящее время.

3. По мере окончания работы дайте возможность участникам побеседовать в парах об образах визуализации и своего рисунка, дать пояснения по карте, которую они изобразили.

Вопросы к шерингу:

— Из чего состоит город моей жизни и мое отношение к этому?

— Что меня устраивает и вызывает радость?

— Что меня не устраивает и почему?

— Что бы я изменил?

— Какие пути изменений я вижу?

В каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение: в тренингах личностного роста
Формирующие упражнения

Упражнение 1

Название: Доска объявлений

Цель: Способствовать формированию позитивного отношения к себе, как к деятелю, за счет ревизии знаний и умений. Учить превращать компетенции в товар: давать название, описание, форму и назначать цену.

Инструкция участникам: Профессиональная самооценка – это оценивание себя по самым разным параметрам: наличие навыков, знаний, компетентности в разных областях, прикладные умения. Очень часто в зоне внимания находится то, что является слабой стороной, а все то, что являться преимуществом воспринимается «так и должно быть». Упражнение дает возможность увидеть свои сильные стороны и превратить их в товар

Описание хода проведения:

1. Предложите участникам вспомнить все свои умения и компетенции, которые можно предложить, как товар или услугу. Важно, чтобы это были не только профессиональные умения, но и то, что человек воспринимает, как хобби или бытовое умение.


2. Все умения выписываются в столбик. Напротив каждого формулируется и записывается название товара.

Например: «Я умею работать в программах фоторедактора – Обработка фотографий перед печатью; Изготовление коллажей из фотографий; Изготовление рекламных банеров из фотографий заказчика и т. д.».

Товар должен включать в себя: название, описание, цену.

3. Составить и написать 4—6 объявлений о тех товарах, которые могут предложить. Каждое объявление записывается на отдельномстикере.

Например: «Выгуляю вашу собаку в любое время в районе ….Хорошо лажу с животными, есть большой опыт содержания и дрессировки собак. Учитываю характер, возраст, предпочтения собаки. Представлю вам фотоотчет. Ваш питомец будет счастлив! Цена: 350 руб\час.».

4.Стикеры вывешиваются на доску. Участникам предлагается прочитать все объявления и выбрать для себя 2—4 предложения, которыми бы они воспользовались. Если на одно объявление есть несколько желающих, его можно сфотографировать.

Вопросы к шерингу:

– Какие объявления вы выбрали и почему? Что вас привлекло в каждом объявлении?

– Что из написанного вами вы бы хотели на самом деле продавать, как товар и услугу? Что вам мешает это делать?

– Какие ваши предложения выбрали и как вы к этому относитесь?

– Что из предложенного вами является для вас самым неожиданным? Самым интересным? Самым выгодным?

В каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение: тренинги личностного роста, тренинги продаж, тренинги развития компетенций
Упражнение 2
Название:Мужчина сын матери

Цель: Способствовать формированию отношений «взрослый-взрослый» с матерью (отцом) через выстраивание границ между собственной жизнью и жизнью матери, осознание способов отделения и невмешательства в жизнь другого человека.

Инструкция участникам: Взаимоотношения с выросшими детьми нередко бывают сложными. Родителям трудно начать воспринимать своего ребенка, как самостоятельного и независимого, детей же нередко мучают раздражение, вина и другие противоречивые чувства.. Это упражнение может быть адресовано как родителям, так и взрослым детям. Я предлагаю второй вариант.

Описание хода проведения:

  1. Участникам предлагают выбрать по 1 портрету женщины из предложенных. Затем в журналах найти и вырезать изображение взрослого ребенка этой женщины.

2. В парах: «Придумайте и расскажите историю этих двух людей. Как складывалась их судьба в прошлом, что сейчас происходит у них в жизни»


3 Беседа в кругу:

– О чем вы рассказали и какое это имеет отношение к вам и вашей жизни?

4. «Предлагаю вам приклеить эти портреты на два разных листа и сделать коллаж жизни матери и жизни её взрослого ребенка. Пусть это будут две счастливые истории. Подумайте, чем вы заполните жизнь матери, чтобы она была счастлива, и что должно быть в жизни взрослого человека, чтобы он был независим от родителей.»

5. Изготовление коллажей, беседа в парах.

Вопросы к шерингу:

– Удалось ли вам создать две независимые картины и что за содержание вы в них включили?

– Что необходимо для счастья вам?

– Что необходимо вашей матери?

– В чем вы можете помочь друг другу?

– Чего следует избегать?

В каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение: тренинги личностного роста, коммуникации, конфликтов

Задание № 2

Напишите сценарий тренинга длительностью 6 часов.

Сценарий оформите в формате таблицы. Подробно пропишите цели блоков и виды активностей (упражнения, работу в группах, дискуссии, мини-лекции). Приводить целиком тексты лекций не нужно, достаточно темы и цели. Для упражнений достаточно названия и цели

Тренинг коммуникации

Время

Блок тренинга,

его цель

Что делает тренер

Что делают участники

Необходимые материалы, реквизит, оборудование

 10:00-10:10

 Вступительный этап

Знакомство с тренером и целями тренинга

 Приветствует участников и представляется им. Озвучивает основную цель тренинга

Совместно с участниками формирует дружелюбную психологическую атмосферу

Формулирует цель на основе тематики тренинга и высказанных пожеланий участниками тренинга

Обеспечивает формирование правил

 Занимают места

Высказывают пожелания относительно результатов тренинга

Принимают правила организации работы тренинга

 Просторное помещение (пространство в 3 раза больше чем для комфортного размещения участников тренинга)

Доска (флип-чарт) и маркер для записи правил

 10:10-10:20

 Вступительный этап

Упражнение на знакомство (ледокол) «Десять секунд»1 Цели:

Снизить/преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду;

- помочь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении;

- способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы;

- организовать групповую работу переключением внимания и эмоций участников тренинга на «здесь и сейчас»

Дает инструкцию к упражнению

Сопровождает проведение упражнения, является ведущим

Подводит итоги

 Следуя инструкциям тренера, выполняют упражнение: участники быстро спонтанно двигаются по помещению, объединяясь в группы по признаку, называемому ведущим
По завершении – делятся впечатлениями от игры, отвечая на вопросы шеринга (что понравилось, что нет, как чувствовали себя, когда объединялись в группы и оставались одни, кого запомнили по объединению)

 Помещение

 10:20-11:00

 Основной блок

Теория

 Рассказывает теорию: функции коммуникации, связь общения с самооценкой

Предложение поучаствовать в экспериментах (отрицательная реакция окружающих на выполнение простых заданий, например перечислениеживотных и издаваемых ими звуков; зависимость настроения от оценки окружающих2)


 Участвуют в обсуждении
Задают вопросы тренеру

 Помещение

Стулья или подушки для сидения участников

Флип-чарт и маркер для записей

 11:00-11:20

 Перерыв, кофе-брейк

 

 

 

 11:20-11:35

 Ледокол

Упражнение «Упрямая сороконожка»3

Цели:

- проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и без нее, влияние договора на достижение групповой цели;

- выявить лидерские возможности игроков;

-пробудить командные эмоции взаимоподдержки, ответственности, сплоченности

 Дает инструкцию к упражнению

В завершении ведет обсуждение игры

 Выполняют упражнение согласно инструкции

Участники встают в круг лицом от центра круга, берутся за руки

Каждый определяет место, куда он хотел бы добраться на площадке

По команде тренера каждый стремится попасть в то место. Любое общение запрещено
На втором этапе происходит тоже самое, но участники могут говорить
Участвуют в шеринге

 Помещение

11:35-11:55

Упражнение ТИРК (технопроектная игра развивающей кооперации)4

Цель: воспитание умения принимать, ценить и эффективно использовать более высокий уровень толерантного взаимодействия между людьми

Дает инструкцию к упражнению

В завершении ведет обсуждение игры

Выполняют упражнение согласно инструкции

Участники делятся на команды по 2

Все участники письменно отвечают на заданный вопрос тренером (на любую интересующую участников тему)

Участники должны объединить свои позиции, руководствуясь правилом «поддержать противоположную позицию», сначала в своей группе из 2 человек, после с соседней группой и так далее до объединения позиций 2 групп, состоящих каждая из половины участников тренинга

Презентация спикером от участников объединенного мнения по заданному вопросу
Участвуют в шеринге

Помещение

Места для сидения

Листы и ручки для записей

Флип-чарт и маркер для презентации

 11:55-12:00

 Упражнение ледокол «Рам-цам-цам»

Цель:

- эмоциональная разгрузка;

- поддержание положительного группового настроя

 Дает инструкцию к упражнению

 Участники становятся в круг и выполняют упражнение по инструкции

 Помещение

12:00-12:40

Упражнение «Почувствовать другого»

Цели:

- научиться концентрировать внимание на партнере и на его невербальном языке;

- убедиться в том, что телесная подстройка ведет к повышению взаимопонимания между партнерами;

- развить эмпатические возможности участников

Дает инструкцию к упражнению

В завершении ведет обсуждение игры

Выполняют упражнение согласно инструкции

Участники разбиваются на пары ведущий-ведомый и выполняют упражнение: копируют походку друг друга, повторяют позы, мимику, обсуждают комфортность мимики, позы, походки каждого участника пары для другого
Участвуют в групповом шеринге

Помещение

12:40-13:30

Перерыв, обед










13:30-14:30

Упражнение «Вернисаж достижений»5

Цель: Способствовать восстановлению чувства самоуважения через осознание своих достижений. Развивать умение рассказывать о своих умениях и достижениях.

Дает инструкцию к упражнению, ведет визуализацию

В завершении ведет обсуждение игры

Выполняют упражнение согласно инструкции

Лежа, осуществляют ведомую визуализацию

Делятся на пары и обсуждаютувиденноеи прочувствованноев визуализации

Рисуют наиболее привлекательный и запомнившийся экспонат из образов, пришедших в процессе визуализации

Каждый презентует свой экспонат группе

Участвуют в групповом шеринге

Помещение

Коврики или пледы

Листы и цветные карандаши, фломастеры или краски


14:30-14:40

Мини-лекция с элементами дискуссии о конфликте, его положительных и негативных функциях

Рассказывает и отражает на флип-чарте основные мысли по заданной теме

Рассаживаются полукругом и слушают мини-лекцию, обсуждают основные идеи, при необходимости задают вопросы

Помещение

Стулья или подушки для сидения

Флип-чарт и маркер для записей

14:40-15:20

Упражнение «Застройка»6

Цели: Исследовать особенности поведения в конфликтной ситуации, стратегии, приводящие к конфликту и предотвращающие его.

Дает инструкцию к упражнению, записывает реплики участников при выполнении упражнений

В завершении ведет обсуждение игры

Записывает итоги стратегий участников на флип-чарте

Выполняют упражнение согласно инструкции

Делятся на группы в 3-5 человек

Осуществляют «застройку» выделенного под застройку участка города своей группой на листе ватмана по заданной инструкции

Участвуют в групповом шеринге

Помещение

Влип-чарт и маркер

Листы ватмана, карандаши

15:20-15:30

Мини-лекция о пользе и вреде критики

Рассказывает и отражает на флип-чарте основные мысли по заданной теме

Рассаживаются полукругом и слушают мини-лекцию, обсуждают основные идеи, при необходимости задают вопросы

Помещение

Стулья или подушки для сидения

Флип-чарт и маркер для записей

15:30-16:30

Упражнение «Убить Критика»7

Цель: Способствовать формированию бесстрашия за счет умения отражать критику, находить контраргументы и доводы в пользу своего Проекта.

Дает инструкцию к упражнению, ведет визуализацию

В завершении ведет обсуждение игры

Выполняют упражнение согласно инструкции

Осуществляют выбор проекта для защиты

Лежа, осуществляют ведомую визуализацию

Изготовляют маску критика

По очереди презентуют свой проект, остальные на это время превращаются в критиков

Участвуют в групповом шеринге

Помещение

Коврики или пледы

Заготовки-шаблоны, краски, карандаши или мелки для изготовления масок

16:30-16:40

Упражнение ледокол «Хвост ослика Иа»8

Цели:

Снять напряжение участников тренинга путем вовлечения в групповое физическое действие;

Вызвать положительные эмоциональные переживания взаимоподдержки, радости от коллективного успеха

Дает инструкцию к упражнению

В завершении ведет обсуждение игры

Выполняют упражнение согласно инструкции

Группа разбивается на пары

Один из участников пары вставляет за пояс ддлинную полоску бумаги (хвост)

Участники пары встают плечо к плечу и обхватывают одной рукой друг друга за пояс

Двигаются по помещению и стараются оборвать как можно больше хвостов у других пар

Обсуждение упражнения

Помещение

Полоски бумаги 20 см длиной

16:40-17:00

Заключительный этап

Рефлексия

Дает инструкцию и следит за выполнением

Участники становятся в круг и бросая мяч каждому из участников по очереди говорит о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросают мяч
Садятся в круг и отвечают на вопросы:

- какие чувства вы испытывали во время тренинга?

- возникали ли трудности? Если да, то какие?

- какой опыт вы сегодня приобрели?

Помещение

Мяч

Стулья или подушки для сидения