ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина:Технологии ведения тренинга
Задание №1
1. Подберите из сборников или разработайте сами 2 формирующих и 2 исследовательских упражнения для тренинга
2. Оформите описание упражнений в файл с использованием следующего алгоритма:
-
название -
цель -
инструкция участникам (прямая речь ведущего, с которой он обращается к участникам) -
описание хода проведения -
вопросы к шерингу -
в каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение (на какую тему, с какими участниками).
Исследовательские упражнения
Упражнение 1
Название: «Дом, в котором живут деньги»
Цель: Исследовать собственное отношение к деньгам. Способствовать осознанию причин своего финансового поведения, ресурсов и возможных проблем.
Инструкция участникам: «Встать на место другого человека — значит постараться понять его переживания, мотивы поступков, позицию. Этот прием психологи часто применяют в своей работе. Но усилием воображения можно представить себя на месте неодушевленного предмета. И в этом случае мы сможем понять свое собственное отношение к нему.
На тренингах, посвященных деньгам, очень часто рассматривается финансовое поведение участников. Предлагаю начать исследование с рассматривания собственного кошелька: иногда эта процедура дает большую почву для размышления.».
Описание хода проведения:
-
Участники должны сесть в круг и достать кошелек или что-то его заменяющее.
«Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы мысленно найдите на них ответы. Позже вы сможете это озвучить…
Возьмите в руки свой кошелек и посмотрите на него пристрастным взглядом.
— Как он выглядит? — Как давно он у вас? — Как он попал к вам?
— Если у вас нет кошелька и деньги хранятся в другом месте: кармашке сумочки или в записной книжке, вспомните — как давно и в связи с чем вы отказались от кошелька?
— Сможете ли вы безошибочно сказать, сколько у вас сейчас денег? Предположите, какая это сумма?
— А теперь откройте свой кошелек и проверьте. На сколько вы ошиблись и в какую сторону?
— Посмотрите, что еще, кроме денег, лежит в вашем кошельке? Как эти вещи попали сюда и для чего они предназначены?»
-
Предложите участникам взять в руки одну купюру или монету и закрыть глаза.
Представь себе, что ты — денежка, которая живет в твоем кошельке. — Как давно ты здесь появилась? Откуда ты взялась? — Кто твои соседи и как много их? — Удобно ли тебе здесь находиться?
— Предположи — как долго ты здесь пробудешь, и на что тебя потратят?
— Как твой хозяин (хозяйка) к тебе относятся?
— Если бы ты умела говорить, что бы ты ему сказала?
-
Участники в парах рассказывают о своих выводах и переживаниях.
Вопросы к шерингу:
— Какие чувства вызвало упражнение?
— Что нового вы узнали о себе и своем отношении к деньгам?
— В каком состоянии находится ваш кошелек и как это отражает ваше отношение к деньгам?
— Сумели ли вы безошибочно назвать, сколько у вас денег и как этот факт проявляется в жизни?
— Как вы себя чувствовали на месте купюры, и какие выводы в связи с этим у вас появились?
В каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение: Упражнение может быть использовано в тренингах по финансовой грамотности, работе с ограничивающими убеждениями
Упражнение 2
Название: Карта моей жизни
Цель: Исследовать сферы своей жизни и их соотношение. Способствовать гармонизации жизненных приоритетов: семья, работа, учеба, друзья, хобби и т. д.
Инструкция участникам: «Очень тяжело бывает расставить в жизни приоритеты, понять, что для тебя важнее и чем можно поступиться. Мы тратим время нашей жизни и силы на работу, общение, увлечения, у нас есть обязательства и хобби, которые доставляют удовольствия. Исследовать из чего состоит ваша жизнь, и понять, устраивает ли вас эта картина — значит взять контроль над ситуацией, и строить жизнь по желанному сценарию.».
Описание хода проведения:
Визуализация проводится на ковриках. Заранее приготовьте все для рисования: бумагу (формат А2), цветные карандаши, фломастеры. Во время упражнения включите тихую, спокойную музыку.
1. Визуализация
«…Представь себе, что вся твоя жизнь на настоящий момент — это большой город, в котором есть все, что бывает в обычном городе: жилые дома, дороги, предприятия, стадионы, парки и детские площадки. Представь себе, что ты поднимаешься над этим городом на высоту птичьего полета. Отсюда весь город виден как на ладони. Ты не можешь разглядеть мелкие детали и подробности, но зато тебе видны районы этого города, магистрали, которые их соединяют. Вот, к примеру, ты пролетаешь над районом, который называется «МОЯ СЕМЬЯ». Какую площадь он занимает в городе твоей жизни? Что он в себя включает? Где находится? А вот еще один район — «РАБОТА». Он отличается от предыдущего, не правда ли? Из каких сооружений он состоит? Что в нем примечательного? Рассмотри подробно все, что ты видишь, и отправляйся дальше — это часть города под названием «БЫТ» Где она расположена? Как велика? Какие сооружения включает? Следующий район города — «ОТДЫХ И УВЛЕЧЕНИЯ». Как он велик и что из себя представляет? Может быть, он включает в себя парки или сквер, а может быть, там есть аттракционы или кинотеатр —
посмотри и запомни, из чего состоит район «Отдых». Ты отправляешься дальше, и видишь часть города, которая символизирует твое общение — «ДРУЗЬЯ». Исследуй её, как можно подробнее… Осталось ли еще что-то, что входит в черту твоего города? Как называются эти районы? Какие они по размеру? А теперь обрати внимание, как соединены между собой районы — дороги, мосты, переходы? Что находится в центре города, а что на периферии? Какие наиболее примечательные сооружения есть в твоем городе? Может быть здесь есть стадионы или зоопарк, памятники, фонтаны, театры, предприятия, больницы, магазины… Где они расположены?
Ты видишь город своей жизни — он лежит как на ладони. Какие чувства вызывает у тебя это зрелище? Что бы тебе хотелось изменить в этом городе? Что нового хотелось бы построить? В какую сторону он будет развиваться? Запомни все увиденное и, когда посчитаешь возможным, возвращайся и открывай глаза…»
2. Участникам предлагается нарисовать карту Города своей жизни. Обратите их внимание, что город рисуется таким, какой он есть в настоящее время.
3. По мере окончания работы дайте возможность участникам побеседовать в парах об образах визуализации и своего рисунка, дать пояснения по карте, которую они изобразили.
Вопросы к шерингу:
— Из чего состоит город моей жизни и мое отношение к этому?
— Что меня устраивает и вызывает радость?
— Что меня не устраивает и почему?
— Что бы я изменил?
— Какие пути изменений я вижу?
В каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение: в тренингах личностного роста
Формирующие упражнения
Упражнение 1
Название: Доска объявлений
Цель: Способствовать формированию позитивного отношения к себе, как к деятелю, за счет ревизии знаний и умений. Учить превращать компетенции в товар: давать название, описание, форму и назначать цену.
Инструкция участникам: Профессиональная самооценка – это оценивание себя по самым разным параметрам: наличие навыков, знаний, компетентности в разных областях, прикладные умения. Очень часто в зоне внимания находится то, что является слабой стороной, а все то, что являться преимуществом воспринимается «так и должно быть». Упражнение дает возможность увидеть свои сильные стороны и превратить их в товар
Описание хода проведения:
1. Предложите участникам вспомнить все свои умения и компетенции, которые можно предложить, как товар или услугу. Важно, чтобы это были не только профессиональные умения, но и то, что человек воспринимает, как хобби или бытовое умение.
2. Все умения выписываются в столбик. Напротив каждого формулируется и записывается название товара.
Например: «Я умею работать в программах фоторедактора – Обработка фотографий перед печатью; Изготовление коллажей из фотографий; Изготовление рекламных банеров из фотографий заказчика и т. д.».
Товар должен включать в себя: название, описание, цену.
3. Составить и написать 4—6 объявлений о тех товарах, которые могут предложить. Каждое объявление записывается на отдельномстикере.
Например: «Выгуляю вашу собаку в любое время в районе ….Хорошо лажу с животными, есть большой опыт содержания и дрессировки собак. Учитываю характер, возраст, предпочтения собаки. Представлю вам фотоотчет. Ваш питомец будет счастлив! Цена: 350 руб\час.».
4.Стикеры вывешиваются на доску. Участникам предлагается прочитать все объявления и выбрать для себя 2—4 предложения, которыми бы они воспользовались. Если на одно объявление есть несколько желающих, его можно сфотографировать.
Вопросы к шерингу:
– Какие объявления вы выбрали и почему? Что вас привлекло в каждом объявлении?
– Что из написанного вами вы бы хотели на самом деле продавать, как товар и услугу? Что вам мешает это делать?
– Какие ваши предложения выбрали и как вы к этому относитесь?
– Что из предложенного вами является для вас самым неожиданным? Самым интересным? Самым выгодным?
В каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение: тренинги личностного роста, тренинги продаж, тренинги развития компетенций
Упражнение 2
Название:Мужчина сын матери
Цель: Способствовать формированию отношений «взрослый-взрослый» с матерью (отцом) через выстраивание границ между собственной жизнью и жизнью матери, осознание способов отделения и невмешательства в жизнь другого человека.
Инструкция участникам: Взаимоотношения с выросшими детьми нередко бывают сложными. Родителям трудно начать воспринимать своего ребенка, как самостоятельного и независимого, детей же нередко мучают раздражение, вина и другие противоречивые чувства.. Это упражнение может быть адресовано как родителям, так и взрослым детям. Я предлагаю второй вариант.
Описание хода проведения:
-
Участникам предлагают выбрать по 1 портрету женщины из предложенных. Затем в журналах найти и вырезать изображение взрослого ребенка этой женщины.
2. В парах: «Придумайте и расскажите историю этих двух людей. Как складывалась их судьба в прошлом, что сейчас происходит у них в жизни»
3 Беседа в кругу:
– О чем вы рассказали и какое это имеет отношение к вам и вашей жизни?
4. «Предлагаю вам приклеить эти портреты на два разных листа и сделать коллаж жизни матери и жизни её взрослого ребенка. Пусть это будут две счастливые истории. Подумайте, чем вы заполните жизнь матери, чтобы она была счастлива, и что должно быть в жизни взрослого человека, чтобы он был независим от родителей.»
5. Изготовление коллажей, беседа в парах.
Вопросы к шерингу:
– Удалось ли вам создать две независимые картины и что за содержание вы в них включили?
– Что необходимо для счастья вам?
– Что необходимо вашей матери?
– В чем вы можете помочь друг другу?
– Чего следует избегать?
В каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение: тренинги личностного роста, коммуникации, конфликтов
Задание № 2
Напишите сценарий тренинга длительностью 6 часов.
Сценарий оформите в формате таблицы. Подробно пропишите цели блоков и виды активностей (упражнения, работу в группах, дискуссии, мини-лекции). Приводить целиком тексты лекций не нужно, достаточно темы и цели. Для упражнений достаточно названия и цели
Тренинг коммуникации
Время | Блок тренинга, его цель | Что делает тренер | Что делают участники | Необходимые материалы, реквизит, оборудование |
10:00-10:10 | Вступительный этап Знакомство с тренером и целями тренинга | Приветствует участников и представляется им. Озвучивает основную цель тренинга Совместно с участниками формирует дружелюбную психологическую атмосферу Формулирует цель на основе тематики тренинга и высказанных пожеланий участниками тренинга Обеспечивает формирование правил | Занимают места Высказывают пожелания относительно результатов тренинга Принимают правила организации работы тренинга | Просторное помещение (пространство в 3 раза больше чем для комфортного размещения участников тренинга) Доска (флип-чарт) и маркер для записи правил |
10:10-10:20 | Вступительный этап Упражнение на знакомство (ледокол) «Десять секунд»1 Цели: Снизить/преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду; - помочь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; - способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; - организовать групповую работу переключением внимания и эмоций участников тренинга на «здесь и сейчас» | Дает инструкцию к упражнению Сопровождает проведение упражнения, является ведущим Подводит итоги | Следуя инструкциям тренера, выполняют упражнение: участники быстро спонтанно двигаются по помещению, объединяясь в группы по признаку, называемому ведущим По завершении – делятся впечатлениями от игры, отвечая на вопросы шеринга (что понравилось, что нет, как чувствовали себя, когда объединялись в группы и оставались одни, кого запомнили по объединению) | Помещение |
10:20-11:00 | Основной блок Теория | Рассказывает теорию: функции коммуникации, связь общения с самооценкой Предложение поучаствовать в экспериментах (отрицательная реакция окружающих на выполнение простых заданий, например перечислениеживотных и издаваемых ими звуков; зависимость настроения от оценки окружающих2) | Участвуют в обсуждении Задают вопросы тренеру | Помещение Стулья или подушки для сидения участников Флип-чарт и маркер для записей |
11:00-11:20 | Перерыв, кофе-брейк | | | |
11:20-11:35 | Ледокол Упражнение «Упрямая сороконожка»3 Цели: - проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и без нее, влияние договора на достижение групповой цели; - выявить лидерские возможности игроков; -пробудить командные эмоции взаимоподдержки, ответственности, сплоченности | Дает инструкцию к упражнению В завершении ведет обсуждение игры | Выполняют упражнение согласно инструкции Участники встают в круг лицом от центра круга, берутся за руки Каждый определяет место, куда он хотел бы добраться на площадке По команде тренера каждый стремится попасть в то место. Любое общение запрещено На втором этапе происходит тоже самое, но участники могут говорить Участвуют в шеринге | Помещение |
11:35-11:55 | Упражнение ТИРК (технопроектная игра развивающей кооперации)4 Цель: воспитание умения принимать, ценить и эффективно использовать более высокий уровень толерантного взаимодействия между людьми | Дает инструкцию к упражнению В завершении ведет обсуждение игры | Выполняют упражнение согласно инструкции Участники делятся на команды по 2 Все участники письменно отвечают на заданный вопрос тренером (на любую интересующую участников тему) Участники должны объединить свои позиции, руководствуясь правилом «поддержать противоположную позицию», сначала в своей группе из 2 человек, после с соседней группой и так далее до объединения позиций 2 групп, состоящих каждая из половины участников тренинга Презентация спикером от участников объединенного мнения по заданному вопросу Участвуют в шеринге | Помещение Места для сидения Листы и ручки для записей Флип-чарт и маркер для презентации |
11:55-12:00 | Упражнение ледокол «Рам-цам-цам» Цель: - эмоциональная разгрузка; - поддержание положительного группового настроя | Дает инструкцию к упражнению | Участники становятся в круг и выполняют упражнение по инструкции | Помещение |
12:00-12:40 | Упражнение «Почувствовать другого» Цели: - научиться концентрировать внимание на партнере и на его невербальном языке; - убедиться в том, что телесная подстройка ведет к повышению взаимопонимания между партнерами; - развить эмпатические возможности участников | Дает инструкцию к упражнению В завершении ведет обсуждение игры | Выполняют упражнение согласно инструкции Участники разбиваются на пары ведущий-ведомый и выполняют упражнение: копируют походку друг друга, повторяют позы, мимику, обсуждают комфортность мимики, позы, походки каждого участника пары для другого Участвуют в групповом шеринге | Помещение |
12:40-13:30 | Перерыв, обед | | | |
13:30-14:30 | Упражнение «Вернисаж достижений»5 Цель: Способствовать восстановлению чувства самоуважения через осознание своих достижений. Развивать умение рассказывать о своих умениях и достижениях. | Дает инструкцию к упражнению, ведет визуализацию В завершении ведет обсуждение игры | Выполняют упражнение согласно инструкции Лежа, осуществляют ведомую визуализацию Делятся на пары и обсуждаютувиденноеи прочувствованноев визуализации Рисуют наиболее привлекательный и запомнившийся экспонат из образов, пришедших в процессе визуализации Каждый презентует свой экспонат группе Участвуют в групповом шеринге | Помещение Коврики или пледы Листы и цветные карандаши, фломастеры или краски |
14:30-14:40 | Мини-лекция с элементами дискуссии о конфликте, его положительных и негативных функциях | Рассказывает и отражает на флип-чарте основные мысли по заданной теме | Рассаживаются полукругом и слушают мини-лекцию, обсуждают основные идеи, при необходимости задают вопросы | Помещение Стулья или подушки для сидения Флип-чарт и маркер для записей |
14:40-15:20 | Упражнение «Застройка»6 Цели: Исследовать особенности поведения в конфликтной ситуации, стратегии, приводящие к конфликту и предотвращающие его. | Дает инструкцию к упражнению, записывает реплики участников при выполнении упражнений В завершении ведет обсуждение игры Записывает итоги стратегий участников на флип-чарте | Выполняют упражнение согласно инструкции Делятся на группы в 3-5 человек Осуществляют «застройку» выделенного под застройку участка города своей группой на листе ватмана по заданной инструкции Участвуют в групповом шеринге | Помещение Влип-чарт и маркер Листы ватмана, карандаши |
15:20-15:30 | Мини-лекция о пользе и вреде критики | Рассказывает и отражает на флип-чарте основные мысли по заданной теме | Рассаживаются полукругом и слушают мини-лекцию, обсуждают основные идеи, при необходимости задают вопросы | Помещение Стулья или подушки для сидения Флип-чарт и маркер для записей |
15:30-16:30 | Упражнение «Убить Критика»7 Цель: Способствовать формированию бесстрашия за счет умения отражать критику, находить контраргументы и доводы в пользу своего Проекта. | Дает инструкцию к упражнению, ведет визуализацию В завершении ведет обсуждение игры | Выполняют упражнение согласно инструкции Осуществляют выбор проекта для защиты Лежа, осуществляют ведомую визуализацию Изготовляют маску критика По очереди презентуют свой проект, остальные на это время превращаются в критиков Участвуют в групповом шеринге | Помещение Коврики или пледы Заготовки-шаблоны, краски, карандаши или мелки для изготовления масок |
16:30-16:40 | Упражнение ледокол «Хвост ослика Иа»8 Цели: Снять напряжение участников тренинга путем вовлечения в групповое физическое действие; Вызвать положительные эмоциональные переживания взаимоподдержки, радости от коллективного успеха | Дает инструкцию к упражнению В завершении ведет обсуждение игры | Выполняют упражнение согласно инструкции Группа разбивается на пары Один из участников пары вставляет за пояс ддлинную полоску бумаги (хвост) Участники пары встают плечо к плечу и обхватывают одной рукой друг друга за пояс Двигаются по помещению и стараются оборвать как можно больше хвостов у других пар Обсуждение упражнения | Помещение Полоски бумаги 20 см длиной |
16:40-17:00 | Заключительный этап Рефлексия | Дает инструкцию и следит за выполнением | Участники становятся в круг и бросая мяч каждому из участников по очереди говорит о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросают мяч Садятся в круг и отвечают на вопросы: - какие чувства вы испытывали во время тренинга? - возникали ли трудности? Если да, то какие? - какой опыт вы сегодня приобрели? | Помещение Мяч Стулья или подушки для сидения |