Файл: Решение задачи анализ педагогической ситуации постановка задачи для конкретной ситуации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Компоненты педагогического процесса:
- педагог;
- воспитанник;
- содержание образования;
- средства.
Цель: успешное освоение воспитанником передаваемого педагогом опыта.
Единица: педагогическая задача
Пед-я задача:
- осмысление сложившейся педагогической ситуации;
- принятие решений и плана действий
Решение задачи:
- анализ педагогической ситуации;
- постановка задачи для конкретной ситуации;
- нахождение способа решения задачи;
- реализация решения;
- контроль и анализ результатов
Целостный педагогич-й процесс - высший уровень развития пед. пр-сса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие его компонентов:
- целей и содержания образования;
- организация пед. пр-сса и его компонентов;
- всех этапов реализации организации пед. пр-сса
Образование - процесс поиска, получения, усвоения, накопления знаний, обучение, просвещение; сис-ма знаний, умений и навыков
Цель образования: развитие индивида, его личностных способностей, которые нужны ему и обществу, обеспеч-е эффективного самообразования за пределами образовательных систем
Образ-е как рез-т - продукт отношений с миром
Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что чел-к способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений
Образование: Дошкольное (ясли, д/сад); Общее (начальное 1-4 кл., основное 5-9 кл., среднее 10-11 кл.); Высшее (начальное ПТУ, профлицей; среднее Техникум, колледж; высшее Бакалавр, Специалитет, Магистр-ра; послевузовское Аспирантура, Докторантура; дополнит-е Стажировки, повыш-е квалиф-ии, переподг-ка, семинары, курсы, тренинги)
Самообраз-е - информирование, освоение, применение
Содержание образования - система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения
Источники содерж-я образ-я:
развитие науки, культуры:
произв-во материальных благ;
историч-й опыт;
развитие обществ-х отношений и духовных ценностей;
содерж-е различных форм общественного сознания
Принципы, определяющие содерж-е образ-я
-
Принцип научности предполагает:
соответствие учебного материала уровню современной науки;
отраж-е общих методов научного познания;
отраж-е закономерностей процесса научного познания, генезиса научного знания
Социальная психология - раздел психологии, изучающий поведение чел-ка в обществе (социуме)
Эффект спящего (выжидания удобного момента) - отсрочка воздействия сообщения; случается, когда мы помним само сообщение, но забываем причину, вызвавшую к нему доверие
Эфф-т 25-го кадра (эсублиминальная реклама) - воздействие на подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде доп. кадров - на самом деле этого эфф-та не существует
2. Принцип функциональной полноты - педагогич-я система не может эффективно функционировать, если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным
3. Принцип преемственности содержания - согласованность содержания уровней образования (начального, основного, среднего, высшего)
4. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения - учет принципов и технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия
Обучение - вид учебной деятельности, в которой кол-во и кач-во элементов знаний и умений ученика доводятся учителем до должного уровня
Учитель информирует, направляет, нацеливает, организует, дает знания, контролирует
Ученик изучает, воспринимает, выполняет задания
Содержание образования: накопленные знания, умения, творчество, отношение к обучаемому
Закон в дидактике раскрывает объективный процесс влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов обучения
Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс влияния общественных отношений, социального строя на формир-е всех эл-тов обучения
Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся - все компоненты обучения влияют на формирование личностных качеств воспитанников
Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся
раскрывает соотношения педагогического руководства и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами
Закон целостности и единства пед. процесса отражает связи части (факты) и целого (теории), взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, содержательного, мотивационного, операционных компонентов деятельности
Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении - любое научное знание прямо или опосредованно служит практике, отсюда необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт учащихся
Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивид-й, групповой и коллективной учебной деят-сти - эти виды могут быть разделены во времени или совмещаться
Закономерность:
- проявление законов, часто еще не осознанных и четко не сформулированных;
- частное проявление законов;
- общее проявление упорядоченности развития как совокупное действие многих законов
Принципы обучения - это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах
Принцип развивающего и воспитывающего обучения - связывает воедино основные педагогические категории (воспитание, обучение, образование), определяя их соподчиненность
Принципы культуро- и природосообразности - отражают требование соответствия направленности и содержания образования содержанию культуры, которая представляет собой источник развития личности
Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической педагогики, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям
Принцип связи теории с практикой - эффективность и кач-во проверяются, подтверждаются и направляются практикой
Принцип наглядности - в процессе познания участвуют все органы чувств
Принцип системности и систематичности (последовательности и систематичности): Систематичность рассматривается не только как последовательность и преемственность, когда каждое последующее знание базируется на предшествующем и продолжает его, но и как
системность - как отражение в сознании не только понятия или закона, а теории и целостной научной картины мира
Принцип сознательности и активности выражает суть деятельностной концепции: невозможно научить, если он не захочет сам
Принцип доступности регулирует соотношение популярности, понятности с познавательными трудностями, не выходящими за пределы «зоны ближайшего развития»
Принцип прочности - обучаемый должен прочно запомнить исходные положения, ведущие идеи, логику доказательства, использовать их на практике
Принцип положительной мотивации - создание благоприятной образовательной среды, создание у учащихся оптимистического видения, перспектив развития, тяги к знаниям
Принцип благоприятного эмоционального фона - положительные эмоции рождают такое состояние души, когда мысль становится особенно яркой, учение происходит легко, быстро, приятно
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм деят-сти - учитель может и должен использовать разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы
Методы обучения: понятие и классификация
Метод - способ достижения цели, способ совместной деят-сти учителя и ученика
Обучение - совместная деятельность учителя и ученика
Методы обучения - рассказ, иллюстрация, демонстрация, беседа, упражнение, самост-я работа, дидактические игры
Классиф-я методов по источнику учебного образования: Слово (словесный метод), Образ (наглядный метод), Опыт (практический метод)
- по этапам процесса обучения: методы изучения нового материала; методы закрепления и упражнений; методы контроля и оценки
- по сп-бу педагогич-го руководства: методы объяснения учителя; методы самостоят-х работ обучаемых
- по логике процесса обучения: аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные
- по дидактическим целям: методы организации учебной деят-сти; методы стимулирования и релаксации; методы контроля и оценки
- по характеру познавательной деят-сти: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковый метод
Организация образовательного процесса
Методические системы и современные технологии обучения
Методическая система (тип обучения) - единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения
Ведущий механизм - ассоциация (с чем либо)
Методы обучения: изложение; чтение; беседа
Виды деят-сти: восприятие; осмысление; запоминание; воспроизведение
Программированное обучение: линейное; разветвленное
Проблемное обучение:
1.Формулировка задачи; 2. Выдвижение гипотез; 3. Предложение решений; 4. Проверка решений; 5. Итоговый анализ
Технология обучения (признаки или компоненты):
-
Системность; -
Воспроизводимость и гарантированность; -
Обратная связь
Виды технологии обучения:
-
Поисково-исследовательская (задачная); -
Критериально-ориентировочная; -
Имитационная (моделирующая)
Диагностика процесса и результатов обучения
Результат обучения - система знаний, умений и навыков, сложившаяся у ученика в конце обучения
Компетенция - осведомленность в какой-либо области (знания, умения, навыки)
Диагностика результатов обучения:
- обратная связь. При этом педагог - это проверка, контроль, учет, оценка, отметка.
Проверка знаний - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.
Контроль знаний - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями.
Учет знаний - анализ результатов учебной деятельности ученика и корректировка метода обучения.
Оценка знаний - суждение о достижениях учащегося на основании результатов учебной деятельности.
Функции диагностики результатов обучения
Образовательная функция - проверка, контроль и учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении.
Стимулирующая ф-ция как продолжение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деят-сть ученика, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижении новых целей, более высокого уровня обученности и развития.
Аналитическая и корректирующая ф-ции связаны с педагогической рефлексией учителя, совершенствованием планирования и организации обучения, а также способов преодоления трудностей у ученика, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деят-сти.