Файл: Решение задачи анализ педагогической ситуации постановка задачи для конкретной ситуации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компоненты педагогического процесса:

- педагог;

- воспитанник;

- содержание образования;

- средства.

Цель: успешное освоение воспитанником передаваемого педагогом опыта.

Единица: педагогическая задача

Пед-я задача:

- осмысление сложившейся педагогической ситуации;

- принятие решений и плана действий

Решение задачи:

- анализ педагогической ситуации;

- постановка задачи для конкретной ситуации;

- нахождение способа решения задачи;

- реализация решения;

- контроль и анализ результатов

Целостный педагогич-й процесс - высший уровень развития пед. пр-сса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие его компонентов:

- целей и содержания образования;

- организация пед. пр-сса и его компонентов;

- всех этапов реализации организации пед. пр-сса

Образование - процесс поиска, получения, усвоения, накопления знаний, обучение, просвещение; сис-ма знаний, умений и навыков

Цель образования: развитие индивида, его личностных способностей, которые нужны ему и обществу, обеспеч-е эффективного самообразования за пределами образовательных систем

Образ-е как рез-т - продукт отношений с миром

Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что чел-к способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений

Образование: Дошкольное (ясли, д/сад); Общее (начальное 1-4 кл., основное 5-9 кл., среднее 10-11 кл.); Высшее (начальное ПТУ, профлицей; среднее Техникум, колледж; высшее Бакалавр, Специалитет, Магистр-ра; послевузовское Аспирантура, Докторантура; дополнит-е Стажировки, повыш-е квалиф-ии, переподг-ка, семинары, курсы, тренинги)

Самообраз-е - информирование, освоение, применение

Содержание образования - система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения

Источники содерж-я образ-я:

развитие науки, культуры:

произв-во материальных благ;

историч-й опыт;

развитие обществ-х отношений и духовных ценностей;

содерж-е различных форм общественного сознания






Принципы, определяющие содерж-е образ-я

  1. Принцип научности предполагает:

соответствие учебного материала уровню современной науки;

отраж-е общих методов научного познания;

отраж-е закономерностей процесса научного познания, генезиса научного знания

Социальная психология - раздел психологии, изучающий поведение чел-ка в обществе (социуме)

Эффект спящего (выжидания удобного момента) - отсрочка воздействия сообщения; случается, когда мы помним само сообщение, но забываем причину, вызвавшую к нему доверие

Эфф-т 25-го кадра (эсублиминальная реклама) - воздействие на подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде доп. кадров - на самом деле этого эфф-та не существует

2. Принцип функциональной полноты - педагогич-я система не может эффективно функционировать, если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным

3. Принцип преемственности содержания - согласованность содержания уровней образования (начального, основного, среднего, высшего)

4. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения - учет принципов и технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия

Обучение - вид учебной деятельности, в которой кол-во и кач-во элементов знаний и умений ученика доводятся учителем до должного уровня

Учитель информирует, направляет, нацеливает, организует, дает знания, контролирует

Ученик изучает, воспринимает, выполняет задания

Содержание образования: накопленные знания, умения, творчество, отношение к обучаемому

Закон в дидактике раскрывает объективный процесс влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов обучения

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс влияния общественных отношений, социального строя на формир-е всех эл-тов обучения

Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся - все компоненты обучения влияют на формирование личностных качеств воспитанников

Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся

раскрывает соотношения педагогического руководства и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами

Закон целостности и единства пед. процесса отражает связи части (факты) и целого (теории), взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, содержательного, мотивационного, операционных компонентов деятельности

Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении - любое научное знание прямо или опосредованно служит практике, отсюда необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт учащихся

Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивид-й, групповой и коллективной учебной деят-сти - эти виды могут быть разделены во времени или совмещаться

Закономерность:

- проявление законов, часто еще не осознанных и четко не сформулированных;

- частное проявление законов;

- общее проявление упорядоченности развития как совокупное действие многих законов

Принципы обучения - это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах

Принцип развивающего и воспитывающего обучения - связывает воедино основные педагогические категории (воспитание, обучение, образование), определяя их соподчиненность

Принципы культуро- и природосообразности - отражают требование соответствия направленности и содержания образования содержанию культуры, которая представляет собой источник развития личности

Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической педагогики, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям

Принцип связи теории с практикой - эффективность и кач-во проверяются, подтверждаются и направляются практикой

Принцип наглядности - в процессе познания участвуют все органы чувств

Принцип системности и систематичности (последовательности и систематичности): Систематичность рассматривается не только как последовательность и преемственность, когда каждое последующее знание базируется на предшествующем и продолжает его, но и как
системность - как отражение в сознании не только понятия или закона, а теории и целостной научной картины мира

Принцип сознательности и активности выражает суть деятельностной концепции: невозможно научить, если он не захочет сам

Принцип доступности регулирует соотношение популярности, понятности с познавательными трудностями, не выходящими за пределы «зоны ближайшего развития»

Принцип прочности - обучаемый должен прочно запомнить исходные положения, ведущие идеи, логику доказательства, использовать их на практике

Принцип положительной мотивации - создание благоприятной образовательной среды, создание у учащихся оптимистического видения, перспектив развития, тяги к знаниям

Принцип благоприятного эмоционального фона - положительные эмоции рождают такое состояние души, когда мысль становится особенно яркой, учение происходит легко, быстро, приятно

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм деят-сти - учитель может и должен использовать разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы

Методы обучения: понятие и классификация

Метод - способ достижения цели, способ совместной деят-сти учителя и ученика

Обучение - совместная деятельность учителя и ученика

Методы обучения - рассказ, иллюстрация, демонстрация, беседа, упражнение, самост-я работа, дидактические игры

Классиф-я методов по источнику учебного образования: Слово (словесный метод), Образ (наглядный метод), Опыт (практический метод)

- по этапам процесса обучения: методы изучения нового материала; методы закрепления и упражнений; методы контроля и оценки

- по сп-бу педагогич-го руководства: методы объяснения учителя; методы самостоят-х работ обучаемых

- по логике процесса обучения: аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные

- по дидактическим целям: методы организации учебной деят-сти; методы стимулирования и релаксации; методы контроля и оценки

- по характеру познавательной деят-сти: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковый метод

Организация образовательного процесса

Методические системы и современные технологии обучения

Методическая система (тип обучения) - единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения


Ведущий механизм - ассоциация (с чем либо)

Методы обучения: изложение; чтение; беседа

Виды деят-сти: восприятие; осмысление; запоминание; воспроизведение

Программированное обучение: линейное; разветвленное

Проблемное обучение:

1.Формулировка задачи; 2. Выдвижение гипотез; 3. Предложение решений; 4. Проверка решений; 5. Итоговый анализ

Технология обучения (признаки или компоненты):

  1. Системность;

  2. Воспроизводимость и гарантированность;

  3. Обратная связь

Виды технологии обучения:

  1. Поисково-исследовательская (задачная);

  2. Критериально-ориентировочная;

  3. Имитационная (моделирующая)

Диагностика процесса и результатов обучения

Результат обучения - система знаний, умений и навыков, сложившаяся у ученика в конце обучения

Компетенция - осведомленность в какой-либо области (знания, умения, навыки)

Диагностика результатов обучения:

- обратная связь. При этом педагог - это проверка, контроль, учет, оценка, отметка.

Проверка знаний - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль знаний - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями.

Учет знаний - анализ результатов учебной деятельности ученика и корректировка метода обучения.

Оценка знаний - суждение о достижениях учащегося на основании результатов учебной деятельности.

Функции диагностики результатов обучения

Образовательная функция - проверка, контроль и учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении.

Стимулирующая ф-ция как продолжение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деят-сть ученика, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижении новых целей, более высокого уровня обученности и развития.

Аналитическая и корректирующая ф-ции связаны с педагогической рефлексией учителя, совершенствованием планирования и организации обучения, а также способов преодоления трудностей у ученика, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деят-сти.