Файл: Решение задачи анализ педагогической ситуации постановка задачи для конкретной ситуации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитывающая и развивающая ф-ции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера.
Контрольная ф-ция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.
Сущность, содержание и структура воспитания
Воспитание как педагогический феномен
Воспитание - процесс привития человеку системы определенных норм и правил поведения в обществе, в результате чего у него формируются определенные качества личности, которые и обеспечивают его успешность в этом обществе.
На современном этапе идеал воспитания как социальный заказ складывается на государственном, региональном и социумно-ситуативном уровнях.
Соцзаказ на уровне гос-ва: будущие граждане патриотичны, чтят законы страны, смотрят в будущее, овладевают профессиями.
Соцзаказ на уровне региона: нужна передача этнических и профессиональных традиций, сохранение структуры общества.
Соцзаказ на социумно-ситуативном уровне: представления ближайшего окружения - родители и семья, воспитатели в д/садах, учителя в школах, знакомые и друзья.
С позиции психоанализа воспитание - привитие человеку приемлемых для данного общества комплексов.
Закономерности и принципы воспитания
Закономерности воспитания - постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира;
Принципы воспитания - основное исходное положение.
1-я закономерность: воспит-е будет эффективным, если цели и характер организации воспитательного процесса будут согласованы с потребностями гос-ва и общества.
2-я закономерность: воспит-е будет эфф-м, если воспитат-й процесс будет протекать в условиях развивающей среды (контакты, опыт, культура, ценности).
3-я: воспит-е будет эфф-м, если воспит-й пр-сс будет опираться на активность личности воспитанника.
4-я: воспит-е будет эфф-м, если будет затрагивать эмоционально-волевую сферу воспитанника, находиться в зоне интересов и потребностей развивающейся личности.
5-я: воспит-е будет эфф-м, если педагогич-й процесс будет строиться на основе педагогически целесообразной деят-сти.
6-я: воспит-е будет эфф-м, если в воспитательном пр-ссе сложатся педагогически целесообразные отношения м/у воспитателем и воспитанником.
7-я: -//-, если будет достигнута целостность, неразрывное единство обучения и воспитания, единство целей, содержания и методов воспит-я и обучения.
2. Следующий принцип: воспит-е в группе ч/з коллектив
3. Воспит-е в процессе деятельности: эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деят-сти.
4. Сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них:
- последовательное предъявление к школьникам требований, отражающих интересы общества и деятельности;
- осознание ими необходимости выполнения требований общества;
- недопущение в работе с детьми элементов формализма, попустительства и мелочной опеки.
5. Принцип опоры на положительное в личности и группе:
- изучение лучших положит-х качеств воспитанников;
- подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания;
- умелое использование силы положительного примера;
- побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию.
6. Принцип единства, согласованности, преемственности в воспитании:
- наличие единства взглядов всех воспитателей на задачи воспитания;
- достижение единства стиля в работе и одинаковой требовательности всех воспитателей ко всем школьникам.
Виды и модели воспитания
Воспит-е - формирование у человека определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей.
Виды воспит-я: Направленность, Содержание, Форма.
Семейное воспит-е - организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи.
Авторитарное воспит-е - основанное исключительно на слепом признании авторитета.
Трудовое воспит-е - формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования.
Умственное воспит-е - умственное, нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности, всемерное раскрытие ее творческих возможностей.
Физическое воспит-е - способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деят-сти.
Экономическое воспит-е - воспит-е культуры поведения в быту и общая воспитанность.
Гражданское воспит-е
- формир-е гражданственности как кач-ва личности.
Интернациональное воспит-е - формир-е чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы.
Модель воспит-я - отношения м/у взрослыми и детьми, в которых взрослым отводится активная воспитывающая роль.
Расширение функций педагога в цифровом образовательном пространстве
Изменения роли педагога (применимо к цифре):
- выступает автором-транслятором актуального электронного образовательного контента;
- проводит регулярный мониторинг новых электронных образовательных ресурсов;
- осуществляет свою деят-сть в новых организационных формах;
- осваивает новые педагогич-е приемы и методики;
- осущ-ет оффлайн и онлайн консультации;
- работает в режиме видеоконференции, вебинаров;
- нефиксированный график работы, регулируемый графиком учебного процесса и самими обучающимися.
Этап учебно-методического обучения:
- Предметник - разработка контента курса;
- Методист - разработка методической части курса с учетом специфики ЭО и ДОТ.
Этап учебного процесса:
- Консультант (фасилитатор) - помощь учащимся в поиске и реализации своей персональной образовательной траектории.
- Тьютор (инструктор) - взаимодействие с учащимися в ходе изучения материалов курса, консультирование.
Этап текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации:
- Эксперт по оценке результатов обучения - проведение зачетов, экзаменов, оценка курсовых и т.д.
Тендеции:
- Революция медиаформатов;
- взрывной рост скорости информационного «метаболизма»;
- контент: быстрая разработка - быстрое потребление;
- интерактивность - простая, но функциональная.
Инструменты автора-разработчика:
- инфографики;
- карта знаний;
- облако тэгов;
- ось времени;
- истории;
- скринкасты;
- интерактивные картинки и видео и др.
Сетикет
- Интернет - новая коммуникационная среда, которая порождает новые ситуации и отношения.
- Организация эффективного ЭО - это учет особенностей телекоммуникационной среды и особенностей поведения человека в этой среде.
Трудности коммуникационной среды интернета:
- неумение вести себя на сетевой дискуссии;
- сложности в общении с преподавателем по эл. почте;
- неумение спланировать самостоятельную работу;
- трудности с установлением межличностных контактов;
- проблемы формирования эффективных микро-групп;
- повышение мотивации обучения;
- создание благоприятного психологического климата;
- соблюдение норм этикета и норм педагогической этики в отношении дистанционных студентов;
- возникновение конфликтов внутри учебной группы;
- снятие агрессивных проявлений, стрессов у участников процесса дистанционного обучения и т.п.
Сетевой этикет (сетикет, нетикет) - это правила поведения, общения в сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство.
Три категории рекомендаций этикета:
- психологические, эмоциональные;
- технические, оформительские;
- административные.
Правила хорошего тона:
- оформление сообщений;
- сокрытие части сообщения;
- своевременность ответа;
- чтение вопроса чата вслух, до ответа на него.
Моветон - некорректный или неинформативный ответ на вопрос в чате или форуме.
Флейм (англ. Пламя) - неожиданно возникшее бурное обсуждение, в развитии которого участники обычно забывают о начальной теме, переходят на личности и не могут остановиться.
Флуд (англ. Наводнение, Затопление) - сообщения в интернет-форумах (чатах), не несущие никакой полезной информации, и занимающие большие объемы.
Офтопик (англ. Вне темы) - сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения или комментарий в дискуссии, не имеющий отношения к обсуждаемому вопросу.
Оверквотинг (англ. Избыточное цитирование) - переполнение текста на форуме, чате и т.д.
Излишнее кол-во смайликов.
Модуль 3. Сервисы для создания электронных образовательных ресурсов
Сервисы для создания оценочных средств
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС используются для контроля и оценки, подготовки к аттестации и самопроверки обучающегося.
ФОС при электронном обучении должны выполнять и ф-цию мотивации.
Могут быть использованы тесты, кроссворды, опросы, логистические игры.
Требования к тестовым заданиям
Тест - проба, испытание, исследование.
Педагогические тесты - система заданий специфической формы, позволяющая объективно и функционально, независимо от преподавателя, измерить уровень образовательных достижений обучаемых, совокупность их компетенций.
Возможности и ограничения тестов:
- позволяют выявить актуальный уровень сформированности компетенций;
- единые критерии оценки;
- широкая шкала оценивания;
- объективность;
- сокращение времени и усилий на проверку;
- не применяются для диагностики типов и характера мышления, навыков устной речи и общения, творческого потенциала, причин неудач обучающихся.
Признаки НЕкачественного тестового задания:
- задание не относится к заявленной тематике;
- задание содержит несколько ответов, которые могут считаться правильными;
- задание не имеет ни одного правильного ответа;
- задание имеет неточности в формулировке самого вопроса или вариантов ответа.
Рекомендации к формулировке тестовых заданий:
- уровень детализации в дистракторах и правильных ответах на задание должен быть одинаковым;
- дистракторы не должны содержать элементы, входящие в верный ответ;
- формулировка тестового задания должна быть конкретной и не предполагать многозначных ответов.