Файл: Дисциплина Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие 2 Обучающийся Туренко Мария Юрьевна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Туренко Мария Юрьевна
Преподаватель:
Проняева Надежда Анатольевна
Задание 1.
Психолого-педагогическое сопровождение детей в дополнительном образовании предусматривает использование разнообразных педагогических технологий. Арсенал педагога дополнительного образования, сопровождающего процесс индивидуального развития и личностного роста ребенка, должен включать формы, методы, приемы и технологии, которые обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса и помогают активизировать в его рамках позицию ребенка. К числу педагогических технологий, способствующих решению и реализации поставленных задач и направлений психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании (в частности, обеспечение реализации диагностической функции деятельности сопровождающего), в полной мере можно отнести технологию портфолио.
Портфолио относится к группе индивидуально ориентированных технологий. Одна из основных задач их использования в учреждении дополнительного образования — обеспечение субъектной позиции ребенка и рефлексивного отношения к собственной деятельности в процессе его личностного развития.
Технология портфолио используется педагогами в целях индивидуализации образовательной деятельности воспитанников. Согласно одному из определений, встречающихся в материалах американских исследователей, портфолио — это коллекция работ ребенка, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.
В образовательном процессе технология портфолио достаточно успешно реализуется учителями-предметниками и классными руководителями для активизации деятельности ученика на уроке и во внеурочное время.
Что же касается учреждений дополнительного образования, то потребность в данной технологии обусловлена возможностью использования портфолио в качестве средства отслеживания результатов деятельности ребенка.
Большинство исследователей проблемы организации дополнительного образования сходятся во мнении, что одной из важных проблем, решаемых организациями данного типа, является создание условий для удовлетворения интересов и потребностей детей, предоставление им возможности для самопроявления и самореализации, обеспечение педагогического сопровождения их индивидуального развития и личностного роста. Очевидно, что указанные выше цели могут быть реализованы при условии обеспечении субъектной позиции ребенка в образовательном процессе. А она, в свою очередь, предполагает рефлексивный характер включения обучающегося в деятельность, формирование у него умений и навыков самоанализа, самооценки, наличие которых позволит ему адекватно оценивать свои достижения в выбранной сфере.
Авторы технологии портфолио С.Дж. Пейп, М. Чошанов определяют ряд функций портфолио, а именно: диагностическую, мотивационную, целеполагания, содержательную, развивающую, рейтинговую. Содержание большинства из названных функций обуславливает возможность использования портфолио в качестве формы фиксации, систематизации и отслеживания результатов деятельности его автора.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что результаты деятельности субъекта могут быть представлены следующими составляющими:
- внутренней, включающей изменения, происходящие в процессе деятельности в самом субъекте, а именно: развитие и приобретение уже имеющихся и новых качеств, формирование нового субъективного опыта решения личностно значимых задач, обогащение и развитие сущностных сфер личности;
- внешней, представленной продуктами деятельности субъекта: предметами материальной и духовной культуры, произведенными в процессе деятельности, изменениями, вносимыми в окружающую социальную среду.
Обозначенные составляющие взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга. Так, приобретенные личностные качества позволяют субъекту проявлять себя во внешней среде — производить новые продукты, изменять социальное окружение. По сути, внешние проявления результатов являются свидетельством внутренних изменений, происходящих с человеком в процессе индивидуального развития и личностного роста. Указанные процессы будут успешными, если протекают целенаправленно, являются управляемыми, поэтому важно предусмотреть возможность систематического отслеживания их результатов.
Особенно это актуально для сферы дополнительного образования, где, в силу ее специфики, именно индивидуальное развитие и личностный рост являются главными доказательствами успешности ребенка в выбранной сфере деятельности. Таким образом, в задачи педагога дополнительного образования входит оказание помощи воспитаннику в сборе и систематизации свидетельств его индивидуальных достижений, в осознании своих успехов, проблем и перспектив дальнейшего развития.
Технология портфолио, изначально сориентированная на фиксацию и систематизацию индивидуальных достижений субъекта в выбранной сфере, как нельзя лучше позволяет решать обозначенную выше задачу. Ее использование в деятельности педагога дополнительного образования позволит зафиксировать и систематизировать материалы, свидетельствующие о его собственном профессиональном росте, и обозначить основные направления своего профессионального развития. Кроме того, портфолио обеспечит эффективное решение задач психолого-педагогического сопровождения процесса индивидуального и личностного развития ребенка.
Также следует отметить, что одной из специфических особенностей дополнительной образовательной деятельности является добровольный характер включения в нее ребенка, а это предполагает наличие у него мотивации на участие в работе кружка, клуба, секции, посещения школы искусств, театральной студии и т.п. Мотивы формируются не только под влиянием существующего интереса к той или иной сфере деятельности, но и в результате осознания перспектив своего личностного роста в ее рамках. Также немаловажным является достижение определенных успехов, подтверждающих правильность сделанного выбора, а они не всегда могут быть представлены в материальном виде. Учитывая вышесказанное, педагогу дополнительного образования необходимо проводить целенаправленную работу по формированию и поддержанию мотивации ребенка на продолжение занятий в выбранной сфере, если есть перспективы его развития в ее рамках. Если же таких перспектив нет, необходимо вовремя показать обучающемуся, что следует изменить, обеспечить его переориентацию на ту сферу деятельности, в которой он может проявить себя наилучшим образом. Данный процесс будет протекать безболезненно, если ребенок включен в процесс отслеживания и оценки результатов своей деятельности в выбранной сфере, осознает причины успехов и неудач, видит перспективы личностного роста. Технология портфолио позволяет педагогу создать условия для активного участия воспитанника в указанном процессе. Это помогает решить как проблему мотивации, так и обеспечивает обоснованность принимаемых решений относительно выбора сферы для самореализации в системе дополнительного образования.
Таким образом, портфолио в системе дополнительного образования можно определить как средство психолого-педагогического сопровождения процесса личностного развития ребенка в выбранной сфере, как средство, которое обеспечивает фиксацию и систематизацию его достижений, позволяющую формировать мотивационную базу для осознанного его включения в дополнительную образовательную деятельность.
Цель использования технологии портфолио в системе дополнительного образования можно определить следующим образом: обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса развития ребенка в организации дополнительного образования через включение его с помощью формирования портфолио в деятельность по фиксации, систематизации и отслеживанию достигаемых в выбранной сфере индивидуальных результатов.
Обозначенная выше цель предполагает реализацию группы задач использования портфолио в системе дополнительного образования, к наиболее значимым из них можно отнести следующие:
- упорядочивание деятельности педагога дополнительного образования по включению ребенка в процесс отслеживания и оценки достигнутых им результатов;
- формирование у ребенка качеств, необходимых для осознания себя активным субъектом образовательной деятельности;
- создание основы для принятия ребенком самостоятельных решений относительно выбора направлений своего личностного развития в сфере дополнительного образования;
- помощь педагогу дополнительного образования в решении проблем психолого-педагогического сопровождения, касающихся создания благоприятного эмоционально-психологического фона процесса установления контакта и сотруднических отношений с участниками образовательной деятельности.
Указанные цель и задачи использования портфолио в системе дополнительного образования обеспечивают реализацию функций психолого-педагогического сопровождения деятельности детей.
Наиболее значимые функции, которые реализует портфолио в системе дополнительного образования, можно разделить на две группы. Они позволяют педагогу эффективно решать задачи психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности ребенка.
Реализация первой группы функций портфолио способствует упорядочиванию деятельности ребенка в выбранной сфере дополнительного образования, к ней можно отнести:
- диагностическую, позволяющую провести объективную оценку своих потенциальных возможностей;
- аналитическую, способствующую осознанию своих интересов, мотивов, возможностей, желаний;
- мотивационную, обеспечивающую осознанный выбор ребенком сферы деятельности;
- целеполагания, помогающую обучающемуся определить перспективы своего развития;
- планирования, систематизирующую деятельность по достижению поставленных целей в выбранной сфере;
- рефлексивную, создающую ситуацию осознания субъектом результатов деятельности, причин достижений и возникающих проблем, эмоционального отношения к происходящим изменениям.
Реализация второй группы функций портфолио позволяет его использовать как средство отслеживания результатов деятельности ребенка в процессе психолого-педагогического сопровождения. В нее входят:
- воспитательная, помогающая решать задачи формирования у ребенка умений самодиагностики, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии своей деятельности;
- стимулирующая, предусматривающая создание условий для активизации позиции воспитанника в рамках выбранной сферы;
- корректирующая, позволяющая создать условия для формирования у ребенка адекватной самооценки, осознания им необходимости вносить изменения в свою деятельность в соответствии с полученными результатами;
- психотерапевтическая, обеспечивающая формирование у воспитанника чувства успешности и целесообразности затраченных усилий;
- ориентирующая, направленная на осознание ребенком этапов своего развития в выбранной сфере, ключевых моментов принятия самостоятельных решений, спектра возможных вариантов выбора.
Реализация обозначенных выше групп функций портфолио обуславливает целесообразность использования данной технологии для решения задач психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования. Вместе с тем, следует отметить, что указанные выше цель и задачи портфолио могут быть реализованы в полной мере при условии верного подхода к проектированию содержания разделов портфолио ребенка, используемого в организациях дополнительного образования.
Задание 2
На основе анализа материалов лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании.
Приведите конкретный пример использования данной технологии при реализации программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании, при этом укажите, какие разделы выделяются в структуре портфолио: «Документы», «Грамоты», «Результаты деятельности», «Диагностические методики», каково их примерное наполнение.