Файл: Оглавление Введение глава Концептуальность содержания стихотворения И. А. Бунина Одиночество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Концептуальность содержания стихотворения И. А. Бунина «Одиночество» ………………………………………………………………...……11

Глава 2. Своеобразие внутренней и внешней формы стихотворения И. А. Бунина «Одиночество» ……………………………………………………………13

Заключение …………………………………………………………………………19

Список использованной литературы …………………………………………...20

Введение

Темой данной курсовой работы является литературоведческий анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Одиночество». Анализ литературного произведения необходим для понимания глубины содержания текста. Его главной целью является выявление особенностей содержания и формы художественного текста как произведения искусства в культурно-историческом контексте эпохи. Художественный текст рассматривается не только как некий феномен, имеющий цельность, образность и функциональность, но и как форма обращения к миру.

В последнее время литературоведческий анализ текста привлекает всё больше внимания, ведь именно благодаря нему мы расширяем наш кругозор, повышаем культурный уровень, морально обогащаемся. Для филолога очень важно проводить такого рода анализ, ведь если он не может понять смысл текста, его структуру, не владеет навыками анализа, не воспринимает информацию, заложенную в тексте, не умеет её интерпретировать – он беспомощен.

Курсовая работа ставит цель провести самостоятельный анализ содержания и формы стихотворения «Одиночество», написанного Иваном Алексеевичем Буниным.

Для выполнения данной задачи, нам необходимо решить такие задачи, как:

  1. Изучить научную литературу по жизни и творчеству И. А. Бунина;

  2. Провести литературоведческое разыскание: собрать сведения о времени написания произведения, его месте в творческом пути автора. Его первой публикации, публикации в авторитетных изданиях;

  3. Составить к тексту лингвистический комментарий;

  4. Разыскать и изучить научную литературу, дающую оценку этому произведению.

  5. Определить идею, тему, проблему данного художественного текста.

  6. Определить композицию лирического произведения.

  7. Определить своеобразие использования изобразительных средств, определить ритмику, вид лирики.


Текст произведения

Одиночество

I. 1 И ветер, и дождик, и мгла
‎2 Над холодной пустыней воды.
3 Здесь жизнь до весны умерла,
‎4 До весны опустели сады.
5 Я на даче один. Мне темно
6 За мольбертом, и дует в окно.

II. 1 Вчера ты была у меня,
‎2 Но тебе уж тоскливо со мной.
3 Под вечер ненастного дня
‎4 Ты мне стала казаться женой…
5 Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
6 Проживу и один — без жены…



III.1 Сегодня идут без конца
‎2 Те же тучи — гряда за грядой.
3 Твой след под дождём у крыльца
‎4 Расплылся, налился водой.
5 И мне больно глядеть одному
6 В предвечернюю серую тьму.

IV. 1 Мне крикнуть хотелось вослед:
‎2 «Воротись, я сроднился с тобой!»
3 Но для женщины прошлого нет:
‎4 Разлюбила — и стал ей чужой.
5 Что ж! Камин затоплю, буду пить…
6 Хорошо бы собаку купить
.1

Данное стихотворение было заимствовано мной: И.А. Бунин. Собр. соч.: В 9-и т. – М., Худ. лит., 1965. Т. 1. – С. 194

Кто же в наше время не знает Ивана Алексеевича Бунина?! Бунин  (10 (22) октября 1870 - 8 ноября 1953) – знаменитый русский поэт и писатель, автор многих прекрасных произведений: рассказов и стихотворений. Он же первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе (1993 год). Много лет он провёл в эмиграции и является одним из главных писателей русского зарубежья. На протяжении более пятидесяти лет писатель создал большое количество произведений, и кто же мог подумать, что у Бунина нет академического издания. Но, к счастью, существуют полные собрания сочинений. Самое многотомное издание насчитывает 16 книг.2 Шестнадцатитомник выпущен относительно недавно, в 2004 году издательством «Воскресенье». В нём помещены рассказы и стихотворения автора, его воспоминания, части из его дневников, письма, переписки и также его портреты, которые нарисованы рукой замечательного русского поэта. Данное издание является коллекционным и не подлежит вывозу из Российской Федерации. Конечно же, это не единственное полное собрание сочинений Ивана Алексеевича. Ещё при жизни писателя был выпущен сборник из 6 томов, в Петрограде в 1915 году, издание Товарищества А. Ф. Маркса, в котором был помещён портрет Бунина. Полное собрание сочинений:

1.И.А.Бунин. Полн. собр. соч. В 16 т. - М.: Воскресенье, 2004.



Существуют и несколько собраний сочинений, ниже приведён список:

1. И. А. Бунин. Собр. соч.: в 7-и т. – М.: Слово, 2015.

2. И. А. Бунин. Собр. соч.: в 6-и томах. – М.: Худож. лит., 1987.

3. И. А. Бунин. Собр. соч.: в 9-ти т. – М.: Худож. лит., 1965 – 1967.

4. И. А. Бунин. Собр. соч.: в 5-ти т. – М.: Правда, 1956.

В книге И.А. Бунин. Собр. соч.: в 6-и т. Т. 1. – М.: Худ. лит., 1965 на странице 194 даётся примечание к стихотворению «Одиночество»: «Одиночество (стр. 194). – «Знание», кн. 9, СПБ, 1906, с посвящением П. А. Нилусу. Печатается по экземпляру третьего тома Полного собрания сочинений, II. 1915, исправленному И. А. Буниным (ИМЛИ). Стихотворение в чтении автора записано на пластинку в 1910 году».

Стихотворение «Одиночество» датируется 1903 годом. Автографы стихотворений Бунина имеются почти во всех архивах, располагающих бунинскими фондами, в том числе и в Парижском архиве писателя. Однако большая часть стихотворений, публикуемых по автографам, сосредоточена в поэтических тетрадях Бунина. Автограф к этому произведению: шифр ф. 44 оп. 1 ед. хр. И.А. Бунин. "Одиночество". Стихотворение. С дарственной надписью П.Н.Трояновскому. Автограф [1903], количество листов – 1(Фонд Бунина Ивана Алексеевича в собрании Российского государственного архива литературы и искусства).3 В одном из музеев есть копия данного произведения автора и там видно, что в стихотворении нет никаких исправлений. Бунин не раз говорил, что пишет «с необыкновенной легкостью», «по несколько стихотворений в один день, почти без помарок» [цит. Поэзия И.А. Бунина 371 по: Бабореко, 196]. Но не стоит слишком полагаться на эти признания — ни в отношении «легкости» сочинения (сохранившиеся черновые автографы многослойны и довольно трудны для прочтения), ни в отношении точности указанных автором дат. Но именно «Одиночество» ни имеет никаких помарок, но вот дата написания немного сомнительна. Можно уверено сказать, что стихотворение было написано в период с 1903 по 1905 года. Повторяясь, напишу, что посвящено П. А. Нилусу. Летом 1989 года Бунин познакомился с Нилусом в Одессе на «Товариществе южнорусских художников», собиравшихся на «Четверги». Их дружба продлилась более 40 лет. И. А. Бунин всегда хорошо отзывался о своём друге. В 1946 году, спустя три года после потери незабвенного друга, он выразит свою неутихающую боль в заметке «Памяти П.А.Нилуса»4: «Нынче 23 мая, третья годовщина со дня кончины моего многолетнего друга художника Петра Александровича Нилуса, и мне хочется напомнить об этом богато одаренном и прекрасном человеке»5
. Перечисляя его дарования, Бунин оценивает Нилуса не только «как первоклассного колориста и художника-поэта», но и с не меньшим восторгом вспоминает, каким он «был тонким знатоком музыки, обладал чуть ли не абсолютным слухом; пленял всех знавших его добротой, благородством, вечной молодостью сердца».6 Письма Бунина к Нилусу хранятся в Парижском архиве писателя, куда пере­ дала их вдова художника. Пожалуй, наибольшим свидетельством исключительного взаимопроникновения, связывающего их поэтические души, стало одно из самых известных стихотворений Бунина «Одиночество».

Во вступительной статье к этому изданию, в первом томе, написанной известным русским поэтом А. Т. Твардовским7, говорится о том, что основное настроение стихотворной лирики Бунина — элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. И пусть, по Бунину, это чувство грусти не что иное, как желание радости, естественное, здоровое чувство, но у него любая, самая радостная картина мира неизменно вызывает такое состояние души», - А. Т. Твардовский писал о том, что И. А. Бунин предельно конкретен и точен в деталях и подробностях описаний. Лирический герой указывает на то, что жизни в этом месте нет. Даже сады опустели до весны. Так перед нами предстает немая картина, полная тоски и разочарования.

Здесь жизнь до весны умерла,
‎До весны опустели сады.


По воспоминаниям жены поэта В. Н. Муромцевой-Буниной стихотворение было написано летом: «Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех "Одиночество", посвященное художнику Нилусу»8. Тогда возникают новые вопросы: как в царстве света и красоты можно создавать такие темные и мрачные стихотворения. Поднимемся в воспоминаниях еще на один временной отрезок выше. Вот, например, письмо к старшему брату весной этого же года: «Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то все-таки было новое». В жизнь поэта вторгается много печальных переживаний. Это и разрыв с его первой женой, А. Н. Цакни, и «литературное одиночество». Все это предпосылки для написания подобного стихотворения.

Научная и критическая литература произведение «Одиночество» никак не комментировало. Оно не оставило особого следа в творчестве И. А. Бунина. И никто из известных критиков не обратил внимания именно на это стихотворение. Стихотворение попало в небольшой сборник «Стихотворения 1903 – 1906 годов». Естественно, «Одиночество» входило в цикл произведений, как раз написанное в тот период. Одним из первых, кто прокомментировал сборник, был Корней Иванович Чуковский9. Он пишет: «
Это скрытный, замкнутый, ушедший в себя, притаившийся талант — талант без восклицательных знаков (сосчитайте, много ли их в стихотворениях г. Бунина), без заигрывания с публикой, холодный и  — поймите это слово в надлежащем значении  — аристократический. Душевное равновесие, простота, ясность и здоровье — какие все это редкие вещи по нынешним временам! Нынешние времена — путаные, крикливые, пьяные времена. Каждый старается подпрыгнуть выше головы, каждый кричит свою песню, не слушая песен другого. Разноголосица, треск и всяческое приподымание на цыпочки. Что же удивительного, что мы так холодно принимаем поэта, который проходит мимо нас, не примыкая к пестрой шумихе сегодняшнего дня? Слишком уж он чужой нам, слишком здоров он для нас». Эту мысль о творчестве и об отношении к Бунину Чуковский выдвигает в своей статье «Смерть, красота и любовь в творчестве И. А. Бунина» (1914 год)10. Александр Блок11 писал, что «с первого стихотворения (имеется в виду “Листопад” резких перемен не произошло. Все черты, свойственные Бунину, только укрепились и становились отчетливей, и звезда его поэзии восходила медленным и верным путем». Он определил поэзию Бунина как «мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний». 12

Лингвистический комментарий к стихотворению «Одиночество»13:

1. Мгла - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек). Например: Осенняя мгла вновь нависла над рекой.

2. Мольберт - подставка для подрамника с холстом, на котором художники пишут картину. Например: Он двигал мольберт из стороны в сторону, видимо, пытаясь поймать наилучшее его расположение.

3. Гряда - ряд последовательно расположенных друг за другом или медленно движущихся предметов, обычно далеких, крупных, бесформенных. Например: Гряда облаков медленно плывут по небу.

4. Крыльцо - наружный настил перед входной дверью дома, обычно под навесом, со ступенькой или лесенкой. Например: Он спустился с крыльца и наступил на сырую землю.

5.Камин - сложенная у стены комнатная печь с широкой открытой топкой. Например: Он затопил камин, чтобы согреться.

Примечания:

  • третья годовщина со дня кончины моего многолетнего друга художника Петра Александровича Нилуса… — П. А. Нилус скончался 23 мая 1943 г. в оккупированном Париже. Бунин и Нилус познакомились летом 1898 г. в Одессе. Нилус был в числе экспонентов (а с 1899 г. и членов) Товарищества южнорусских художников, с которыми Бунин тесно общался. В 1901 г. Бунин посвятил Нилусу стихотворение «Счастье» («Нет солнца, но светлы пруды…») и использовал ряд характерных черт художника в рассказах «Галя Ганская» и «Сны Чанга». В свою очередь Нилус посвятил Бунину картину «Одиночество» (1901) и написал его портрет (1918).

  • Вера Николаевна Муромцева-Бунина – жена И. А. Бунина, мемуаристка, автор литературных статей. Написала о Бунине книгу «Беседы с памятью» после его смерти, включила свои собственные воспоминания и воспоминания его приятелей.

  • Корней Иванович Чуковский - русский советский поэт, публицист, литературный критик. Написал статью «Смерть, красота и любовь в творчестве И. А. Бунина» (1914 год)

  • Александр Блок – русский поэт, писатель, публицист. Прокомментировал сборник «Стихотворения 1903 – 1906» И. А. Бунина